В праздничные для учительства дни, позвольте немного размышлений.
Я в образовании с 1976 года. Но это по трудовой книжке. А на самом деле - я в нем всю жизнь, потому что вырос в семье из трех поколений педагогов.
И образование, как стиль жизни, направление мыслей и действий, из нашего дома никуда не уходило, даже если для родных это были выходные дни или каникулы; когда были на огороде или шли к колодцу за водой; стояли в очереди за хлебом или сидели в душной зале райцентровского кинотеатра...
Поэтому, когда пришло время выбирать свою стезю, я выбрал учительскую.
Жалел ли когда-либл, что сделал именно такой выбор? Не жалел. Никогда.
И тогда, когда с красным дипломом, отказавшись от обучения в аспирантуре, приехал работать в отдаленную сельскую школу.
И тогда, когда совсем юным возглавил другую сельскую школу, в которой приходилось создавать учебные кабинеты и собственноручно оформлять ее помещения, чтобы она была красивой и уютной.
И тогда, когда приходилось стоять на сцене районных домов культуры в свете софитов перед залом, где сидели 400 учителей, которые 6 месяцев не получали зарплату...
И тогда, когда вдвоем с головой обкома профсоюза выступали в роли ведущих на областном празднике ко Дню учителя (потому что не было средств, чтобы заплатить профессиональным актерам)...
НЕ жалел и тогда, когда ровесники в конце 90-х делали свой бизнес, а я на машине возил в школы-интернаты, выпрошенные в хозяйствах коровьи кости, чтобы хоть как-то накормить детей-сирот и веточки смородины-вишни, чтобы заварить для них чай .
Не жалел и тогда, когда приходилось подписывать приказы об увольнении нерадивых директоров школ и педагогов, и перелистывать кучу «грязного белья», анализируя те или иные конфликтные ситуации...
Не жалел и тогда, когда дерзкие новые украинцы пренебрежительно говорили: "он работает в образовании"...
Не жалел и тогда, когда видел их хоромы, предприятия, земли и леса... Но всегда был рад, когда удавалось что-то сделать на ниве.
И когда работал в сельских школах.
И когда, возглавив разгромлено профтехучилище, вывел его в число лучших в тогдашнем СССР.
И тогда, когда учащиеся ПТУ, убегая от проблем и невзгод, бежали не домой, а ко мне.
И, когда открыл в области 19 детских домов смешанного типа, забрав несколько сотен детей с улицы...
И когда, в самые тяжелые бюджетные годы, перерезал ленточку на открытии 21 школы.
И когда создавали областной институт последипломного педагогического образования.
И когда стал профессором и доктором наук, а докторскую диссертацию вынужден был защищать дважды, чтобы доказать, что это МОЯ работа, которая, как правило, писалась с 3 до 6 утра ежедневно, и в редкие выходные...
И когда создавал кафедру управления образованием в педуниверситете. И когда получал поздравления от десятков директоров школ - моих учеников.
И когда, совместно с коллегами, на личных ноутбуках в условиях сплошного безденежье и с копеечной зарплатой, запустили в полноформатном масштабе систему ВНО, за внедрение которой несколько раз отказывался от государственных наград, но от того же государства в лице прокуроров получил другую «награду» - уголовное дело.
Таких "когда" было слишком много за более чем 40 лет работы на ниве. Поэтому эта нива - моя. Как и моей жены, которая за несколько десятилетий труда на ниве лишь трижды сменила место работы, и только потому, что мужа носило мирами. Как и мамы, которая имеет почти более 50 лет стажа работы в образовании... Верю, что мы не зря эту ниву пахали и засевали. Каждый день. Десятки лет подряд.
Были ошибки в работе? Конечно, были. Но у кого их спорт
Встречал ли на этом пути негодяев и подлецов? Встречал и немало. Многим даже помог стать «большими» людьми в образовании, за что они потом и «благодарили». Ибо, как учитель, всегда прежде всего верил в порядочность людей.
Были ли разочарования и огорчения? Так, были. Было желание бросить все, как говорится, «к чертям», и заняться чем-то другим более прибыльным и выгодным? Так, было. И было часто. Но приходил новый день и опять начиналась образовательная нива.
Год назад принял решение, что нужно ставить точку. Потому исповедую принцип, что с должности лучше пойти на минуту раньше, чем на час позже. Сожалею ли, что так сделал? Ответа на этот вопрос нет. Как и приглашений вернуться в образование. Хотя на самом деле, не знаю, какое бы из них принял. Потому, не сочтите за нескромность, много знаю, много умею и не потерял трезвость и свежесть мысли, постоянно работаю над собой. Но не привык и не умею жить чужим умом, выполнять бессмысленные приказы и поручения, ползать и угождать... А такое пока не в моде... Как раз - наоборот.
И несмотря на пенсионерский статус - все-таки остаюсь в образовании. Пусть сегодня - лишь виртуально. Поэтому всей душой и сердцем с теми, для кого День учителя - настоящий праздник, кто еще остался в образовании и не мыслит без него своей жизни. С праздником, друзья!
Не бросайте образование. Ибо, если не Вы - то кто? Скамейка запасных и желающих - пустая до стыда.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом