29 декабря 2020 был утвержден Профессиональный стандарт учителя, в котором определены главные требования для учителей начальной школы и учителей-предметников по основным трудовым функциям и условиям труда, установлены единые требования к их общим и профессиональным компетенциям в соответствии с квалификационной категорией, а также условия допуска к работе.
Во время работы над созданием стандарта для украинских педагогов изучался международный опыт. К вниманию принимались профессиональные стандарты учителя тех стран, где наблюдается высокое качество подготовки педагогов, эффективная кадровая политика и высокий уровень успеваемости учащихся, о чем отмечают авторы стандарта на портале НУШ.
Образовательные эксперты разделили страны на три категории в соответствии с профессиональными качества учителей:
При создании украинского профессионального стандарта во внимание брались наработки и опыт Чехии, Австралии и Великобритании. Целью создания документа является не только перечень профессиональных компетенций в соответствии с трудовыми отношениями, но и установки для учителей для возможности их дальнейшего развития, самосовершенствования и профессионального роста.
Профессиональный стандарт учителя Чехии рассчитан на различные целевые категории пользователей: учителей, родителей, учеников и общественность. В нем предусмотрено четыре этапа карьерного роста педагога:
Чешский профессиональный стандарт учителя формируется на четырех направлениях развития: профессиональная этика, самоидентификация учителя в образовательной среде, взаимодействие педагога с учащимися, сотрудничество с другими участниками учебного процесса.
Профессиональный стандарт учителя Австралии определяет умения, навыки, знания, практическую и профессиональную деятельность учителя, которая направлена на ученическую успеваемость. Документом предусмотрен четырехуровневый подход к формированию компетенций у педагога:
В Великобритании становления каждого этапа карьеры учителя происходит в соответствии с отдельным профессиональным стандарто: для молодого специалиста, ассистента учителя, квалифицированного педагога, совершенного учителя, учителя-методиста, директора школы.
Профессиональные стандарты в странах постоянно пересматриваются и обновляются с учетом требований современности. Изменения формируются на результатах исследований международных мировых организаций ОЕСП, ЮНЕСКО, Всемирного банка.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом