Дети всех возрастов по-разному понимают содержание текста. Школьные учебники часто содержат контент, не понятный ученикам, что сразу демотивирует их к изучению нового. Учебный текст должен быть понятным и написан на простом языке, легком для восприятия. Создатели современных образовательных материалов Елена Павлик и Людмила Лысогор на портале «НУШ» раскрыли особенности читательского восприятия детей всех возрастов.
Для эффективного чтения и понимания содержания прочитанного должна быть создана психологическая основа чтения, которая формируется из знаний, когнитивных умений и собственного опыта.
Читабельность текста описывает, как учащийся испытывает трудности при декодировании текста и как соображает содержание информации.
При прохождении государственной экспертизы учебников определяется соответствие текста возрастным особенностям учащихся, уровень его сложности в то же время не учитываются читательские возможности детей. Да, текст может быть понятным, но сложным и требует для понимания перечитывания несколько раз.
Уровень лингвистической сложности текста влияет не только на качество обучения, но и на преподавание предмета учителем. Он рассчитывается на основе количественных и качественных показателей с учетом уровня подготовки читателя.
Эксперты отмечают, что содержание текста учебников должно постепенно раскрывать понятие (от простейшего к более сложным), иметь четкую структуру и привлекать дополнительные инструменты (прежде всего, визуализацию) для объяснения понятий и взаимодействия. Для пояснения термина должно применяться несколько инструментов.
Информационная сложность оценивается на основе психолингвистических возможностей читателя:
Читаемость текстов определяется с помощью различных индексов и может быть печатной и лингвистической. Первое понятие включает шрифт, качество печати и бумаги, цвета, контрастность и т.д.
Лингвистическая читабельность зависит от количества букв в словах, а в словах в предложениях. Для детей 6–7 лет оптимальная длина предложения – 6–7 слов, для 8–14 лет этот показатель – 10–15 слов.
Не менее важное значение имеет лексическое наполнение текста: состоит ли он из слов, знакомых и понятных ребенку соответствующего возраста.
Эксперты объясняют, что:
Главные правила при выборе учебника:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом