Укр Рус

Как повысить качество педагогического образования?

Как повысить качество педагогического образования?

Спрос на получение педагогического образования не велик. Да и поступающие в педвузы, как отмечают образовательные эксперты, имеют низкий средний балл.

Какое педагогическое образование в Украине, как его следует улучшить и как готовить мотивированных учителей – об этом пишет “Новая украинская школа”.

ПОЧЕМУ У ПОСТУПАЮЩИХ  ПЕДВУЗЫ НИЗКИЕ БАЛИ ВНО

Анализ вступительной кампании 2021 года свидетельствует, что средний балл абитуриентов на педагогические профессии – 140–150, минимальный – 100–110, говорит доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины Лидия Хомыч.

Причин несколько: "Низкий имидж учителя, несоответствующая оплата его труда, отсутствие социального пакета, устаревшие подходы к профессиональной подготовке будущего учителя и других категорий педработников, обесценивание роли педуниверситетов в условиях глобализации социокультурных процессов. Все это отрицательно сказывается на развитии всей образовательной отрасли”, – говорит Лидия Хомич.

Народный депутат и заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Колебошин согласен, что из-за невысокой престижности профессии учителя к педагогическим вузам низкий конкурс. Но он добавляет еще один фактор:

“Это упадок естественно-математического образования (туда баллы самые низкие), выпускникам школ эти дисциплины кажутся более тяжелыми, менее понятными. Так что остаются только те, кто сознательно выбирают профессию учителя, хотя таких всегда не много, и те, кто выбирают педообразование по остаточному принципу”.

Член Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования и главный эксперт группы "Реформа образования и науки РПР" Владимир Бахрушин отмечает, что эта проблема не нова.

“По крайней мере, с конца 1980-х годов происходит постепенное ухудшение качества подготовки лиц, поступающих на педагогические специальности. В большинстве своем поступающие с высокими баллами выбирают более престижные или более перспективные, по их мнению, специальности, чем педагогические. Исключения бывают, но их немного”.

Ключевыми, опять же, эксперт называет низкие социальные статус и заработные платы педагогов.

По данным Государственной службы статистики, средняя заработная плата в сфере образования в последние годы составляет примерно 80% от средней заработной платы в целом. Во многих странах это соотношение существенно другое.

Также важны условия труда. Это касается как бытовых условий, так и отношения к учителю, особенно молодому, со стороны администрации, коллегам, родителям, ученикам, органам управления образованием”, – подчеркивает Владимир Бахрушин. В КАКОМ СОСТОЯНИИ ПРЕДОБРАЗОВАНИЕ СЕЙЧАС

По мнению Сергея Колебошина, сегодня во многих педагогических университетах достаточно мощные база и возможности.

“Стратегически мы можем добиться классных результатов. Тактически – упадок. Система разбалансирована, мало взаимодействия, мало практики".

Педагогическое образование, как и образование по другим направлениям, очень разное, убежден Владимир Бахрушин.

“Есть учебные заведения, кафедры, преподаватели, которые пытаются обеспечить качественное образование, искать и разрабатывать новые подходы и методики, которые более релевантны для работы с современными студентами, использовать современные инструменты. А есть такие, которые формально выполняют требования к организации образовательного процесса, читают лекции, проводят практические занятия, но на самом деле не очень озабочены результатами обучения студентов и качеством образования. Есть и такие, где фактически происходит имитация образовательного процесса”.

По его словам, на качество образования оказывает существенное влияние не только уровень подготовки поступающих, но и то, что студенты должны учиться в слишком малых группах.

“В 2021 г. рекомендации на поступление по государственному заказу по предметной специальности “Физика” специальности “Среднее образование” в 6 университетах получили по одному поступающему, в 8 университетах – от 2 до 5 поступающих. Контрактники на эту специальность практически не поступают, – приводит примеры Владимир Бахрушин.

В некоторых педуниверситетах подобная ситуация складывается не первый год из многих специальностей. То есть речь идет о системной проблеме.

Например, в Полтавском национальном педагогическом университете по 30 специальностям, по которым есть государственный заказ, по 11 только от 2 до 5 поступающих получили рекомендации для поступления за средства Госбюджета, а по 4 – по одному поступающему.

С таким количеством людей невозможно сделать обучение профессии эффективным – когда мало возможностей для обмена опытом и проектной работы. Кроме того, малое количество студентов заставляет вузы экономить.

“В таких случаях бюджетного финансирования недостаточно для обеспечения даже минимальных потребностей университетов, они вынуждены вводить в первую очередь режим жесткой экономии за счет пренебрежения к проблемам качества. В итоге в отдельных университетах выпускники магистратуры по педагогическим специальностям и специализациям имеют уровень подготовки по своему предмету, который не дал бы им даже возможности преодолеть порог «составил – не составил ЗНО»", – резюмирует Бахрушин.

КАК УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ПЕДОМИРЫ УЖЕ СЕЙЧАС

Решение проблем с качеством педагогического образования не может быть быстрым, поскольку они накапливались на протяжении многих лет, убеждены эксперты. Требуется комплекс мер по последовательному внедрению в течение 10–20 лет независимо от изменений во власти, органах управления образованием, руководстве учебных заведений.

По мнению Владимира Бахрушина, повысить какие-то педообразования можно так:

  • “Нужна долгосрочная политика повышения финансирования высшего образования в расчете на студента к показателям, присущим странам ЕС. Но это нуждается в увеличении ВВП Украины. Поэтому на первом этапе рост финансирования может быть обеспечен преимущественно мерами, в том числе непопулярными, направленными на более эффективное использование имеющихся ресурсов", – убежден Владимир Бахрушин.

К мерам, которые могут дать относительно быстрый эффект без существенного дополнительного финансирования, эксперт относит дебюрократизацию управления образованием.

“За последние годы законодательное регулирование этих вопросов значительно сократилось. Учреждения высшего образования получили значительно большую автономию, в первую очередь в решении академических вопросов. Но на уровне внутренних нормативных документов университеты часто воспроизводят нормы законодательства, действовавшего 10–20, а иногда и 40–50 лет назад. Это сдерживает возможности для своевременного решения проблем, творческого поиска преподавателей и студентов".

  • Важным является и доступ университетов к современной научной и методической литературе, другим образовательным ресурсам, в том числе виртуальным. Ведь значительная часть этих ресурсов бесплатна.

"Однако эту возможность университеты используют не в полной мере", - говорит Бахрушин.

  • Следует обновить материально-техническую базу университетов, приобрести современное научное и учебное оборудование.

“Университеты используют лишь незначительную часть тех возможностей, которые предоставляет цифровизация образовательных, управленческих и других процессов”.

  • Следует также расширять участие университетов в международных образовательных программах и проектах, что позволяет привлечь ресурсы и опыт партнеров к улучшению качества педагогического образования.
  • Следует использовать возможности, которые предоставляют дуальная форма получения образования, индивидуальные образовательные траектории соискателей, право на признание результатов неформального и информационного обучения.

“Это создает определенные сложности из-за необходимости внесения изменений в организацию образовательного процесса. В то же время, создает новые возможности, которые позволяют не только повысить качество образования, но и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы”, – считает Владимир Бахрушин.

  • В отдельных университетах при наличии необходимого количества студентов можно создавать отдельные образовательные программы или выборочные блоки дисциплин, ориентированные на подготовку учителей для разных уровней среднего образования, советует Владимир Бахрушин.
  • “Впрочем, основным путем специализации должно быть последипломное образование. Для учителей-предметников, особенно в профильной школе, важно не только приобретение общепедагогических компетентностей, но и глубокие знания своего предмета.

С этой точки зрения перспективна возможность совмещать подготовку по “научной” специальности (математика, физика, биология,…) на бакалаврате и по педагогической специальности в магистратуре. Это может быть особенно актуально в случаях, когда количество поступающих на соответствующие специальности мало. Но такая возможность требует перераспределения объемов государственного заказа между "научными" и педагогическими специальностями".

  • Следует также облегчить доступ к преподаванию, особенно в профильной школе, специалистам, не имеющим педагогической квалификации, но хорошо понимающих предметы.

“Это могут быть научно-педагогические работники с опытом работы в высших учебных заведениях, инженеры, специалисты по ИТ-отрасли, сферы искусства и т.д. На сегодняшний день Законы Украины "Об образовании" и "О полном общем среднем образовании" предоставляют такое право. Но устаревшие подзаконные нормативные документы не способствуют его реализации", – отмечает Владимир Бахрушин.

По мнению Сергея Колебошина, улучшить качество педагогического образования можно через:

  • Оптимизация системы педообразования. Это создание педагогических образовательных кластеров: колледж – вуз – заведение последипломного образования – общественный сектор.

"Следует увеличивать количество педагогических практик и программ в классических вузах, чтобы выпускник такого вуза мог пойти в школу без дополнительных учебных практик".

  • Оптимизация образовательной сети.

“Молодой человек не пойдет в деградирующую слабую школу на 50 учеников, что бы мы ему ни предлагали. Это трудная задача”.

  • Создание рынка образовательных услуг, на которое выгодно заходить не только государственным структурам.
  • Варианты социального заказа. Это могут быть трехсторонние соглашения “ОТГ – вуз – абитуриент” по дальнейшей работе выпускника.
  • Повышение статуса учителя.
  • Мониторинг трудоустройства выпускников.

Лидия Хомыч:

Идеальным вариантом улучшения качества педагогического образования, по мнению Лидии Хомич, является реализация идей академика Ивана Зязюна, который говорил, что учителя нужно готовить как и актера – индивидуально, а также проводить специальный подбор абитуриентов на педагогическую профессию.

Подпишитесь на email рассылку!

Начинать эксперт советует уже со старшей школы, в частности с профессиональной ориентации учащихся, а также психологического профессионального отбора учащейся молодежи в заведения высшего педагогического образования.

"Собеседования с абитуриентом позволяли бы выяснить его личностные характеристики: общую культуру, мировоззрение, характер, знания и практические навыки в выбранной специальности, а также ориентацию в сфере педагогики, искусства, спорта, техники и т.д. Во внимание должны приниматься также культура речи и речи, дикция, коммуникативные и организаторские умения”.

Совершенствование профессиональной подготовки учителя, по мнению Лидии Хомич, должно происходить на трех уровнях:

  • ценностном (внедрение общечеловеческих ценностей в содержание психолого-педагогических дисциплин);
  • содержательном (структурирование содержания дисциплин на основе компетентностного подхода);
  • технологическом (приоритетность в овладении инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями).

Также, по мнению экспертки, в профессиональной подготовке учителя следует оптимизировать соотношение теории и практики, в частности, уменьшить аудиторную нагрузку на студентов. Кроме того, нужно предусмотреть в образовательных программах подготовки учителя сквозную педагогическую практику на протяжении всего периода обучения и ввести педагогическое наставничество в высшую школу

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type