При содействии Министерства образования и науки Украины в рамках национальной кампании «Классный учитель» среди украинцев проводился опрос путем анонимного анкетирования, в котором приняли участие родители школьников и педагоги относительно их ожиданий от современных учителей.
В опросе приняли участие 642 респондента из всех областей Украины. Они должны были сформировать портрет идеального педагога, выбрав компетентности, которыми он должен обладать.
Украинцы считают, что хороший учитель должен понимать, уважать и вдохновлять детей, быть открытым к общению, уметь находить подход к каждому ученику, мотивировать к обучению и раскрытию потенциала школьников. Опрошенные родители также настаивают на равных отношению ко всем ученикам.
По мнению родителей идеальный учитель должен обладать следующими компетенциями:
По результатам оценки уровня влияния каждого участника образовательного процесса на внедрение новых стандартов обучения большинство респондентов считают учителей наиболее важными участниками образовательного процесса, которые играют главную роль во внедрении новейших стандартов. На втором месте расположились администрации школ. Наименьшее влияние оказывают родители учеников и представители общественности.
В ходе опроса респонденты должны были дать оценку важности задач, стоящих перед учреждениями общего среднего образования. Здесь мнения родителей и учителей совпали. В приоритете должна быть организация безопасной и комфортной образовательной среды. Вторым критерием является психологическое развитие детей, которые должны получать удовольствие от учебного процесса. Далее респонденты называют социализацию детей и формирования общественных компетенций, развитие коммуникабельности, умения работать в команде, лидерских способностей, овладение знаниями по предметам.
Участники опроса должны были определить востребованые компетентности учителя, в зависимости от задач, которые перед ним стоят. Респонденты-педагоги отметили, что главным для учителей является умение обеспечить комфортные и безопасные условия пребывания учащихся в школе (74%). По мнению родителей - это забота о здоровье и эмоциональном состояним учеников (63,3%).
Для раскрытия потенциала учащихся по мнению респондентов учитель в первую очередь должен обладать умением поощрять учеников к осуществлению познавательной (исследовательской) деятельности. Он должен ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности ребенка, творчески подходить к учебному процессу, способствовать эффективному взаимодействию детей в коллективе.
В образовательной среде нет места буллинг и конфликтов. Для предотвращения их проявлений учитель должен уважать ребенка, владеть навыками профилактики таких проявлений и уметь решать конфликты, когда их уже невозможно избежать.
Для налаживания партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса, педагог по мнению респондентов должно быть коммуникабельным, терпеливым, ответственным, уметь решать конфликтные ситуации.
Главнее навыками учителей в контексте внедрения инноваций в учебном процессе респонденты называют стремление к саморазвитию, готовность к изменениям и творческий подход в преподавании.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом