В любом месте может произойти чрезвычайная ситуация. Для сохранения здоровья и жизни собственной и окружающих людей важно уметь правильно оценить ситуацию, сориентироваться и выбрать порядок действий. На сайте образовательного омбудсмена предложен ориентировочный алгоритм действий в случае чрезвычайных ситуаций в учебном заведении.
В каждом учебном заведении один раз в пол года проводятся тренировки по эвакуации участников образовательного процесса, во время чего детей обучают правильному поведению при различных обстоятельствах.
В службе образовательного омбудсмена отмечают, что кроме таких учений необходимо постоянное и пристальное внимание к вопросам безопасности, реальные, а не показательные тренировки. Идеально – когда руководитель учебного заведения проводит тренировки по собственной инициативе, никого не предупреждая раньше времени. Вот тогда действительно можно увидеть реальное, а не "нарисованное" положение дел.
Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте или на водном объекте, что привело (может привести) к возникновению большого количества пострадавших, угрозы жизни и здоровью людей, их гибели, значительных материальных потерь, а также невозможность проживания населения на территории или объекте, ведение там хозяйственной деятельности.
По характеру чрезвычайной ситуации классифицируют на:
- техногенные (транспортной аварии (катастрофы), пожары, взрыва, аварии с выбрасыванием (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапного разрушения сооружений; аварии в электроэнергетических системах, системах жизнеобеспечения, системах телекоммуникаций, на очистных сооружениях промышленного комплекса, гидродинамических аварий);
- природные (опасное геофизическое, геологическое, метеорологическое или гидрологическое явление, деградация почв или недр, пожаром в природных экологических системах, изменением состояния воздушного бассейна, инфекционной заболеваемостью и отравлением людей, инфекционным заболеванием домашних животных, массовой гибелью диких животных, поражением );
- социальные (противоправные действия террористического и антиконституционного толка, или связанное с исчезновением (похищением) оружия и опасных веществ, несчастными случаями с людьми противоправные действия террористического и антиконституционного толка, или связанное с исчезновением (похищением) с людьми);
- военные (применение обычного оружия или оружия массового поражения, во время которого возникают вторичные факторы поражения населения).
Как правильно выбрать алгоритм действий в чрезвычайной ситуации

Алгоритм действий в случае террористического акта:
- не затрагивать в транспорте, жилых и общественных помещениях или на улице ничейных пакетов (сумок), не подпускайте к ним других. Уведомить о находке работника полиции;
- в присутствии террористов не выражать свое недовольство, воздерживаться от резких движений, крика и стонов;
- при угрозе применения террористами оружия лечь на живот, защищая голову руками, как можно дальше от окон, остекленных дверей, проходов, лестниц;
- использовать любую возможность для спасения;
- если произошел взрыв – принять меры по недопущению пожара и паники, окажите в медицинскую помощь пострадавшим;
- пытаться запомнить приметы подозрительных людей и сообщить их прибывшим сотрудникам спецслужб.
Алгоритм действий в случае захвата здания:
- сохранять спокойствие и стараться избежать контакта с террористами;
- как можно тише сообщить правоохранительным органам о террористической атаке, а также о своем местонахождении;
- не курить;
- не приближаться к дверям и окнам;
- четко выполнять инструкции и команды правоохранителей;
- скрыть свои документы и визитные карточки.
Порядок осуществления эвакуации из здания:
- определить самые безопасные эвакуационные пути и выходы в безопасную зону в кратчайшие сроки;
- ликвидировать условия, способствующие возникновению паники. С этой целью работникам учреждений и учреждений нельзя оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара и до его ликвидации;
- эвакуацию людей следует начинать с помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Детей младшего возраста и больных следует эвакуировать в первую очередь;
- в зимнее время по усмотрению лиц, осуществляющих эвакуацию, дети старших возрастов могут заранее одеться или взять теплую одежду с собой, а детей младшего возраста следует выводить или выносить, завернув в одеяла или другие теплые вещи;
- тщательно проверить все помещения, чтобы сделать невозможным пребывание в опасной зоне детей;
- выставлять посты безопасности на входах в здании, чтобы исключить возвращение детей и работников в здание, где возник пожар;
- в случае гашения следует стараться в первую очередь обеспечить благоприятные условия для безопасной эвакуации людей;
- чтобы предотвратить распространение огня, дыма, следует воздерживаться от открывания окон и дверей, а также от разбивания стекла.
Правила эвакуации для детей, предложенные ресурсным центром прав ребенка:
- Не говори – чтобы слышать учителя
- Не беги – чтобы не пострадать
- Не толкайся – чтобы не пострадали другие
- Не возвращайся – чтобы оставаться в безопасности
Правила эвакуации для педагогов:
- Эвакуация осуществляется по соответствующему звуковому сигналу, который, в случае необходимости, активирует администрация или лицо, обнаружившее пожар.
- Напомните детям о главных целях эвакуации: их безопасность и правила эвакуации: не говори. Не беги. Не толкайся. Не возвращайся.
- Закройте дверь и окна.
- Возьмите с собой школьный аварийный набор, ведро (может быть сложным), сумку для скорой помощи. *
- Проверьте безопасность маршрута для эвакуации.
- При эвакуации советуют объединять два класса, и при перемещении один учитель возглавляет колонну, а другой завершает колонну детей двух классов.
- Помогите детям с инвалидностью и маленьким детям.
- Эвакуация осуществляется в определенное место (место для каждого класса определяется во время тренировочных учений и не меняется).
- По прибытии на определенное место проверьте наличие всех детей по списку.
- Оставайтесь со своим классом и просите учащихся быть вместе, быть всем классом вместе, никуда не расходиться.
- Если опасные условия исчезли, выполните обратную эвакуацию обратно в классы, соблюдая те же правила.
Алгоритм действий по защите от насильственного вторжения и угрозы массового насилия
Советы для руководства школ:
- Если есть возможность – подайте знак тревоги, но это не должна быть пожарная сигнализация.
- Следите за ситуацией и переоценивайте ее.
- Будьте готовы передать командование полиции или другим силовым органам.
- Уведомить всех, когда опасность исчезла.
- После инцидента сообщить об обстоятельствах учащихся и родителей.
Советы для работников учебных заведений:
- Предупредите других, чтобы они немедленно укрылись и обеспечили безопасность детей.
- Соберите учащихся внутри безопасного помещения, как можно дальше от угрозы.
- Закройте и заперейте дверь ключом (по возможности). Переместите мебель, чтобы заблокировать доступ от угрозы, при наличии и возможности.
- В случае угрозы стрельбы все должны быстро лечь на пол и по возможности накрыться мебелью, чтобы не быть мишенью.
- Выключите свет и все устройства, которые могут его подать.
- Выключите все звуковые устройства: мобильные телефоны, радиоприемники и т.д.
- Сохраняйте тишину.
- Держитесь как можно дальше от дверей и окон.
- Оставайтесь спокойными, успокаивайте тех, кто нервничает.
Советы для учащихся:
- Помните о правилах: не говори. Не беги. Не толкайся. Не возвращайся.
- Следуйте указаниям работников учебного заведения.
- Сохраняйте спокойствие и тишину.
- При необходимости, помогите заблокировать дверь мебелью.
- Главное: спрятаться, упасть и укрыться.
Как действовать в случае антитеррористической операции:
- лечь на пол лицом вниз, положив руки ладонями на затылок;
- четко выполнять команды сотрудников антитеррористического подразделения избегая резких движений.
Алгоритм действий при перестрелке:
- если стрельба застала вас на улице, сразу же лягте и оглянитесь, выберите ближайшее укрытие и проберитесь к нему, не поднимаясь в полный рост. Укрытием могут служить выступы домов, памятники, бетонные столбы или бордюры, канавы. Помните, что автомобиль – не самая лучшая защита, потому что его металл тонкий, а горючее – взрывоопасно. При первой возможности спрячьтесь в подъезде дома, подземном переходе, дождитесь окончания перестрелки;
- проводите меры по спасению детей, при необходимости прикройте их своим телом. По возможности сообщите об инциденте сотрудников полиции;
- если в ходе перестрелки вы находитесь в доме, укройтесь в ванной комнате и лягте на пол, потому что находиться в комнате опасно из-за возможности рикошета. Находясь в укрытии, следите за возможным началом пожара. Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, оставьте квартиру и спрячьтесь в подъезде, подальше от окон.
Алгоритм действий в случае захвата транспорта:
- если вы находитесь в захваченном самолете, автобусе – не привлекайте к себе террористов. Осмотрите салон, определите места возможного укрытия на случай стрельбы;
- успокойтесь, попытайтесь отвлечься от происходящего,
- снимите ювелирные украшения;
- не смотрите в глаза террористам, не передвигайтесь по салону и не открывайте сумки без их разрешения;
- не реагируйте на провокационное или дерзкое поведение;
- женщинам в мини-юбках желательно прикрыть ноги;
- если представители власти предпримут попытку штурма – ложитесь на пол между креслами и оставайтесь там до окончания штурма;
- после увольнения – немедленно покиньте самолет (автобус), потому что не исключена возможность его заминирования террористами и взрыва паров бензина.
Алгоритм действий в случае телефонного терроризма:
- позвоните с другого телефона (другого мобильного или соседей) оператору телефонной связи (мобильного или стационарного) и скажите причину звонка, свою фамилию, адрес и номер своего телефона;
- старайтесь затянуть разговор и записать его на диктофон или дайте послушать свидетелям (соседям);
- одновременно, с разговором и записью на диктофон, второй человек звонит с другого телефона на узел связи, а затем в полицию по телефону 102 для срочного задержания звонившего;
- напишите заявление начальнику отделения полиции, на территории которого вы проживаете, для принятия необходимых мер;
- полиция, по запросу на узел связи, получит номер телефона, адрес, фамилию звонившего и будет принимать необходимые меры.
Алгоритм действий в случае пожара:
Работник учреждения и учреждения, обнаружившего пожар или его признаки (задувание, запах горения или тление различных материалов, резкое повышение температуры в помещении и т.п.), обязан:
- немедленно сообщить об этом по телефону в ближайшее пожарно-спасательное подразделение (при этом следует четко назвать географическое место объекта, место возникновения пожара, а также свою должность и фамилию);
- привлечь систему оповещения людей о пожаре; начать самому и привлечь других лиц к эвакуации людей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
- уведомить о пожаре руководителя учреждения и учреждения или замещающего его лица;
- организовать встречу пожарно-спасательных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в заведении и учреждении средствами пожаротушения.
Руководитель учреждения и учреждения или замещающее его лицо, прибывшее на место пожара, обязан:
- проверить, уведомлено ли пожарно-спасательное подразделение о возникновении пожара;
- осуществлять руководство эвакуацией людей и тушением пожара до прибытия пожарно-спасательных подразделений. В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого все имеющиеся силы и средства;
- организовать проверку наличия всех участников учебно-воспитательного процесса, эвакуированных из здания, по спискам и журналам учета учебных занятий;
- выделить для встречи пожарно-спасательных подразделений лицо, хорошо знающее размещение подъездных путей и водоисточников;
- проверить включение в работу системы противопожарной защиты;
- изъять из опасной зоны всех работников и других лиц, не занятых эвакуацией людей и ликвидацией пожара;
- в случае необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другие службы;
- прекратить все работы, не связанные с мерами по ликвидации пожара;
- организовать отключение сетей электро- и газоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования воздуха и осуществления других мер, способствующих предотвращению распространения пожара;
- организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их с кладку и обеспечить в случае необходимости их охрану;
- информировать руководителя пожарно-спасательного подразделения о наличии людей в здании.