В течение последних трех лет образовательная отрасль сталкивается с множеством вызовов сначала вызванных пандемией короновирусной инфекции, а теперь военной агрессией, что заставляет трансформировать образовательный процесс, а всех участников адаптироваться к вынужденным изменениям.
Несмотря на военное положение, 1 сентября во всех учебных заведениях начался новый учебный год. В то же время с учетом безопасности ситуации обучение происходит в разных форматах: очно, смешанно и дистанционно, каждый из которых предусматривает определенные требования по организации, чтобы быть не только безопасным, но и качественным.
Государственная служба качества образования подготовила рекомендации по организации качественного смешанного обучения.
Смешанная учеба – это обучение, при котором часть познавательной деятельности учащихся происходит на уроке под непосредственным руководством учителя, а другая – в самостоятельной работе с электронными ресурсами.
Существует несколько вариантов «смешивания»:
Наиболее примененной в Украине сейчас практика сочетания очной формы с дистанционной.
Модели «смешанного обучения»
Ротационная модель
Суть этой модели состоит в так называемой «ротации» учащихся в школе. Происходит также и «ротация» видов деятельности учащихся – онлайн и офлайн.
Разновидностью этой модели является работа по технологии «Перевернутый класс», когда учащиеся часть материалов прорабатывают самостоятельно, а в классе обсуждают дискуссионные вопросы, консультируются ли с учителем или изучают следующую часть материала. Именно такую модель сегодня реализует большинство школ в Украине, избравших смешанный формат обучения.
Гибкая модель
В этой модели учащиеся работают по индивидуально настроенному графику преимущественно онлайн, а учитель является инструктором, который координирует их деятельность и консультирует. Причем консультации учитель может давать как очно, так и онлайн в синхронном режиме.
Такую модель часто выбирают школы дистанционного обучения. Некоторые школы в Украине, в основном в сельской местности, также реализовали такую модель во время пандемии и активной фазы военных действий (в относительно безопасных регионах).
Личностно ориентированная модель
Предусматривает обучение по индивидуальным образовательным траекториям (учащиеся учатся очно, а параллельно работают с внешними электронными ресурсами, онлайн-курсами). Такая модель может использоваться для углубленного изучения отдельных предметов, в случае сочетания очной и экстернатной, очной и сетевой или других форм получения образования.
Модель обогащенной виртуальной среды
Модель предусматривает основную работу в режиме онлайн по разработанным дистанционным курсам. В то же время ученик может посещать отдельные уроки (если эта модель применяется индивидуально), или же для учащихся всего класса проводятся отдельные уроки (например, в начале и конце изучения темы, для защиты проектов, обсуждения отдельных тем).
Такая модель будет полезна общинам, где в результате военных действий школа разрушена или повреждена, однако есть цифровой хаб или другие помещения, которые могут использоваться для проведения отдельных занятий с учениками.
В ситуации, когда в школе есть необходимость и возможность организовать смешанное обучение, необходимо определиться с моделью или моделями, по которым заведение будет работать. Законодательство не предусматривает смешанной формы получения образования как таковой, так что если в школе организовано смешанное обучение, то форма получения образования является очной с использованием технологий дистанционного обучения.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом