Укр Рус

Как действовать в чрезвычайных ситуациях: рекомендации от образовательного омбудсмена

Как действовать в чрезвычайных ситуациях: рекомендации от образовательного омбудсмена

В любом месте может произойти чрезвычайная ситуация. Для сохранения здоровья и жизни собственной и окружающих людей важно уметь правильно оценить ситуацию, сориентироваться и выбрать порядок действий. На сайте образовательного омбудсмена предложен ориентировочный алгоритм действий в случае чрезвычайных ситуаций в учебном заведении.

В каждом учебном заведении один раз в пол года проводятся тренировки по эвакуации участников образовательного процесса, во время чего детей обучают правильному поведению при различных обстоятельствах.

В службе образовательного омбудсмена отмечают, что кроме таких учений необходимо постоянное и пристальное внимание к вопросам безопасности, реальные, а не показательные тренировки. Идеально – когда руководитель учебного заведения проводит тренировки по собственной инициативе, никого не предупреждая раньше времени. Вот тогда действительно можно увидеть реальное, а не "нарисованное" положение дел.

Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте или на водном объекте, что привело (может привести) к возникновению большого количества пострадавших, угрозы жизни и здоровью людей, их гибели, значительных материальных потерь, а также невозможность проживания населения на территории или объекте, ведение там хозяйственной деятельности.

Подпишитесь на email рассылку!
По характеру чрезвычайной ситуации классифицируют на:

  • техногенные (транспортной аварии (катастрофы), пожары, взрыва, аварии с выбрасыванием (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапного разрушения сооружений; аварии в электроэнергетических системах, системах жизнеобеспечения, системах телекоммуникаций, на очистных сооружениях промышленного комплекса, гидродинамических аварий);
  • природные (опасное геофизическое, геологическое, метеорологическое или гидрологическое явление, деградация почв или недр, пожаром в природных экологических системах, изменением состояния воздушного бассейна, инфекционной заболеваемостью и отравлением людей, инфекционным заболеванием домашних животных, массовой гибелью диких животных, поражением );
  • социальные (противоправные действия террористического и антиконституционного толка, или связанное с исчезновением (похищением) оружия и опасных веществ, несчастными случаями с людьми противоправные действия террористического и антиконституционного толка, или связанное с исчезновением (похищением) с людьми);
  • военные (применение обычного оружия или оружия массового поражения, во время которого возникают вторичные факторы поражения населения).

Как правильно выбрать алгоритм действий в чрезвычайной ситуации

 


Алгоритм действий в случае террористического акта:

  • не затрагивать в транспорте, жилых и общественных помещениях или на улице ничейных пакетов (сумок), не подпускайте к ним других. Уведомить о находке работника полиции;
  • в присутствии террористов не выражать свое недовольство, воздерживаться от резких движений, крика и стонов;
  • при угрозе применения террористами оружия лечь на живот, защищая голову руками, как можно дальше от окон, остекленных дверей, проходов, лестниц;
  • использовать любую возможность для спасения;
  • если произошел взрыв – принять меры по недопущению пожара и паники, окажите в медицинскую помощь пострадавшим;
  • пытаться запомнить приметы подозрительных людей и сообщить их прибывшим сотрудникам спецслужб.

Алгоритм действий в случае захвата здания:

  • сохранять спокойствие и стараться избежать контакта с террористами;
  • как можно тише сообщить правоохранительным органам о террористической атаке, а также о своем местонахождении;
  • не курить;
  • не приближаться к дверям и окнам;
  • четко выполнять инструкции и команды правоохранителей;
  • скрыть свои документы и визитные карточки.

Порядок осуществления эвакуации из здания:

  • определить самые безопасные эвакуационные пути и выходы в безопасную зону в кратчайшие сроки;
  • ликвидировать условия, способствующие возникновению паники. С этой целью работникам учреждений и учреждений нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
  • эвакуацию людей следует начинать с помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
  • в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастов могут заранее одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
  • тщательно проверить все помещения, чтобы сделать невозможным пребывание в опасной зоне детей;
  • выставлять посты безопасности на входах в здании, чтобы исключить возвращение детей и работников в здание, где возник пожар;
  • в случае гашения следует стараться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
  •  чтобы предотвратить распространение огня, дыма, следует воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекла.

Правила эвакуации для детей, предложенные ресурсным центром прав ребенка:

  • Не говори – чтобы слышать учителя
  • Не беги – чтобы не пострадать
  • Не толкайся – чтобы не пострадали другие
  • Не возвращайся – чтобы оставаться в безопасности

Правила эвакуации для педагогов:

  • Эвакуация осуществляется по соответствующему звуковому сигналу, который, в случае необходимости, активирует администрация или лицо, обнаружившее пожар.
  • Напомните детям о главных целях эвакуации: их безопасность и правила эвакуации: не говори. Не беги. Не толкайся. Не возвращайся.
  • Закройте дверь и окна.
  • Возьмите с собой школьный аварийный набор, ведро (может быть сложным), сумку для скорой помощи. *
  • Проверьте безопасность маршрута для эвакуации.
  • При эвакуации советуют объединять два класса, и при перемещении один учитель возглавляет колонну, а другой завершает колонну детей двух классов.
  • Помогите детям с инвалидностью и маленьким детям.
  • Эвакуация осуществляется в определенное место (место для каждого класса определяется во время тренировочных учений и не меняется).
  • По прибытии на определенное место проверьте наличие всех детей по списку.
  • Оставайтесь со своим классом и просите учащихся быть вместе, быть всем классом вместе, никуда не расходиться.
  • Если опасные условия исчезли, выполните обратную эвакуацию обратно в классы, соблюдая те же правила.

Алгоритм действий по защите от насильственного вторжения и угрозы массового насилия

Советы для руководства школ:

  • Если есть возможность – подайте знак тревоги, но это не должна быть пожарная сигнализация.
  • Следите за ситуацией и переоценивайте ее.
  •  Будьте готовы передать командование полиции или другим силовым органам.
  • Уведомить всех, когда опасность исчезла.
  • После инцидента сообщить об обстоятельствах учащихся и родителей.

Советы для работников учебных заведений:

  • Предупредите других, чтобы они немедленно укрылись и обеспечили безопасность детей.
  • Соберите учащихся внутри безопасного помещения, как можно дальше от угрозы.
  • Закройте и заперейте дверь ключом (по возможности). Переместите мебель, чтобы заблокировать доступ от угрозы, при наличии и возможности.
  • В случае угрозы стрельбы все должны быстро лечь на пол и по возможности накрыться мебелью, чтобы не быть мишенью.
  • Выключите свет и все устройства, которые могут его подать.
  • Выключите все звуковые устройства: мобильные телефоны, радиоприемники и т.д.
  • Сохраняйте тишину.
  • Держитесь как можно дальше от дверей и окон.
  • Оставайтесь спокойными, успокаивайте тех, кто нервничает.

Советы для учащихся:

  • Помните о правилах: не говори. Не беги. Не толкайся. Не возвращайся.
  • Следуйте указаниям работников учебного заведения.
  • Сохраняйте спокойствие и тишину.
  • При необходимости, помогите заблокировать дверь мебелью.
  • Главное: спрятаться, упасть и укрыться.

Как действовать в случае антитеррористической операции:

  • лечь на пол лицом вниз, положив руки ладонями на затылок;
  • четко выполнять команды сотрудников антитеррористического подразделения избегая резких движений.

Алгоритм действий при перестрелке:

  • если стрельба застала вас на улице, сразу же лягте и оглянитесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы домов, памятники, бетонные столбы или бордюры, канавы. Помните, что автомобиль – не самая лучшая защита, потому что его металл тонкий, а горючее – взрывоопасно. При первой возможности спрячьтесь в подъезде дома, подземном переходе, дождитесь окончания перестрелки;
  • проводите меры по спасению детей, при необходимости прикройте их своим телом. По возможности сообщите об инциденте сотрудников полиции;
  • если в ходе перестрелки вы находитесь в доме, укройтесь в ванной комнате и лягте на пол, потому что находиться в комнате опасно из-за возможности рикошета. Находясь в укрытии, следите за возможным началом пожара. Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, оставьте квартиру и спрячьтесь в подъезде, подальше от окон.

Алгоритм действий в случае захвата транспорта:

  • если вы находитесь в захваченном самолете, автобусе – не привлекайте к себе террористов. Осмотрите салон, определите места возможного укрытия на случай стрельбы;
  • успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего,
  • снимите ювелирные украшения;
  • не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения;
  • не реагируйте на провокационное или дерзкое поведение;
  • женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги;
  • если представители власти предпримут попытку штурма – ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до окончания штурма;
  • после увольнения – немедленно покиньте самолет (автобус), потому что не исключена возможность его заминирования террористами и взрыва паров бензина.

Алгоритм действий в случае телефонного терроризма:

  • позвоните с другого телефона (другого мобильного или соседей) оператору телефонной связи (мобильного или стационарного) и скажите причину звонка, свою фамилию, адрес и номер своего телефона;
  • старайтесь затянуть разговор и записать его на диктофон или дайте послушать свидетелям (соседям);
  • одновременно, с разговором и записью на диктофон, второй человек звонит с другого телефона на узел связи, а затем в полицию по телефону 102 для срочного задержания звонившего;
  • напишите заявление начальнику отделения полиции, на территории которого вы проживаете, для принятия необходимых мер;
  • полиция, по запросу на узел связи, получит номер телефона, адрес, фамилию звонившего и будет принимать необходимые меры.

Алгоритм действий в случае пожара:

Работник учреждения и учреждения, обнаружившего пожар или его признаки (задувание, запах горения или тление различных материалов, резкое повышение температуры в помещении и т.п.), обязан:

  • немедленно сообщить об этом по телефону в ближайшее пожарно-спасательное подразделение (при этом следует четко назвать географическое место объекта, место возникновения пожара, а также свою должность и фамилию);
  • привлечь систему оповещения людей о пожаре; начать самому и привлечь других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
  • уведомить о пожаре руководителя учреждения и учреждения или замещающего его лица;
  • организовать встречу пожарно-спасательных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в заведении и учреждении средствами пожаротушения.

Руководитель учреждения и учреждения или замещающее его лицо, прибывшее на место пожара, обязан:

  • проверить, уведомлено ли пожарно-спасательное подразделение о возникновении пожара;
  • осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарно-спасательных подразделений. В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
  • организовать проверку наличия всех участников учебно-воспитательного процесса, эвакуированных из здания, по спискам и журналам учета учебных занятий;
  • выделить для встречи пожарно-спасательных подразделений лицо, хорошо знающее размещение подъездных путей и водоисточников;
  • проверить включение в работу системы противопожарной защиты;
  • изъять из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
  • в случае необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
  • прекратить все работы, не связанные с мерами по ликвидации пожара;
  • организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществления других мер, способствующих предотвращению распространения пожара;
  • организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их с кладку и обеспечить в случае необходимости их охрану;
  • информировать руководителя пожарно-спасательного подразделения о наличии людей в здании.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type