Во время учебного процесса почти для каждого ребенка наступает период, когда он чувствует себя неуверенно, растерянно, теряет мотивацию к обучению. Это может быть связано с перегрузкой, переживаемыми неудачами, непониманием предмета. В этот период особенно необходима поддержка родителей, которые должны замечать любые успехи ребенка и вдохновлять его на обучение. Как взрослые могут помочь ребенку вернуть интерес к учебе, рассказывают на портале «Образование 24».
Учебный прогресс ребенка и его успехи в обучении зависят в первую очередь от непосредственного участия родителей в образовании ребенка. Если взрослые заметили снижение интереса к обучению, необходимо обсудить проблему и помочь ребенку преодолеть ее. Среди наиболее распространенных причин, по которым дети теряют мотивацию к обучению, следует выделить следующие.
Детям с низкой концентрацией трудно усидеть на одном месте, сосредоточиться, слушать, заниматься чем последовательным. Для них наиболее эффективным вариантом станет обучение с помощью игры, что формирует радостный процесс и будет способствовать лучшему усвоению нового материала.
Ребенка можно записать на спортивную секцию, где он сможет выплескивать избыточную энергию, что мешает ему быть усидчивым, овладеть навыками работать в команде.
Когда проблему с чрезмерной импульсивностью не удается решить, лучше обратиться к специалисту, который сможет урегулировать уровень концентрации.
2. Дискомфорт в окружении.
Ребенок может не комфортно себя чувствовать в школьной атмосфере из-за чрезмерного шума, неблагоприятного пространства, личных отношений между учениками, недоразумений с учителем и т.д. Родителям следует выяснить проблему и создать дома благоприятные условия для обучения с обеспечением комфортного рабочего пространства и всеми необходимыми принадлежностями.
Если у ребенка не складываются дружеские отношения с одноклассниками, родителям следует попытаться поговорить с ним, выяснить причину и помочь решить проблему.
3. Нелюбовь к школьным предметам.
По всему учету школьных предметов у каждого ребенка есть любимые, а есть те дисциплины, которые ему не интересны. В то же время ученику следует объяснить значение базовых знаний для дальнейшего развития, привести примеры, где они пригодятся в повседневной жизни.
4. Отсутствие ощущения вызова.
У способных детей, которым легко дается обучение, часто наблюдается снижение интереса к овладению новым, им становится скучно на уроке. Пробудить интерес поможет создание вызова ребенку через предоставление более сложных задач, установление определенных ограничений для их решения. Это обязательно заинтересует ребенка, у него проснется желание доказать свою успешность и искренний интерес к самой деятельности.
5. Уныние в собственных силах.
Изучение отдельной темы может оказаться для ребенка слишком сложным и непосильным процессом, что способствует снижению мотивации к обучению и унынию в собственных силах. Помочь ребенку преодолеть проблему можно, предложив ему решить более легкие задачи по данной теме, постепенно повышая уровень сложности. Это позволит сохранить концентрацию, повысить интерес к изучению и уверенности в себе.
6. Распределение вознаграждений демотивирует учащегося.
На желание учиться влияет оценка работы учащегося. Если ребенок не почувствует, что оценка заслуженная или для их получения следует приложить усилия, у нее снизится мотивация и производительность для дальнейшей работы.
Детей следует поощрять на достижение поставленных целей и справедливо вознаграждать их усилия.
7. Особые потребности ребенка.
Из-за интеллектуальных, поведенческих, развития, психологических, когнитивных проблем дети могут испытывать нарушения в работе внутренних органов, что становится причиной плохого сна, головной боли, диареи, агрессивного поведения, тревоги и депрессии. Эти факторы негативно влияют на психологическое состояние ребенка, что приводит к снижению уровня концентрации и усидчивости.
Решить проблему поможет специалист, который определит причину и предложит возможные пути ее устранения.
8. Ребенок не смог достичь цели.
Если ребенок в желании достичь поставленной цели постоянно наталкивается на поражение, это снижает его мотивацию для дальнейшей деятельности. В этот период поддержка родителей приобретает особое значение. Они должны замечать малейшие ее достижения, хвалить за успехи, поощрять успехи.
9. Плохие отношения с учителем.
Причиной низкой успеваемости могут быть плохие взаимоотношения с учителем. Родителям следует помочь ребенку взглянуть на конфликт с разных сторон, определить главные проблемы и вместе искать пути их решения.
10. Учащемуся не подходит стиль работы.
Не для каждого ребенка стиль обучения в школе может подойти. Следует поговорить с учителем о возможных инструментах, которые можно применить во время учебного процесса для повышения мотивации к обучению.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом