Несмотря на некоторые положительные стороны дистанционного формата обучения, такой тип образовательного процесса вызвал увеличение нагрузки на родителей, которые должны не только работать, но и организовать условия для учебного процесса на дому, объяснять материал, возложенный на самообработку, делать с ребенком домашнее задание. В результате в семье наблюдается эмоциональное выгорание и обострение психоэмоциональной атмосферы. В то же время родители могут создать благоприятные условия для обучения, которые будут мотивировать ребенка самостоятельно выполнять задания и добиваться желаемого результата. Для этого следует воспользоваться советами от детской психотерапевта, арт-терапевта Марьяны Серажим.
1.Создание благоприятных условий для обучения.
У ребенка должно быть удобное место для обучения: стол, кресло, освещение и отсутствие лишнего шума.
2. Уровень работоспособности зависит от характера.
Одни дети могут выполнять домашнее задание сразу после уроков, у других достаточно времени отдохнуть, а только потом садиться за уроки. Взрослые должны учитывать темперамент ребенка, а не решать все по своему усмотрению. Плодотворное время необходимо искать вместе с ребенком. «Жаворонку» по биологическим часам подойдет выполнение уроков ранним утром, «сове» — после ужина.
Холерика после школьных занятий следует отправить погулять или заняться спортом, чтобы он выплеснул лишнюю энергию. Флегматику лучше оставить больше времени для выполнения задач, чтобы он мог заниматься в привычной неторопливой манере. Меланхолики быстро переутомляются, у них низкая стрессоустойчивость. Перед занятиями для них полезные тихие приятные дела, релакс и даже дневной сон. А домик лучше разбить на небольшие подзадания, после выполнения которых делать перерывы.
3. Убрать соблазны.
Во время занятий следует выключить телефон, телевизор, не разговаривать рядом с ребенком, не работать на глазах ребенка с ноутбуком, навевающим ребенку мысли о
4. Взрослым не следует брать на себя лишнего.
Если на телесном уровне все хорошо, то проблемы следует искать в психологическом настроении. И прежде всего… мамы/папа. Сложно добиться от ребенка производительности, если занимаясь с ним вы раздражены. Мама часто переутомлена, и помощь школьнику отнимает у нее время на восстановление сил. Тогда лучше реже проверять домашние задания, но делать это в спокойном настроении.
Иногда родители так заинтересованы в том, чтобы задачи были выполнены быстрее, что начинают сами делать их за ребенка. Но если мама больше, чем ребенок, переживает за уроки, то мотивация снижается. Важно не брать на себя ответственность за домашние задания ребенка, иначе школьник так и будет думать, что это забота мамы с папой. Понимайте, что вы просто помогаете, а результат зависит от учителя и ученика. Если ребенок совсем не справляется, поможет репетитор. Если учитель плохо преподает, у школьника есть законное право получить после уроков ответы на вопросы, пояснения.
5. Лишение синдрома эксшколяра.
Почему родители превращают домик в сверхценную идею? Почему ведут себя так, будто сделанные уроки важнее здоровья, полученных знаний, опыта? Возможно, упоминается собственный детский страх перед учителем, вина за невыполненные домашние задания, ощущение, что все было "не так, как надо", а вот у моего ребенка должно пройти идеально. Решите для себя зачем вам оценки сына или дочери. Возможно, стоит принять, что у всех свои способности и наклонности: по одним предметам ваш школьник будет успешным, по другим — нет, и «выжимать» высокие баллы нет смысла. При этом бояться домашнего задания сын или дочь перестанет.
Ребенок расстроен, боится? В некоторых школах унижают тех, кто испытывает проблемы с обучением, не давая естественного права на ошибку. Избавившись от собственного страха, вы сможете добавить позитива. Любое замечание к дому делайте по правилу бутерброда: до и после критики говорите о замеченных плюсах. Их нет? Даже у ярого двоечника можно найти аккуратно написанные строки, шаг в правильном направлении или хотя бы потраченные усилия.
Нужно ли награждать? Это решаете вы. Лучше, если наградой будет не что-нибудь материальное, а совместно проведенное время, любимые развлечения. Такие стимулы лучше применять не ежедневно, а после успешного выполнения сложных задач или на выходных — как результат работы за неделю.
6. Создание привычки.
В начальных классах родителям важно создать максимально дружелюбное поле вокруг уроков. У ребенка есть право тестировать свои способности, ошибаться, не делать домашнее задание и смотреть, что из этого следует.
7. Создание личного пространства ребенка.
Лучше ребенка оставлять наедине, когда он делает уроки. В то же время следует находиться в зону доступности на случай, если возникнут вопросы к материалу. Напоследок необходимо проверить уроки. Если заметили ошибки, следует указать на них и предложить ребенку самостоятельно их исправить, а не давать сразу ответ. Такая ситуация позволит ребенку понять, что он не один с непонятными задачами, вместе вы справитесь.
8. Говорите о том, что важно ребенку.
Мотивируйте не тем, что беспокоит вас, а тем, что близко к ребенку. У одного это конформистское настроение: не оказаться единственным, кто не сделал уроков, быть в теме, как все остальные ученики. В остальном — развитый дух соревнования: сделать лучше или оригинальнее других. Пофантазируйте вместе о «моменте славы», к которому следует стремиться.
Боящегося стресса убедите, что домашняя работа — как репетиция контрольной, только мама рядом. Потренируешься — и будет легко. Если у ученика сильны познавательные интересы, важно добавить к урокам что-нибудь интересное. Да, придется «попотеть», разыскивая дополнительную информацию. Но это не сложнее, чем воевать, загоняя ребенка за тетради. Если есть исследовательский настрой, школьнику хочется получить личный опыт. Его будет беспокоить, как применить эти знания в жизни, зачем они. Покажите или найдите видео на нужную тему. Еще лучше – предложите ученику самому поискать его и обсудить с вами. Подчеркивайте, что домашка – дело более взрослое, чем занятия в классе, ведь ты учишься работать самостоятельно.
9. Применение новейших техник тайм-менеджера.
Родители могут подобрать для ребенка удобный способ выполнения задач. Например, можно воспользоваться техникой «Слон и лягушка», разбить работу на небольшие фрагменты и начать выполнение задачи из самой легкой.
«Помидорная техника» подойдет тем, кто не слишком усидчив. Достаточно разбить работу на 25-минутные отрезки – «помидоры» и поставить таймер. Дело сделано? Пять минут перерыв. Четыре «помидора съедены»? Пол часа удовольствия: просмотр "четвертинки" фильма, прогулка, любимая компьютерная игра, друзья. Если же 25-минутный цикл был прерван, до «бонуса» далеко: ставьте таймер и снова занимайтесь заданием.
Техника "Автофокус" способна мотивировать даже тех детей, которые боятся уроков. Домашнее задание следует разделить на отдельные пункты, например, решить один пример, прочитать стихотворение, которое нужно изучить, которое следует записать. А потом читать список и делать только то, что лучше остальных. Хотя что-нибудь покажется ребенку подсильным и терпимым. И так, выбирая из остатков, постепенно она сделает все. Ведь акцент будет не на ненавистном «надо», а на «хочу».
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом