Государственная итоговая аттестация – оценка результатов обучения учащихся по ключевым предметам в школе. В связи с пандемией два года для соискателей образования отменяли ГИА. По мнению образовательного омбудсмена отмена третий год подряд этого важного инструмента оценивания учебных результатов учащихся базовой и старшей школы лишь углубит незнание качества украинского образования, которое с начала пандемии и так понесла существенные потери.
Образовательный омбудсмен обращается к народным депутатам и Министерству образования и науки Украины с призывом еще раз тщательно взвесить все "за" и "против" - и не отменять государственную итоговую аттестацию в 2022 году.
10 февраля в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций был направлен на рассмотрение проекта Закона, в котором предлагается отменить проведение государственной итоговой аттестации (ГНА) в общеобразовательных школах, а именно:
«Установить, что в связи с осуществлением мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID19), соискатели образования, завершающие получение полного общего среднего образования в 2021/2022 учебном году, освобождаются от прохождения государственной итоговой аттестации. Соискатели образования, завершающие получение полного общего среднего образования в 2021/2022 учебном году, имеют право пройти государственную итоговую аттестацию, в том числе в форме внешнего независимого оценивания, по собственному желанию».
Сергей Горбачев отметил, что в 2020-2021 годах отмена ГИА для учеников была вынужденным шагом в связи с эпидемической ситуацией. Отмена экзаменов третий год подряд углубит незнание качества украинского образования, которое с начала пандемии и так понесло существенные потери.
Образовательный омбудсмен обратил внимание, что одиннадцатиклассники в этом году, которые были выпускниками 9 классов в начале пандемии и также не сдавали тогда ГИА. То есть фактически их образовательные результаты на уровне базовой и старшей школы остаются не оцененными, и ни учебные заведения, ни государство не могут сравнить результаты их знаний до и во время пандемии и соответственно, проанализировать образовательные потери, выработать определенную стратегию. Украина теряет информацию об образовании всего поколения.
По его мнению, если ежегодно отменять ГИА для одиннадцатиклассников, даже если они сдают экзамен в базовой школе – это не позволит объективно оценивать полученные знания и понимать масштабы образовательных потерь.
Сергей Горбачев подчеркнул, что для системы образования важно после каждого уровня образования четко знать, чему научились наши дети, где в знаниях есть пробелы, чтобы понимать, что менять в образовательной системе, содержании образования, методиках. ГИА и является инструментом, который позволяет оценить результаты, которые мы получили за определенный период школьного обучения.
Родители учеников жалуются на снижение знаний своих детей в условиях пандемии и дистанционного обучения. Причинами снижения качества образования являются:
Пока ни учебные заведения, ни государство не владеют информацией об этих потерях и соответственно не могут выработать определенный план их компенсации и компенсировать эти знания.
«Я всячески поддерживаю действия правительства и Министерства образования и науки Украины, которые начали организационную подготовку для проведения образовательных измерений: будут создаваться экзаменационные центры, планируется адаптация программного обеспечения и другие мероприятия. А пилотный проект организации и проведение образовательных оценок в экзаменационных центрах планируется провести в 2024 году. Но информация об уровне знаний украинских школьников нужна здесь и сейчас. Именно эту информацию предоставляет ГИА», - подчеркнул Сергей Горбачев.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом