Укр Рус

Как учителям и одноклассникам поддержать ребенка, пережившего потерю

Как учителям и одноклассникам поддержать ребенка, пережившего потерю

Война, начатая рф на территории Украины, навсегда изменила судьбу многих украинских семей. Многие дети остались без родительской опеки по разным причинам. Некоторые даже потеряли одного или обоих родителей. Как учителя и одноклассники могут помочь ребенку справиться с потерей, горем и чувством боли, рассказали психологиня БФ «Голоса детей» Людмила Романенко и детская психологиня Светлана Ройз специально для "НУШ".

У ребенка, пережившего потерю близкого человека, часто наблюдается изменение поведения. Она может стать апатичной, замкнутой, или наоборот импульсивной и агрессивной.

Психологиня Людмила Романенко отмечает, что не следует игнорировать чьи-то потери, а наоборот необходимо поддержать ребенка, говорить с ним о том, что произошло в ненавязчивой форме, подчеркнуть, что он может обращаться с любым вопросом в случае необходимости. Ведь за неимением информации ребенок может дофантазовывать ход событий и чувствовать себя виноватым.

«Конечно, это не значит, что каждый урок нужно начинать с упоминания о гибели одного из родных учеников. Но нельзя делать вид, что нет войны, нет потерь, если это уже рядом и даже коснулось кого-то из класса», – отмечает психологиня.

Все дети по-разному переживают процесс горения. Однако учителя должны распознавать определенные симптомы, чтобы предотвращать ухудшение и затягивание процесса. В некоторых случаях следует обратиться за квалифицированной помощью к психологу.

Однако не стоит всех детей, которые потеряли кого-то из родных, сразу направлять к психологу. Мол, у тебя кто-то погиб, значит, у тебя травма и ты нуждаешься в помощи. Не всем нужна психологическая поддержка, ведь это личные процессы. Но учителя должны наблюдать за учениками. Если такие ученики скучают неделю, месяц или две – это естественно. Но если процесс затянулся (полгода, год), начались проявления депрессии, тогда нужно инициировать квалифицированную помощь психологов”, – отмечает Людмила Романенко.

Психологи подчеркивают, что когда человек пережил травмирующее событие, он может испытывать разрыв линии времени, разрыв между прошлым и будущим. Поэтому лучше вернуть в жизнь привычные моменты рутины. Для детей это может быть обучение в школе.

Детей, переживающих процесс горения, следует привлекать к активным действиям, общим занятиям, играм, общению.

Светлана Ройз дает советы, как дети могут поддержать одноклассника, друга, потерявшего близких. Во-первых, следует правильно сообщить ребенку о гибели кого-то из родных друзей, поскольку у него может возникнуть тревога, что с его родителями может что-нибудь случиться.

Подпишитесь на email рассылку!

Психологиня советует:

1. Сказать правду – я узнала печальную новость. Что отец (имя) (мы стараемся не использовать слово – "твоего" (друга), чтобы не было случайной идентификации) погиб на войне. Это очень страшная и грустная новость. Сейчас всей семье тяжело. И, возможно, (имя) требуется поддержка. Как ты думаешь, что мы можем (или вы – одноклассники) можете для него сделать?

Мы слушаем ответы и поддерживаем те, которые будут корректными.

2. Дальше объяснение – когда человек теряет близких, ему очень сложно и все эмоции могут перемешиваться. Одновременно может взрываться злоба, грусть, радость. И поведение, к которому ты привык, может изменяться. Если ты вдруг будешь замечать это – просто знай, что это не значит, что чем-то провинился, или вы уже не друзья – это нормально.

Это нормально – если друг будет злиться на тех, кто рядом, кто с его точки зрения счастлив. Не обязательно так будет. Но если это произойдет, ты точно сможешь это понять и выдержать.

Ты сможешь быть верным, потому что беда может разъединять, а может совмещать.

3. Мы можем сказать - когда я была маленькой, мне казалось, что если я нахожусь рядом с тем, кто несчастлив, это может перекинуться и на меня. Беда не заразна. А поддержка исцеляет. (на самом деле, когда мы находимся с тем, кому тяжело, мы чувствуем его настроение, отражаем состояние. И некоторым кажется, что мы заражаемся).

4. Знаешь, какими словами поддержать тех, кому больно? (Послушайте ответы). Можно просто сказать - "я знаю, что случилось и мне так жаль. (Мы все всегда будем помнить твоего отца.) (И если ты вдруг захочешь что-нибудь сделать в его память (посадить дерево, сделать концерт, нарисовать картину)." ..) я тебе помогу.Не все могут переносить объятия.

5. Нужно предупредить – не задавать лишних вопросов, потому что они могут ранить. Понимать, что настроение может изменяться, что друг может вдруг становиться грустным и быстро уставать. Что это нормально, когда он то грустный, то веселый. Нормально, если он молчалив, или будет наоборот очень много говорить.

Важно, чтобы друг испытывал сочувствие, а не жалость. (Здесь важно бы самым взрослым разобраться в разнице).

У друга может изменяться отношение к обучению. И, возможно, в этом потребуется помощь.

6. Если друг проявляет грубость – важно, как в любое время, корректно означать границы – так со мной нельзя.

7. Важно не шушукаться и не прекращать разговор, когда входит друг, потому что когда ты уязвим, ты все сигналы можешь воспринимать, как жалость, как угрожающие, как обесценивающие.

8. Здесь больше для взрослых: Важно приобщать к общим делам, чтобы он мог чувствовать свое место в группе и чувствовать важность своего вклада (но держать в фокусе, что у человека, который в скорби может не хватить сил)

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача