Детские игры иногда могут быть довольно опасными.
Почему дети играют в такие игры и как этому помешать разбиралась "Новая украинская школа".
Если вы заметили, как дети играют в жестокие игры, во время или в результате каких игроков бьют или оскорбляют, точно не будут работать жесткие запреты ( "Не играйте в эту игру!"), обесценение ( "Да что вы делаете?", "Это глупая игра и глупый фильм, в котором это показывали"), игнорирование ( "Если будешь играть в это, я с тобой не разговаривать").
Детская и семейная психологиня, президентка Профессиональной Ассоциации Детских Аналитических Психологов Екатерина Гольцберг объясняет, что, как следствие, ребенок будет делать все то же (играть в жестокие игры или смотреть жестокие фильмы), но тайно. К тому же с желанием отомстить взрослым за запрет.
Последствия могут быть еще хуже. Ведь ребенок будет получать от этого удовольствие. Тогда адреналин-дофаминовый "коктейль" может вызвать дополнительный всплеск агрессии.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ИГРАЕТ В ЖЕСТОКИЕ ИГРЫ
Недавно течение нескольких дней в 90 странах одновременно стал популярным сериал "Игра в кальмара". Сериал рассказывает о группе людей, которым нужны деньги и которые соглашаются играть в детские игры. Однако тех, кто проигрывают, убивают.
Несмотря на то, что фильм можно смотреть с 18 лет, дети подхватили подобную игру. 5 октября директор школы в Бельгии написала пост в Facebook о том, что дети играют в "Игру в кальмара" в школе и бьют друг друга.
Екатерина Гольцберг объясняет, что делать в подобных случаях:
1. Надо выяснить и различить, действительно ли опасна игра и что именно опасно в игре, в которую играют дети. Возможно, это просто игра, которую они позаимствовали из фильма, но без опасных последствий.
"Взрослые часто вводят бессмысленные запреты, ибо не знают, что делать. Прежде всего надо спокойно спросить детей: "Что это?", "Во что вы играете?", "Какие правила?". Ведь игры из фильма "Игра в кальмара" - это известные детские игры. Например, в первой игре "Тише едешь - дальше будешь" ничего страшного нет. Другое дело - как последствия игры интерпретируют в фильме: проигравших убивают. Если дети играют и в них есть потребность в результате бить друг друга - именно это плохо", - говорит психологиня.
2. Если после наших исследований детская игра действительно оказалась жестокой, можно применить правило "все, что мы не можем запретить, можно возглавить". Да, надо дать возможность развиваться играм в этом направлении, в котором мы хотели бы.
Тогда взрослые могут контролировать то, что происходит: ввести свои правила, ограничения, отношение к проигравших и выигравших.
Это могут делать учителя в школе. К тому же они могут добавлять "наказание" и награды, касающиеся обучения. Например, тот, кто проиграл, писать лишнюю самостоятельную работу. То есть взрослые должны предложить детям что-то взамен. Так дети реализовывать свой азарт.
"Самое страшное для взрослых - потерять контроль. Когда они теряют его, становится страшно и появляется желание запрещать. Запрещать не стоит и невозможно. Тогда игра просто перейдет в "подполье", - объясняет Екатерина.
3. Если взрослые заметили проявления жестокости, это надо сразу остановить и обсудить. Мол, фильм - это фильм, это искусство. Реальность - другая, мы не хотим, чтобы кто-то умер, а то, во что вы играете, - опасно.
4. Надо определить правила безопасности.
5. Можно предложить альтернативные игры. Например, показать, во что играли вы, когда были детьми.
"Вместе с тем можно поиграть в "вышибалы". В такой игре ребенок может реализовывать свою агрессию, одновременно это достаточно безопасная игра без последствий. В общем игры с мячом очень хорошо "играют" агрессию. Мяч - это субъект, который не портится от агрессии, а, наоборот, улучшает свои качества: летит, прыгает. Также подходят настольный теннис и баскетбол".
Поэтому если учитель замечает за детьми жестокие игры, он может поделиться ситуацией с учителем физкультуры и предложить поиграть в альтернативные игры с ними. Учителя физкультуры должны разобраться в играх, во время которых можно выплеснуть агрессию: они позволяют перепрыгивать через кого-то, играть в мяч. То есть возможность потолкаться в безопасном формате под наблюдением взрослого.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЖЕСТОКИЕ ФИЛЬМЫ МОМЕНТАЛЬНО СТАНОВЯТСЯ ПОПУЛЯРНЫМИ
Психологиня объясняет, что невозможно уберечь детей от контента, что мгновенно становится популярным и о котором говорят все. Так или иначе они захотят "коснуться" его, иначе будут чувствовать себя белыми воронами.
Взрослые должны обсуждать с детьми возрастные ограничения. Мол, видишь, здесь стоит знак "16+", значит - такое кино могут смотреть люди от 16 лет.
Впрочем, мы должны сказать: "Если ты очень хочешь это посмотреть, давай посмотрим вместе".
"Это - о сотрудничестве, возможности договариваться с детьми. Дети с огромным удовольствием смотрят фильмы вместе со своими родителями. Однако, к сожалению, они им очень редко предлагают делать это вместе. И поэтому они находят, с кем их смотреть", - говорит Екатерина Гольцберг.
Зато, если вы смотрите фильм или сериал вместе, есть возможность обсудить, что это, почему так случилось, действия героев и их чувства, мотивы, морально-этические моменты, почему люди это делают, цели.
"Допустим, главный герой в "Игре в кальмара" должен помочь маме, тогда можно поговорить с ребенком о том, что было бы, если бы его все-таки убили, как чувствовала бы себя мама. А многие проиграли - и у них также остались матери. Такое кино - это повод обсуждать такие вещи с детьми, а не противостоять, мол, не смотри это".
Конечно, говорит Екатерина, вопрос к тем, кто выставляют такие фильмы в свободном доступе, ведь так они становятся доступными детям. Впрочем, в современном мире сложно выстроить жесткие ограничения.
То есть, если вы видите, что фильм или любой другой творческий продукт нашумевший в мире, он жестокий имеет другие спорные вопросы, надо понимать, что детей точно будет тянуть его посмотреть. Поэтому лучше опередить последствия: посмотреть этот фильм, игру, видео или иной продукт вместе с ребенком.
В старшем возрасте дети не всегда хотят смотреть фильмы или видео со взрослыми. Например, сериал "Сексуальное образование" очень неудобно смотреть с родителями. Тогда надо посмотреть фильм, видео или сериал отдельно. А потом обсудить то, что волнует ребенка. Обсуждать фильм с ребенком надо, имея понимание, что там было.
К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ЖЕСТОКОСТЬ И О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ
Психологиня объясняет, что от жестокой игры дети будут отказываться, если они менее азартные или их это пугает. Но нельзя проводить прямую корреляцию между тем, что дети будут соглашаться на жестокие игры, и что у них происходит дома. Тем не менее, дети, у которых дома преобладают жестокие и насильственные методы воспитания, скорее включаются в такие игры, не смотрят на мнение взрослых и авторитет.
К тому же у детей из семей, где их бьют и где есть буллинг, больше шансов стать и жертвой, и агрессором. Так, игры накладываются на семейную ситуацию, в которой уже есть насилие.
"Здесь важен психотип человека и его склонность играть в более жестокие игры. Конечно, это может превратить человека в насильника, а может и не превратить. Возможно, он "играет" эту свою потребность быть жестокой.
Зато многое зависит от дальнейших шагов. Куда приведет? Если это маленький ребенок и мы одобряем насилие, например, ударяя его в ответ, то это может превратиться в травму. Если мы "тушим" насилие, пытаясь предложить нормальные методы отыгрывания агрессии, то ничего страшного, скорее всего, не будет - просто это надо контролировать", - говорит Екатерина Гольцберг.
Она рассказывает, как иногда склонность к жестокости выливается в серьезные последствия. Например, в агрессию, направленную на себя, в рискованные действия, вроде руфинга (когда дети прыгают крышами) и зацепинга (ходят крышами поездов) или в селф-харм (режут себе кожу, оставляя шрамы), который сейчас очень популярен среди девушек.
Взрослые должны отслеживать эти действия. В таком случае Екатерина советует вести ребенка к психологу и разбираться. Ведь причины поведения могут быть очень разные. Например, депрессия.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом
Вiдгуки