Недавно ОО «Смарт образование» запустило подкаст «Дофамин для образования» для всех участников образовательного процесса, состоящий из 10 тем о трендах и изменения в образовании, которые будут освещать ведущие специалисты.
Второй эпизод подкаста посвящен дистанционному формату обучения, и как он повлиял на образовательную систему. Соучредительница ОО "Смарт образование" Оксана Макаренко на портале «Нуш» рассказывает об особенностях онлайн-обучения, как будет меняться учебный процесс в связи с цифровизацией образовательной системы.
23 сентября все регионы Украины оказались в желтой зоне епиднопасности, повлекшей переход некоторых школ на дистанционный формат обучения.
Результаты недавнего опроса показали, что большинство родителей недовольны дистанционным режимом, который негативно повлиял на успеваемость детей. В то же время ученики чувствовали тревожность, напряжение, стресс, чувство одиночества, снижение мотивации.
По данным ВОЗ уровень домашнего насилия за период карантина в странах Европы увеличился на 60%. Зафиксирована значительное количество обращений о насилии над детьми.
Среди недостатков дистанционного обучения можно выделить:
К сожалению такая неутешительная ситуация, которая наблюдалась в начале пандемии, продолжается и дальше. Експертка замечает, что было достаточно времени, чтобы подготовиться к новой волне дистанционки.
«В Европе, например, где вакцинация учителей идет значительно лучше и большинство школьников уже вернулись за парты наверстывать упущенные знания, Европейская Комиссия одобрила План действий по цифровой образования на 2021-2027 годы. В нем акцентировано на развитии эффективной системы цифровой образования (инфраструктура, технические средства, связь, развитие компетенций учителей, изготовление высококачественного цифрового учебного контента) и на улучшении цифровых навыков », - говорит Оксана Макаренко.
В Украине подобный системный план отсутствует.
Значительную часть участников образовательного процесса беспокоит вопрос, возможно ли возвращение к привычному формату, или дистанционный режим будет действовать на постоянной основе.
Эксперт отмечает, что дистанционное обучение не является новым форматом, а лишь одной из форм обучения. Из-за пандемии в системе образования произошло мощное землетрясение, который обнажил слабые места и стал своеобразным катализатором изменений. В то же время под влиянием инновационных технологий происходит много изменений на короткое время, и люди не успевают адаптироваться и впадают в шок. Однако требованием современности является овладение цифровыми навыками.
«Однозначно можно сказать, что классно-урочная система в том виде, в каком мы ее знаем, уйдет в прошлое. Она была эффективной для индустриальной эпохи. Стандартизация и унификация превратили систему образования на конвейер для изготовления людей по определенному шаблону. Это была крутая система, когда нужно было научить людей воспроизводить инструкции без ошибок и соответствовать стандартам. Сейчас мы наблюдаем запрос на развитие личности. Все больше работодатели ожидают от людей не просто твердых, профессиональных знаний и умений, а определенных черт характера, поведения и образа мышления», отмечает эксперт.
Оксана Макаренко называет главные тренды среди образовательных технологий:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом