Война, начатая рф на территории Украины, навсегда изменила судьбу многих украинских семей. Многие дети остались без родительской опеки по разным причинам. Некоторые даже потеряли одного или обоих родителей. Как учителя и одноклассники могут помочь ребенку справиться с потерей, горем и чувством боли, рассказали психологиня БФ «Голоса детей» Людмила Романенко и детская психологиня Светлана Ройз специально для "НУШ".
У ребенка, пережившего потерю близкого человека, часто наблюдается изменение поведения. Она может стать апатичной, замкнутой, или наоборот импульсивной и агрессивной.
Психологиня Людмила Романенко отмечает, что не следует игнорировать чьи-то потери, а наоборот необходимо поддержать ребенка, говорить с ним о том, что произошло в ненавязчивой форме, подчеркнуть, что он может обращаться с любым вопросом в случае необходимости. Ведь за неимением информации ребенок может дофантазовывать ход событий и чувствовать себя виноватым.
«Конечно, это не значит, что каждый урок нужно начинать с упоминания о гибели одного из родных учеников. Но нельзя делать вид, что нет войны, нет потерь, если это уже рядом и даже коснулось кого-то из класса», – отмечает психологиня.
Все дети по-разному переживают процесс горения. Однако учителя должны распознавать определенные симптомы, чтобы предотвращать ухудшение и затягивание процесса. В некоторых случаях следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу.
Однако не стоит всех детей, которые потеряли кого-то из родных, сразу направлять к психологу. Мол, у тебя кто-то погиб, значит, у тебя травма и ты нуждаешься в помощи. Не всем нужна психологическая поддержка, ведь это личные процессы. Но учителя должны наблюдать за учениками. Если такие ученики скучают неделю, месяц или две – это естественно. Но если процесс затянулся (полгода, год), начались проявления депрессии, тогда нужно инициировать квалифицированную помощь психологов”, – отмечает Людмила Романенко.
Психологи подчеркивают, что когда человек пережил травмирующее событие, он может испытывать разрыв линии времени, разрыв между прошлым и будущим. Поэтому лучше вернуть в жизнь привычные моменты рутины. Для детей это может быть обучение в школе.
Детей, переживающих процесс горения, следует привлекать к активным действиям, общим занятиям, играм, общению.
Светлана Ройз дает советы, как дети могут поддержать одноклассника, друга, потерявшего близких. Во-первых, следует правильно сообщить ребенку о гибели кого-то из родных друзей, поскольку у него может возникнуть тревога, что с его родителями может что-нибудь случиться.
Психологиня советует:
1. Сказать правду – я узнала печальную новость. Что отец (имя) (мы стараемся не использовать слово – "твоего" (друга), чтобы не было случайной идентификации) погиб на войне. Это очень страшная и грустная новость. Сейчас всей семье тяжело. И, возможно, (имя) требуется поддержка. Как ты думаешь, что мы можем (или вы – одноклассники) можете для него сделать?
Мы слушаем ответы и поддерживаем те, которые будут корректными.
2. Дальше объяснение – когда человек теряет близких, ему очень сложно и все эмоции могут перемешиваться. Одновременно может взрываться злоба, грусть, радость. И поведение, к которому ты привык, может изменяться. Если ты вдруг будешь замечать это – просто знай, что это не значит, что чем-то провинился, или вы уже не друзья – это нормально.
Это нормально – если друг будет злиться на тех, кто рядом, кто с его точки зрения счастлив. Не обязательно так будет. Но если это произойдет, ты точно сможешь это понять и выдержать.
Ты сможешь быть верным, потому что беда может разъединять, а может совмещать.
3. Мы можем сказать - когда я была маленькой, мне казалось, что если я нахожусь рядом с тем, кто несчастлив, это может перекинуться и на меня. Беда не заразна. А поддержка исцеляет. (на самом деле, когда мы находимся с тем, кому тяжело, мы чувствуем его настроение, отражаем состояние. И некоторым кажется, что мы заражаемся).
4. Знаешь, какими словами поддержать тех, кому больно? (Послушайте ответы). Можно просто сказать - "я знаю, что случилось и мне так жаль. (Мы все всегда будем помнить твоего отца.) (И если ты вдруг захочешь что-нибудь сделать в его память (посадить дерево, сделать концерт, нарисовать картину)." ..) я тебе помогу.Не все могут переносить объятия.
5. Нужно предупредить – не задавать лишних вопросов, потому что они могут ранить. Понимать, что настроение может изменяться, что друг может вдруг становиться грустным и быстро уставать. Что это нормально, когда он то грустный, то веселый. Нормально, если он молчалив, или будет наоборот очень много говорить.
Важно, чтобы друг испытывал сочувствие, а не жалость. (Здесь важно бы самым взрослым разобраться в разнице).
У друга может изменяться отношение к обучению. И, возможно, в этом потребуется помощь.
6. Если друг проявляет грубость – важно, как в любое время, корректно означать границы – так со мной нельзя.
7. Важно не шушукаться и не прекращать разговор, когда входит друг, потому что когда ты уязвим, ты все сигналы можешь воспринимать, как жалость, как угрожающие, как обесценивающие.
8. Здесь больше для взрослых: Важно приобщать к общим делам, чтобы он мог чувствовать свое место в группе и чувствовать важность своего вклада (но держать в фокусе, что у человека, который в скорби может не хватить сил)
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом