Министерство образования и науки Украины утвердило новую редакцию Программы общегосударственного внешнего мониторинга качества начального образования. Основное новшество Программы – расширение перечня компетентностей, которые будут оцениваться в рамках мониторингового исследования.
Начиная с 2018 года, Украинский центр оценивания качества образования проводит долговременный общегосударственный внешний мониторинг качества начального образования (ОСМЯПО), участие в котором принимает ученичество 4-х классов и учительство, которое обучало этих детей. До этого времени было проведено два цикла мониторинга – в 2018 и 2021 году.
В рамках первых циклов целью было оценить уровень сформированных у выпускников и выпускниц начальной школы двух ключевых компетентностей – читательской и математической, а также выявить факторы, влияющие на уровень сформированности упомянутых компетентностей. Важно отметить, что именно результаты ОЗМЯПО 2018 и 2021 годов на сегодняшний день являются единственным в Украине источником достоверной информации как о качестве начального образования, так, в частности, и об образовательных потерях младших школьников, вызванных пандемией COVID-19.
Началась подготовка к следующему, третьему, циклу мониторинга, основной этап которого запланировано провести весной 2024 года. В рамках очередного цикла, кроме читательской и математической компетентностей выпускников начальной школы, в фокусе внимания будет также естественнонаучная компетентность, которая в обновленной Программе мониторинга определена как способность личности применять в практической деятельности научное понимание природы (явлений, процессов, закономерностей, законов) и методы и инструменты естественных наук, техники и технологий (наблюдать, собирать и систематизировать данные, формулировать гипотезы, проводить исследования / эксперименты, анализировать и оценивать результаты), осознанно относиться к сохранению природы и улучшению качества жизни человека, общины и человечества в целом, сбалансированного развития общества . Расширение перечня исследуемых компетентностей в рамках мониторинга – очень важный шаг, ведь благодаря этому появится возможность получить еще больше объективных данных о качестве образования младших школьников, а следовательно, формировать эффективные образовательные политики в начальной школе на доказательной основе.
В настоящее время специалисты Украинского центра работают над разработкой рамочного документа по оценке естественнонаучной компетентности младших школьников и инструментов (тестов, анкет) для измерения уровня сформированности естественнонаучной компетентности. Осенью 2023 г. будет проведено пилотирование наработанных инструментов с целью проверки их валидности и надежности.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом