Укр Рус

Особенности читательского восприятия учащихся всех возрастов

Особенности читательского восприятия учащихся всех возрастов

Дети всех возрастов по-разному понимают содержание текста. Школьные учебники часто содержат контент, не понятный ученикам, что сразу демотивирует их к изучению нового. Учебный текст должен быть понятным и написан на простом языке, легком для восприятия. Создатели современных образовательных материалов Елена Павлик и Людмила Лысогор на портале «НУШ» раскрыли особенности читательского восприятия детей всех возрастов.

Для эффективного чтения и понимания содержания прочитанного должна быть создана психологическая основа чтения, которая формируется из знаний, когнитивных умений и собственного опыта.

Подпишитесь на email рассылку!
Эксперты отмечают, что мотивация к обучению является одним из ключевых моментов, влияющих на запоминание и продолжительность содержания информации. На понимание текста также влияют физическое состояние учащегося на момент чтения – показатели зрения, настроение, самочувствие, а также интерес и уровень навыка чтения. Однако на это влияют и внешние факторы – формат и количество текстов, сложность языка.

Читабельность текста описывает, как учащийся испытывает трудности при декодировании текста и как соображает содержание информации.

При прохождении государственной экспертизы учебников определяется соответствие текста возрастным особенностям учащихся, уровень его сложности в то же время не учитываются читательские возможности детей. Да, текст может быть понятным, но сложным и требует для понимания перечитывания несколько раз.

Уровень лингвистической сложности текста влияет не только на качество обучения, но и на преподавание предмета учителем. Он рассчитывается на основе количественных и качественных показателей с учетом уровня подготовки читателя.

Эксперты отмечают, что содержание текста учебников должно постепенно раскрывать понятие (от простейшего к более сложным), иметь четкую структуру и привлекать дополнительные инструменты (прежде всего, визуализацию) для объяснения понятий и взаимодействия. Для пояснения термина должно применяться несколько инструментов.

Информационная сложность оценивается на основе психолингвистических возможностей читателя:

  • объем оперативной памяти: как в течение урока ребенок будет использовать полученную информацию и как ее отрабатывать сразу после получения;
  • долгосрочная память: обеспечение длительного хранения информации с возможностью ее воспроизведения через определенное время;
  • внимание;
  • личностный опыт: знание об окружающем мире и связи в нем, опыт разрешения жизненных ситуаций;
  • уровень мотивации;
  • объем словарного запаса;
  • уровень владения языком;
  • стартовый уровень осведомленности с изучаемым предметом.

Читаемость текстов определяется с помощью различных индексов и может быть печатной и лингвистической. Первое понятие включает шрифт, качество печати и бумаги, цвета, контрастность и т.д.

Лингвистическая читабельность зависит от количества букв в словах, а в словах в предложениях. Для детей 6–7 лет оптимальная длина предложения – 6–7 слов, для 8–14 лет этот показатель – 10–15 слов.

Не менее важное значение имеет лексическое наполнение текста: состоит ли он из слов, знакомых и понятных ребенку соответствующего возраста.

Эксперты объясняют, что:

  • чем длиннее слово, тем ниже степень его понятности для ученика;
  • чем длиннее предложения и слова в них, тем труднее читать текст;
  • четкость и понятность формулировок обеспечивают краткие предложения.

Главные правила при выборе учебника:

  • предоставление преимуществ частотной лексике – для лучшего понимания и запоминания определенное понятие должно встречаться как можно чаще;
  • ограничительное количество термина на одной странице;
  • употребление имен собственных или конкретики для объяснения понятия;
  • оптимальная длина предложений;
  • употребление коротких синонимов;
  • предложения не должны быть слишком короткими, лучше сложны структуры, отражающие естественную логику мышления.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type