В обществе активно продолжают обсуждать целесообразность использования мобильных устройств в учебных заведениях. Одни предлагают полностью их запретить, другие рассматривали возможность частичного запрета, то есть установление беззвучного режима и содержания в рюкзаке (сумке).
Родительские сообщества категорически выступали против любого запрета, ведь во время войны телефон является определенным средством безопасности и быстрой связи с родителями в случае чрезвычайной ситуации.
3 ноября 2023 года по инициативе образовательного омбудсмена Сергея Горбачева в Управлении образования Львова состоялось экспертное обсуждение "Урегулирование использования мобильных телефонов во время образовательного процесса". В мероприятии приняли участие народный депутат Украины Наталья Пипа, начальник Управления образования Львовского городского совета Андрей Закалюк, сопредседатель общественной организации "Родители SOS" Алена Парфенова, представители от управления образования, руководителей учебных заведений и родителей соискателей образования.
Вопрос использования мобильных телефонов в учебных заведениях достаточно сложен. С одной стороны использование мобильных телефонов в образовательных целях помогает разнообразить уроки и занятия, быстро связаться с родителями в случае необходимости, а также фиксировать факты нарушения прав, что определено статьей 32 Конституции Украины.
С другой стороны, мобильный телефон может отвлекать от обучения при использовании не по назначению, способствовать академической неблагочестии, снижать уровень межличностного общения.
В ходе обсуждения были подняты следующие вопросы:
Образовательный омбудсмен поднял вопрос соблюдения прав участников образовательного процесса, ведь запрет использования мобильных телефонов может привести к запрету фиксировать случаи нарушения прав в учебных заведениях. Наличие же видео- или аудио записей мобинга, буллинга и других правонарушений позволяет привлечь обидчиков к ответственности.
В то же время интересен международный опыт, который исследовали работники Службы образовательного омбудсмена. Его следует и дальше изучать с юридической точки зрения и рассматривать возможности применения в Украине. О международном опыте и опыте частных заведений по мобильным телефонам рассказала представитель украинского парламента.
Участники обсуждения отмечали, что вопрос использования мобильных телефонов требует урегулирования и пока нет четкого понимания ситуации в учебных заведениях по этому вопросу, так как не проводились соответствующие мониторинговые исследования. В классах, где отсутствуют печатные учебники (это 5 и 6 классы), дети постоянно используют мобильные телефоны в образовательном процессе.
Директора учебных заведений и педагогические работники Львова делились опытом введения правил использования мобильных телефонов, которые были разработаны совместно с учениками и родителями, и поэтому достаточно эффективны. В то же время отсутствие законодательных и нормативно-правовых актов, нормирующих использование мобильных телефонов в учебных заведениях, затрудняет введение правил. Ведь в случае использования коробок для мобильных телефонов ответственность за их сохранность ложится на учителя и является дополнительной нагрузкой для него. Особенно сложно сохранить мобильные телефоны во время воздушных тревог. Также педагоги отмечали различные подходы к правилам использования мобильных телефонов в начальных классах и в 5-9 и 10-11 классах.
Представители родительского сообщества предложили воспитывать культуру добродетели, потому что запрет на использование гаджетов все равно приведет к его нарушению. Часть родителей обеспокоены неконтролируемым использованием детьми мобильных телефонов и отсутствием родительского контроля за контентом. В то же время технический прогресс стремительно двигается, и поэтому через несколько лет вместо мобильных телефонов, возможно, уже
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом