Несколько мыслей об электронных классных журналах и дневниках.
1. У меня создается впечатление, что они вводятся для усиления тотального контроля за учениками и учителями. Если это так, то это совершенно не нужна затея. Потому еще одним кнутом, даже электронным, того, кто не хочет учиться, учиться не заставишь. А появление еще одного чертополоха в огромном букете подобных, которые используются для позорно-унизительного контроля за работой учителя - это продолжение формирования стойкого отвращения к этой профессии и недоверия к ней.
2. Электронные дневники и журналы (как и бумажные) акцентируют внимание не на положительной мотивации к обучению, а на возвеличивании текущей оценки ученика, факта «был или не был в школе», домашних заданий. То есть, речь идет об усилении абсолютной формализации образовательного процесса. С качеством образования это все имеет столько же общего, как домашняя свинья с морской свинкой.
3. Доступ к электронному журналу и электронному дневнику важно для родителей типа «яжемать» и будет мощным возбуждающим фактором для их постоянных конфликтных ситуаций с учащимися и учителями. Это кому-то нужно? Единственное, что радует: родителей типа «яжемать» много, но такие не все. Умные родители никогда не будут делать проблемы для себя, детей и учителей из-за оценки. Так нужно ли им ежедневно получать информацию о таких оценках?
4. Боюсь, что с уровнем компьютерной грамотности наших учеников (гораздо лучшей, чем у многих учителей) проблема их вмешательства в электронные журналы и дневники может стать очень серьезной. Но, если раньше порчи бумажного классного журнала было ЧП местного масштаба (между прочим в последние десятилетия о таких фактах огласки почти не слышали), то с государственной системой электронного ресурса это уже будет уголовное преступление со всеми которые из этого вытекают. Между прочим, в Интернете уже есть информация об уголовных делах в России о внесении учениками изменений в оценки в электронных журналах. Мы готовы к такому развитию событий? И здесь дело не только в уровне правовых знаний и правовой ответственности учащихся. Здесь серьезная проблема в техническом обеспечении наших общеобразовательных учреждений. А о ее уровене мы все очень хорошо знаем.
5. Если есть решение о введении электронных классных журналов, то где решение об отмене бумажных? И не будут ли ревизоры и финансовые аудиторы при проверках требовать бумажные журналы? Если будут и решения об отмене бумажных нет, то это значит, что учителя будут выполнять двойную работу. Это фактически двойная бухгалтерия. А в двойной бухгалтерии ошибки неизбежны. И ответственность также неизбежна. Это облегчение учительского труда?
P.S. Я категорический сторонник цифровизации управленческих и учетных процессов в образовании. Но я категорический противник цифровизации процессов совковых по содержанию и сути. И мне кажется, что электронные журналы и дневники именно таковыми и являются. Переводим в цифровой формат, что давно нужно изменить по сути и значимости.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом
Вiдгуки