Объявлены результаты PISA - впервые измерили грамотность 15-летних украинцев: чтение, математика, естественные науки.
Во-первых, наглядно убедились, что с преподаванием математики что-то не так. Метод явно не работает.
Во-вторых, обнаружили гигантский разрыв между навыками детей в больших городах и в селах. Предполагаю, дело здесь не столько в школе, как в доступности дополнительных образовательных услуг, оплачивают родители.
В-третьих, и это для меня очень-очень интересно, заметили существенный разрыв в читательских навыках девушек и парней. Девушки читают гораздо больше, разрыв в навыках - как год обучения. Я уже видела интерпретацию, мол, программы по чтению составляют женщины, поэтому ребятам не интересно. Мне кажется, это не так, и вот почему.
Низкий уровень чтения среди юношей целом соотносится с наблюдениями по структуре посещения культурных учреждений. Посетители - это более 70% женщин. Читают книги также в основном женщины. Есть подобные, но не точные, наблюдения относительно покупателей книг - как тоже женщины.
То есть, речь идет о большем, чем интересна / не интересна программа. Речь идет об открытости к гуманитарному / культурного опыта.
Мое грубое предположение: дело в распределении престижа среди различных типов деятельности / опыта с точки зрения общества. Что нужно человеку (моему ребенку) для успеха? Что общество считает достижением для мужчины? Что для женщины? А также, каким является распределение продуктивной и репродуктивной труда, и куда попадает собственную выработку гуманитарного знания? Похоже, и семьи, и школа отмечают культурных компетенциях девушек, и не слишком считаются с этими же компетенции ребят.
Если бы дело было бы только в программе, то мы бы заметили подобные уклоны и в математике и естественных науках. Их же тоже кто-то сочиняет. Кроме того, содержание программ не слишком зависит от креативной мысли своей устроительницы. Напротив, к заключению программ по литературе часто подходят догматически, не позволяя минимального пространства для новаций. И здесь мы могли бы еще удивиться, если бы точно выяснили, кто именно является создателем догмы - мужчины или женщины?
Вывод: результаты PISA - фантастически важный инструмент не только для образовательной политики. Но и для культурной тоже. Для кого и как функционирует вся сфера гуманитарного знания в Украине? И может музей и филармония действовать без сотрудничества со школой? Университетом? Я думаю, нет.
Жаль, что дело не только в том, кто заключает школьную программу, потому что это легко было бы исправить. Проблема в распределении на практические и непрактические знания (фундаментальная наука ведь тоже) и поэтому, как бы обществу осознать ценность непрактично. Потом научиться одинаковую эту ценность объяснять и девушкам, и парням.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом