Укр Рус

Метод фасилитации: как он поможет учителям проводить уроки?

Метод фасилитации: как он поможет учителям проводить уроки?

Как помочь всем участникам учебного процесса достичь максимума?

Об этом рассказывает доцентка кафедры украинской литературы Запорожского национального университета Ирина Бакаленко изданию "Новая украинская школа".

Что такое фасилитация?

Фасилитация - это облегчение выполнения задания. Это способ помочь группе мыслить наилучшим образом. Но просто не значит легко.

В чем разница между фасилитацийним подходом и традиционной работой с группой?

Традиционная работа с группой (обсуждение)

 

Фасилитационный подход

 

Те, кто быстрее соображают и активно высказываются, узурпируют большую часть времени

 

Участвуют все в группе

 

Вопросы воспринимаются как вызовы, будто бы человек сказал или сделал что-то неправильно

 

Вопрос - это основа заинтересованности, участники поощряют друг друга, чтобы объяснить суть сообщения

 

Перебивают друг друга

 

Возможность каждому высказаться

 

 

Различия в позициях воспринимаются как конфликты, которых избегают или заглушают, затем обсуждают кулуарно

 

Противоположные взгляды не замалчиваются и сосуществуют в рамках одной дискуссии, сложные вопросы требуют мысли каждого

 

Участники не слушают и не понимают реплики друг друга, поскольку заняты формулировкой собственных

 

Участники слушают друг друга, зная, что будут услышаны

 

Проблему спешат признать решенной, как только быстрые нашли ответ

 

Проблема решена, когда все, кого она касается, поняли аргументацию

 

Фасилитатор:

  • организует процесс, привлекает участников и структурирует работу группы так, чтобы, используя полный потенциал, вместе достичь цели;
  • создает среду, пространство (где, например, люди учатся) и налаживает процесс группового взаимодействия, но не обязательно является источником знания, идей. Инсайты познания генерируются в процессе - через взаимодействие участников (коллективная мудрость), их креативность
  • лучшие фасилитаторы следят за задачами и ощущениями участников, взаимосвязями (и работа сделана, и люди счастливы)
  • должен верить, что группа может достичь желаемого результата;
  • является экспертом методов группового взаимодействия.

Фасилитатор не определяет, пришла ли группа к правильному решению проблемы. Он лишь проводник в процессе решения проблемы.

За процесс обучения отвечают все - и ученики, и учителя, и родители. Вклад учителя в том, чтобы создать благоприятную образовательную среду для всех.

Изменение роли учителя:

От

До

 

Преподавание предмета, где учитель - носитель знаний

 

Фасилитации процесса обучения (предлагает вызовы, показывает дорогу в мир)

 

Центрального фокуса на учителя

 

Центрального фокуса на том, кто учится

 

Рассказывания

 

Спрашивания

 

Классныхх комнат

 

Пространства для обучения, учебного сообщества

 

Страха ошибок

 

Отношение к ошибкам как к возможности научиться и вырасти

 

Индивидуальных успехов ученика

 

Совместных успехов

 

Конкуренции

 

Сотрудничества

 

Фокусировка на учебных результатах (математика, чтение)

 

Развитие индивидуальных компетенций, а также социальных и эмоциональных навыков

 

МЕТОДЫ ФАСИЛИТАЦИИ


Круг (совет)

Нужны: стулья, расставленные кругом (чтобы участники видели друг друга) предмет, который передают, чтобы дать право голоса; или колокольчик с приятным звуком у фасилитатора, который передает право голоса.

Мировое кафе

Подходит для заседаний, педсоветов, любых встреч со многими вопросами, планирование работы, подведение итогов, решение комплексных вопросов.

Во время мирового кафе в помещении должно быть несколько столов. За каждым обсуждают различные темы. Каждая группа должна выбрать одного человека, который будет модерировать обсуждения за столом и все записывать. Тогда происходят несколько периодов обсуждения. После завершения каждого, модераторы переходят к другим столам (или остаются на местах и ​​перемещаются участники) и возобновляют обсуждения с новыми участниками, коротко объяснив предыдущие наработки. Так все группы имеют возможность обсудить все темы, не тратя много времени.

После обсуждений модераторы столов представляют наработки перед всеми. Впоследствии происходит планирование дальнейших шагов.

Мозговой штурм

  • Генерирование максимального количества вариантов без ограничений за короткое время.
  • Принимаются даже фантастические и абсурдные идеи.
  • Нет критики или оценки предложенных идей.
  • Все идеи кратко формулируются и фиксируются.
  • Лишь после мозгового штурма можно выбрать идеи.

Методика номинальных групп

Этапы:

1. Генерирование - написание идей индивидуально в тишине.

2. Круг - делимся идеями по одной каждый или пропускаем, пока все идеи не записаны на флипчарте или доске.

3. Прояснение - вопрос для уточнения идей (без критики), кластеризация.

4. Голосование - каждый участник выбирает три идеи. Баллы считают добавлением голосов. Избираются идеи с наибольшим количеством голосов.

Технология открытого пространства ((не) конференция)

Участники обсуждают и делятся знаниями по вопросам, которые их волнуют. Каждый может быть в роли как лидера (то есть, поделиться чем-то, задать вопрос), так и слушателя.

Принципы:

  • Все, кто пришли, - именно те, кто должны были прийти.
  • Все, что происходит, - именно то, что и должно происходить.
  • Все начинается тогда, когда и должно начаться.
  • Если конец - то конец, если нет - то можем продолжать общение.

Онлайн-доски для проведения фасилитации: Miro, Stormz, Mural, Padlet, Inout, Lino.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача