Укр Рус

Как следует изменить образование старшеклассников в селах - Владимир БЕЛЫЙ

Как следует изменить образование старшеклассников в селах - Владимир БЕЛЫЙ

Меня давно удивляет, что до сих пор в Украине не нашлось местной властной команды на уровне областного центра или на уровне сельского района, которая увидела простую возможность видоизменить существующую застойную модель образования старшеклассников своей общины.

Изменить в сторону впечатляющего качественного скачка, например, в результатах ВНО своих выпускников.
Уже не говоря о том, чтобы приобрести для себя весомого роста политико-социального авторитета уровня высшего чем ремонт "крыши школьных зданий" или открытие "детских площадок".

Появление мощной волны успешного поступления выпускников сельских школ в престижные университеты страны - это не "маниловские мечты". Это важное рабочее задание для нынешней власти, потому что привычная для мира эта аксиома так и осталась у нас еще с советских времен только пустой декларацией.

О чем конкретно речь? В общих дефинициях - хорошая образовательная подготовка (хотя для обучения в университете, хотя в профессиональном колледже / училище) не может не опираться на достаточные объемы целевого обучения старшеклассника на уровне углубленного изучения языка (в частности английского), математики, информатики и двух-трех предметов научно - естественного или социо-гуманитарного или спортивного или производственного профиля.

В конкретно-проектных чертах ...

Во-первых, сосредоточусь только на сегменте старшеклассников сельских регионов / районов страны, потому что для городов этот вопрос вообще не является проблемой.

Во-вторых, для предварительно адекватного реалиям видение приведу следующие примеры цифровых показателей этого контингента.

Итак, о сельских районах, например, Херсонской области (данные с сайта УЦОКО):

• в Белозерском районе в прошлом году было примерно 320 выпускников 11-х классов школ. То есть число старшеклассников (10 - 11 классы) не доходит 700 учеников.
• в Чаплынском - около 200 выпускников, то есть всего старшеклассников район ежегодно имеет около 400 человек.
• в Каховском районе - 150 выпускников, а значит примерно 300 старшеклассников ежегодно.
• в Бериславском районе в школах и того меньше, потому что из 430 выпускников, которые сдавали ВНО по украинскому языку было 180 человек из колледжей самого райцентра (Берислав).

Вспомним о УВК. Стоит помнить о оте: "Все новое является давно забытым старым".
Когда в советское время для районной власти не было проблемой обеспечить осуществление уроков трудового обучения старшеклассников в районном учебно-производственном комбинате с применением в качестве ответной глубокой теоретической, так и реально современной для того времени практически-производственной подготовки вместо примитивно ограниченных относительно того условий отдельного села.

Почему сейчас должно быть проблемой подобная модель обучения старшеклассников по программам профильного углубленного изучения отдельных предметов?

4 шага:

Первый. На базе одного из полупустых помещений, остаются в подчинении районного отдела образования создается с «нуля» районный Центр профильно-углубленного обучения учащихся 10 - 11 классов.

Второй. На конкурсной основе набирается педколлектив из числа учителей высшей квалификационной категории под специально разработан учебный план для учащихся 10 - 11 классов, в котором предусматриваются части с интегрированием предметов непрофильного выбора ученика, которые каждый проходит в школе своего родного села.

Третий. На занятия по профильно-углубленным предметам весь контингент в течение рабочей недели поочередно по соответствующему расписанию "завозится" в Центр районной службой "Школьного автобуса" на весь день (две пары в большой обеденного перерыва на 80 минут и две пары после обеда), а после занятий где-то в 15-30 "увозится" домой.
Это является аналогом 8 уроков в день, что для старшеклассников давно стало нормой (не забывайте еще и о часах с репетиторами после занятий в, например, многих городских учащихся).

Примечание. Учебные программы предусматривают вдвое большие объемы практических занятий с разделением класса (30 учеников) на две группы чем предполагается для ознакомления с теорией, а потому при таком обучения у учеников не имеет обязательных фрагментарных (ежедневных) домашних заданий, потому умения и углубление формальной теории относятся во время занятий с учителями в рамках класса / группы.

И такая форма подготовки является в разы лучше чем существующая традиционная, при которой урок обычно для того, чтобы "объяснить" материал, а для усвоения предусматриваются домашние задания на каждый день по каждому предмету.

Последнее не только не способствует предварительный адаптационной подготовке старшеклассника к обучению в условиях университетской свободы и самоорганизации, но и вредит его возрастной естественной готовности к такому уже взрослого стандарта самоответственности.

Четвертый. Распределение контингента старшеклассников по выбранным профилям осуществляется на основе двух следующих базовых принципов:

- первый, это учет желания ученика-выпускника 9 класса (анкетирование, которое районная звено образования осуществляет независимо от руководителя и педагогов местной школы, чтобы исключить риски нежелательного для учеников принуждения)

- второй, это верификация (проверка в Центре) наличия у заявителя уровня личностной способности / подготовленности к положительному овладения материалом, предусматривает углубленное научно-образовательное содержание.

Примечание. Выпускник, который отказывается от обучения по профильно-углубленным изучением отдельных школьных дисциплин и не желает вступать в профессионального колледжа / училища или возможности остается в родной сельской школе на так называемом универсальном варианте учебного плана, или довозится той школы, где есть класс для таких учеников.

4 ступени:

Первой является Типовая учебная программа учреждения общего среднего образования для учащихся 10 - 11 классов, которая позволяет уже сейчас ввести для сегмента / комплекса профильно направленного обучения старшеклассника до 20 часов в неделю с 38 ч / нед., Финансируемых из государственно-коммунального бюджета.
Поэтому с пяти рабочих дней стандартной учебной недели для работы в Центре нужно будет - одной недели два дня, а в следующем - три или наоборот.

Вторая заключается в учете сопротивления, который нужно ожидать не со стороны сельских старшеклассников и их родителей, а от учителей и руководителя сельской школы на 5-20 выпускников в 11-м классе.
И здесь нужно не столько убедить последних, что практически невозможно, а опереться на заинтересованность сельских соискателей образования к тому, чтобы стать действительно конкурентоспособными по сравнению со своими городскими сверстниками на рынке труда благодаря более качественному образованию.
Последняя без хорошей системы ее предоставления государственной / коммунальной службой именно на этапе старшего звена возможна только в редких случаях.
Третий - это потребность в нейтрализации традиционной черты постсоветского чиновничества старого толка, которая держится той корпоративной "мудрости", что лучше "синица в руках чем журавль в небе".

Только такие чиновники затуманивают видение того, кому именно лучше, потому что это им так лучше, но не сельской молодежи или вообще сельской и городской общине.
Сейчас у нас так, что чиновник, который уклоняется от внедрения, пусть даже назревших, изменений практически не рискует своей должности, а тот, кто берется за инновационные проекты - "либо пан, либо пропал".

Четвертая - это наличие понимания и воли для того, чтобы институционально исключить проведение конкурсного отбора педколлектива и руководителя нового Центра местным чиновникам. Тем более не допустить той кадровой модели, когда руководитель сам набирает "для себя" учителей- "единомышленников".

Для успеха новой старшей школы важно не столько поставить акцент на подготовку новых выпускников университетов (это само собой - в-системная потребность) и не на подготовку тех, кто будет вести интегрированные курсы, потому что не они (интегрированные курсы) будут визитной карточкой и главной целью этой звена, как обеспечить чистоту процесса ее кадрового обеспечения из числа наиболее профессиональных, которые прошли проверку временем.

Без институциональной защиты этой потребности снова выйдет "пшик". Ведь любой хороший замысел крайне уязвимым под натиском наглой кадровой серости, на стороне которой блат, кумовство и круговая порука, почему практика новых наших "конкурсов" является прямым свидетельством.
Для таких конкурсов должно быть специальное государственное рекрутинговое агентство, как, например то испокон веков делается во французской системе образования, независимая от местного руководства, включая самого директора школы.

Только риски работы с кадровым обеспечением являются значительными в условиях отсутствия поддержки общественно целесообразных инициатив со стороны высшего государственно-политического уровня, чем противоположный пример от прежней целевой госполитики "социалистических преобразований" в СССР или государственного регулирования свободной экономики и социальной сферы в западных странах или назад же Гонконге и Сингапуре является прямым свидетельством.

Владимир БЕЛЫЙ для УП. Життя

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача