Укр Рус

Решает школа: как повышать квалификацию учителей - Алина Мирошникова

Решает школа: как повышать квалификацию учителей - Алина Мирошникова

Немало педагогов ждут, когда же наконец изменения завершатся и сверху придет приказ: где, когда и по каким направлениям проходить повышение квалификации.

Но все наоборот: за месяц учителя смогут учиться на любой нужной и интересной им программе, не обращая внимания на лицензии организации и на то, аккредитована программа.

Сущность Новой украинской школы в том, чтобы брать ответственность на себя, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Но можно понять тревогу людей: аттестация у нас всегда была связана с повышением или снижением зарплаты и даже риском потерять работу. Почему разнообразия в улучшении мастерства до сих пор кажется части педагогов странным? Ответ на это дает бэкграунд - история повышения квалификации учителей.

Почти столетие назад значительная часть учителей имела лишь начальное образование и несколько месяцев педагогических курсов. Поэтому аттестацию ввели, чтобы отделить профессионалов с высшим образованием. За основу взяли документ до 1819. Главное требование к учителю - благонадежность. Но если в 19 веке речь шла о посещении церкви и преданность царю, то в 20 - о знании идеологии и политической грамотности. Учителей расспрашивали о посещаемости и успеваемости учащихся, но эти цифры никто не проверял. А вот звание и денежные надбавки давали пожизненно и лишали их только через суд. В 1940-60 годы из-за нехватки учителей о повышении квалификации почти забыли. А вот в 1972 году возникла современная система педагогических званий и квалификационных категорий и действующая до недавнего времени процедура обязательной аттестации раз в 5 лет.

В те бюрократические времена считалось: в любом виде деятельности повышают эффективность распределение по категориям и "стимуляция рублем". Тогда же ввели типовые учебные планы, по которым повышали квалификацию все учителя, ведь цель была - унифицировать обучения и воспитания "будущих строителей коммунизма". Впрочем, никто не проверял после того, как они усвоены. Учитывали только на стаж работы и поощрения. Существовали разнарядки: сколько, к примеру, специалистов высшей категории должно быть.

Типовое положение об аттестации педагогических работников Украины, утвержденное МОН 20 августа 1993, почти переписано с советского 1974 года. К этому печальному наследию добавились лишь попытки измерить эффективность учителя за успехами учащихся (количество побед в олимпиадах, медалистов) и активностью (участие в конкурсах, конференциях). Человеческий фактор, к сожалению, был решающим: какие отношения у учителя с руководством школы.

Есть немало стран, где идея повышения квалификации учителя шла не сверху, а от педагогов, поскольку от этого зависела конкурентоспособность на рынке труда. А за квалификацию сотрудников соответствуют школы, поэтому именно они заботятся о современных знания и умения для учителей. Например, в США учебные заведения приглашают к себе специалистов из разных методик, авторов учебников. Они выбирают из перечня тренингов и программ, учитывая их стоимость, как на концерт приглашают «звезд» и менее известных певцов. В Японии наоборот: школы определяют потребности учителей и формируют заявку. А общественные организации готовят программы под конкретные запросы. В Финляндии за квалификацию учителя отвечает директор школы. В странах Балтии действует "принцип ярмарке": в общем реестре учителей напротив каждой фамилии обозначаются все пройденные курсы, тренинги, и именно от этого зависит зарплата, которую предлагают педагогу школы. А репутация учебного заведения зависит от того, насколько квалифицированных учителей они пригласили.

Самые популярные темы для повышения квалификации

• обучение носителей других языков - США,

• обучение одаренных учеников - Германия,

• инклюзия - Швейцария,

• установление дисциплины - Нидерланды,

• психологическое саморазвитие - Финляндия.

Академический подход к организации профессионального развития сохраняется в Великобритании, Дании, Норвегии, где такие услуги предоставляют университеты и академии. В большинстве стран - например, Финляндии, Австрии, Испании, Италии, Швеции - этим занимаются негосударственные организации и объединения учителей. Интересно, что в Германии педагогов тренируют также церкви, банки и издательства. Там, где аттестация означает проверку знаний, ее проводят не чиновники, а коллеги, общественные организации, а в Германии добавляют баллы за учительство, выставлены родителями учеников.

Как известно, теперь в Украине официально повышать квалификацию учитель должен ежегодно по 30 часов. Много ли это? В Австрии учителя уделяют вдвое меньше времени профессиональному росту. А вот в Нидерландах - в 5,5 раза больше.

Кто должен определять, на что потратить эти часы? По Нуш, это - право учителя. Ведь потребности педагога (который у него есть профессиональный дефицит) нельзя определить сверху. Затем свои запросы педагоги должны согласовать между собой на педсовете. Собственно, ее надо возродить как реальный орган, ведь во многих школах педсовета не проводились, существовали только на бумаге, а решение объявляла администрация.

Закон об образовании сейчас предлагает больше свободы учителю при выборе способа повышения квалификации, считает эксминистр образования Лилия Гриневич. С 2020 года неправительственные организации смогут предоставлять образовательные услуги по повышению квалификации учителей. По ее словам, очень много организаций, которые проводят целевые образовательные программы и имеют очень хорошие результаты. По прошлым стандартам можно было выбирать только организации, имели лицензии на предоставление таких услуг и аккредитованные МОН программы (а это только институты последипломного педагогического образования и отдельные университеты).

Но сейчас есть много источников получить специализированные знания: из отдельных методов, новейших знаний и методик преподавания отдельных дисциплин, по инклюзивному образованию, противодействия буллинг, возрастной психологии, нейропсихологии и др. Тренинги уже проводят опытные педагоги - например, победители Global Teacher Prize. Также комплексные программы от организаций - помощников в профессиональном росте.

Признает образовательные программы организаций педагогический совет. "Учитель сам должен чувствовать, что ему хочется, что ему больше нужно. И поэтому закон предлагает, чтобы деньги на повышение квалификации шли в школу с учителем. С 2020 года неправительственные организации и те, кто может оказывать такие услуги по повышению квалификации, принимать участие в общем повышении квалификации учителей. Если мы говорим о свободе и большую ответственность за это свободный выбор и учителя, и педагогического совета, то мы предоставили возможность педагогическим советам признавать повышения квалификации ".

"Какой преподавателю мы скорее доверим ребенка: инновационность которого оценивал чиновник ли инновационность которого отметила независимая внегосударственная организация, в которую входят представители экспертной среды?" - задает риторический вопрос основатель сети школ ThinkGlobal Богдан Олександрук. Залогом успеха он считает свободный рынок организаций, которые заботятся о своей репутации в экспертной среде.

Обучение для профессионального роста школы должны запланировать в начале учебного года. Директора школ после утверждения сметы в год обнародуют общий объем средств, предусмотренный в этом году повышение квалификации. В течение следующих 15 календарных дней каждый учитель, который имеет право на повышение квалификации за государственные средства, подает директору предложение. В ней должно содержаться тема программы, организация или учреждение ее проводит, форма, продолжительность, стоимость услуг или то, что они бесплатные. Педагогический совет утверждает программу на год в рамках имеющихся средств. Директор школы обеспечивает заключение договоров между учебным заведением и предприятием (субъектами) повышения квалификации.

После прохождения обучения учитель должен отчитываться на педсовете, чего именно он научился. Если результаты удовлетворяют коллег, они утверждают факт повышения квалификации. Итак, процедура довольно проста. Поэтому учителю можно не ограничивать себя и получить именно те знания и навыки, которые необходимы.

Алина Мирошникова

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача