Украина вводит новые карантинные ограничения, касающиеся и учебных заведений.
И интересно было бы узнать, какие противоэпидемические ограничения для учебных заведений существуют в других странах? Издание "Новая украинская школа" рассказало о том, как учатся в школах Финляндии, Эстонии, Германии и Великобритании.
Финляндия.
В Финляндии обучение в школах началось в середине августа, конечно, с соблюдением необходимых карантинных мероприятий.
Учительница младших классов Анья Хуринайнен-Косунен говорит: "Если ситуация с COVID-19 изменится, мы легко перейдем на дистанционное обучение. Каждый ученик имеет собственный гаджет (ноутбук или iPad), который предоставляет школа. На них загружены все необходимые программы и платформы, на которых работает школа ".
Если кто-то из учеников болеет сезонным или любым другим заболеванием, кроме коронавируса, и не может посещать школу, учитель направляет задачи через электронную платформу Wilma. А вот в случае заражения COVID-19, весь класс переходит на 2 недели в режим дистанционного обучения.
"Мы не вводили так называемую смешанную форму обучения - когда чередуется контактное и онлайн-обучение, потому что в этом нет необходимости", - говорит Анья.
Учительница преподает в школе Викки, которая является одновременно и школой подготовки учителей при Хельсинкском университете, где обычно проходят стажировку студенты. В период пандемии привлечения будущих педагогов к преподаванию происходит в дистанционном формате.
"Наша школа приняла решение ограничить взрослым доступ в школу. У меня в классе есть дополнительный лэптоп, и студенты онлайн проводят уроки или наблюдают за моей работой ".
В школе действуют следующие противоэпидемические мероприятия:
"На каждую группу классов, а в нашей школе учатся тысячи учеников, выделяют 15 минут. Время отведено с 10.15 до 13.15 ", - рассказывает Анья.
Учительница младших классов Анне Лоукомиес говорит, что дистанционное обучение для начальной школы в Финляндии - это последний вариант среди всех возможных, на который придется пойти, если количество больных будет существенно расти.
"Мы постоянно напоминаем детям о необходимости мыть руки и соблюдать дистанцию. Но маленьким детям трудно быть один на один, когда рядом сверстники. Мы все, если честно, очень устали от этой ситуации".
Школе, где в старших классах преподает математику Юкка Синнемяки, повезло. По словам учителя, за все время пандемии не было никого с положительным тестом на COVID-19.
Есть четкие правила, которые все соблюдают:

Великобритания.
Новые случаи заражения коронавируса в школах привели к тому, что сотни тысяч детей в Великобритании долгое время не учились в октябре этого года.
По информации Министерства образования Великобритании, были дни, когда до 5% всех учащихся государственных школ, а это 412 000 детей, не учились из-за коронавируса. Больше всего опасений высказывают эксперты из-за разрыва в учебных показателях, который будет увеличиваться между неблагополучными учениками и их сверстниками.
Мама двух учеников Екатерина Лескотт рассказывает, что пандемия в стране регулируется по-разному в разных частях Соединенного Королевства. Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия выполняют решение местных парламентов и распоряжения локальных правительств.
"Мои дети учатся в школе на юге Лондона. Дистанционное обучение в этом году длилось с марта до конца июля. В основном, дети получали задания от учителей. Задавать вопросы учителям можно было в чате. Детям такое обучение было неинтересным, единственный плюс - никуда не нужно было ходить".
Сейчас школы в стране открыты. Правительство Великобритании заявляет, что приоритет - избежать закрытия школ даже в случае ухудшения ситуации с пандемией. Однако если выявляют больного, класс идет на дистанционное обучение на 2 недели.
Эстония.
Эстонские школьники пользуются плодами долгосрочных инвестиций, которые их страна делала в цифровое обучения. Задолго до того, как коронавирус начал стремительно распространяться по миру, Эстония определила национальным приоритетным развитие цифровых навыков, скоростного интернета и ИТ-инфраструктуры.
По словам руководительницы департамента международного сотрудничества Министерства образования Эстонии Лаури Лимперк-Кютару, эстонские школы годами пользуются цифровыми учебными материалами и электронными системами управления школой.
"Когда весной все школы вынуждены были закрыться, дети просто учились дома. Это не было для всех чем-то новым и незнакомым. Большого шока никто не испытал, если говорить о качестве и эффективности обучения. Самым большим вызовом для школьников стала невозможность коммуницировать с глазу на глаз между собой".
В 1997 году в стране начали проект под названием Tiigrihüpe (Тигровый прыжок). Он предусматривал обеспечение компьютерами и доступа к интернету школ, а также обучение цифровых навыков для учителей.
Школы Эстонии давно пользуются цифровыми учебными материалами.
"Все эти системы созданы годами. Когда через новые случаи заражения COVID-19 классы, или школы вынуждены идти на карантин, они просто переходят из учебных классов в виртуальную среду ", - рассказывает Лимперк-Кютару.
Однако каждый ребенок в Эстонии имеет доступ к ноутбуку или планшету. В таких случаях реагируют школы, местные органы власти или благотворительные организации, обеспечивая необходимым оборудованием тех, кто в этом нуждаются.
Зато команда так называемых "образовательных технологов", которая состоит из студентов университетов факультетов ИТ-технологий, на волонтерских началах консультируют и помогают учителям наладить учебный процесс, делятся опытом - как лучше использовать цифровые ресурсы.

Германия.
В Германии, как и в основном в странах, школы остаются открытыми, а в случае выявления больного, класс переводят на дистанционное обучение на 2 недели. В некоторых землях практикуют смешанное обучение, когда одна группа учеников учится в классе, а другая - дома.
Правительство Германии больше года назад выделило 5 миллиардов евро на диджитализацию школ, в частности на образовательную программу "Цифровой пакет Школа" (Digitalpakt Schule), рассказывает экспертка по диджитализации школ Верена Пауздер. Он предусматривает инвестиции в скоростной интернет, планшеты, магнитно-маркерные доски, учебные семинары, оплату дополнительного персонала в школах.
Однако, по словам экспертки, этим пакетом еще мало кто воспользовался - освоены пока только примерно 400 миллионов евро.
"Одна из причин такого медленного освоения средств - слишком много бюрократии. Заявки от школ на федеральном уровне поступают нерегулярно. Также не все учителя знают, какого именно программного обеспечения требует школа".
Немецкие школы разработали концепции гигиены в школах, однако не слишком заботились подготовкой к возможным следующих локдаунов или гибридных форм обучения, когда одна половина учеников учится дома, а другая - в школах, говорит Верена Пауздер.
"За время летних каникул можно было бы по крайней мере опросить все семьи, кто из детей действительно может без особых трудностей или расходов эффективно заниматься дома, поскольку в семье достаточно гаджетов; кто совсем не может, а кто - лишь в крайних случаях. Это помогло бы принимать оперативные решения в ситуации нового локдауна".
К тому же, стоит больше внимания уделять обучению педагогов цифровых навыков, уверена экспертка.
"На вебинарах учителям надо демонстрировать возможности современных цифровых технологий, чтобы в случае, когда школа приобретет определенное оборудование, оно не оказалось в шкафу".

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом