Укр Рус

Использование мобильных телефонов при образовательном процессе: результаты экспертного обсуждения

Использование мобильных телефонов при образовательном процессе: результаты экспертного обсуждения

В обществе активно продолжают обсуждать целесообразность использования мобильных устройств в учебных заведениях. Одни предлагают полностью их запретить, другие рассматривали возможность частичного запрета, то есть установление беззвучного режима и содержания в рюкзаке (сумке).

Родительские сообщества категорически выступали против любого запрета, ведь во время войны телефон является определенным средством безопасности и быстрой связи с родителями в случае чрезвычайной ситуации.

3 ноября 2023 года по инициативе образовательного омбудсмена Сергея Горбачева в Управлении образования Львова состоялось экспертное обсуждение "Урегулирование использования мобильных телефонов во время образовательного процесса". В мероприятии приняли участие народный депутат Украины Наталья Пипа, начальник Управления образования Львовского городского совета Андрей Закалюк, сопредседатель общественной организации "Родители SOS" Алена Парфенова, представители от управления образования, руководителей учебных заведений и родителей соискателей образования.

Вопрос использования мобильных телефонов в учебных заведениях достаточно сложен. С одной стороны использование мобильных телефонов в образовательных целях помогает разнообразить уроки и занятия, быстро связаться с родителями в случае необходимости, а также фиксировать факты нарушения прав, что определено статьей 32 Конституции Украины.

С другой стороны, мобильный телефон может отвлекать от обучения при использовании не по назначению, способствовать академической неблагочестии, снижать уровень межличностного общения.

В ходе обсуждения были подняты следующие вопросы:

  • Правовая и организационная форма упорядочения использования мобильных телефонов в учебных заведениях во время образовательного процесса.
  • Опыт разработки правил использования мобильных телефонов и их внедрение в учебных заведениях.
  • Безопасность в условиях военного положения: возможность ребенка свободно контактировать с родителями в случае чрезвычайной ситуации, плохого самочувствия ребенка, необходимости срочно связаться с ребенком.
  • Правовые основания изъятия мобильных телефонов у соискателей образования при нарушении правил использования.
  • Порядок сохранности личного имущества (мобильных телефонов) при изъятии для временного хранения: место хранения, его обустройство и доступ, ответственность за сохранность личного имущества, условия доступа ребенка к средству связи (мобильного телефона) в случае необходимости;
  • Формы ответственности (санкции), которые могут быть применены в правовом поле к соискателям образования и родителям, в случае нарушения правил использования мобильного телефона в учебном заведении.
  • Сохранение прав граждан на фиксацию противоправных действий (в частности – буллинга) с применением средств аудио и видеофиксации (ч. 4 ст. 21 Закона Украины "Об информации").
Подпишитесь на email рассылку!

Образовательный омбудсмен поднял вопрос соблюдения прав участников образовательного процесса, ведь запрет использования мобильных телефонов может привести к запрету фиксировать случаи нарушения прав в учебных заведениях. Наличие же видео- или аудио записей мобинга, буллинга и других правонарушений позволяет привлечь обидчиков к ответственности.

В то же время интересен международный опыт, который исследовали работники Службы образовательного омбудсмена. Его следует и дальше изучать с юридической точки зрения и рассматривать возможности применения в Украине. О международном опыте и опыте частных заведений по мобильным телефонам рассказала представитель украинского парламента.

Участники обсуждения отмечали, что вопрос использования мобильных телефонов требует урегулирования и пока нет четкого понимания ситуации в учебных заведениях по этому вопросу, так как не проводились соответствующие мониторинговые исследования. В классах, где отсутствуют печатные учебники (это 5 и 6 классы), дети постоянно используют мобильные телефоны в образовательном процессе.

Директора учебных заведений и педагогические работники Львова делились опытом введения правил использования мобильных телефонов, которые были разработаны совместно с учениками и родителями, и поэтому достаточно эффективны. В то же время отсутствие законодательных и нормативно-правовых актов, нормирующих использование мобильных телефонов в учебных заведениях, затрудняет введение правил. Ведь в случае использования коробок для мобильных телефонов ответственность за их сохранность ложится на учителя и является дополнительной нагрузкой для него. Особенно сложно сохранить мобильные телефоны во время воздушных тревог. Также педагоги отмечали различные подходы к правилам использования мобильных телефонов в начальных классах и в 5-9 и 10-11 классах.

Представители родительского сообщества предложили воспитывать культуру добродетели, потому что запрет на использование гаджетов все равно приведет к его нарушению. Часть родителей обеспокоены неконтролируемым использованием детьми мобильных телефонов и отсутствием родительского контроля за контентом. В то же время технический прогресс стремительно двигается, и поэтому через несколько лет вместо мобильных телефонов, возможно, уже

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type