Укр Рус

Отстранение учителей выявило ряд системных проблем в образовании

Отстранение учителей выявило ряд системных проблем в образовании

Уже третью неделю дирекция учебных заведений может отстранять от работы учителей, которые отказываются вакцинироваться.

"Новая украинская школа" попытались разобраться в ситуации и найти решение - как школам обеспечить безопасность для учащихся не в ущерб образованию.

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Отстранение от работы без сохранения заработной платы педагогов, отказавшихся от вакцинации (при условии, если нет подтвержденных медицинских противопоказаний), ныне распространено в других странах. К примеру, во Франции, Новой Зеландии, Румынии.

Варьируются только даты вступления в силу подобных нормативных актов и иногда критерии для отстранения (например, в Румынии невакцинированных учителей не допускают к работе, только если в регионе более 6 больных на 1000 жителей). И везде это вызывает возмущение и единичные или массовые протесты.

По состоянию на 18 ноября в Украине отстранено 3415 учителей (всего у нас более 400 тыс. учителей). На 22 ноября полный курс вакцинации против Covid-19 прошли более 550 тысяч работников школ (84,5% от общего количества). Еще 11,7% работников школ получили одну дозу вакцины.

Цифры свидетельствуют, что количество учителей, отстраненных от работы, – не столь масштабно, как кажется на первый взгляд.

Более того, отсутствие учителей на рабочем месте не уникально – отгулы, больничные, повышение квалификации и т.д. Даже эпидемии гриппа и других заболеваний, когда значительное количество и детей и педагогов оставались дома, педагоги переживали не один раз. Школы так или иначе решали вопросы, продолжая обучение детей.

Однако на этот раз неясно даже примерно, сколько будет продолжаться эта ситуация. Она показала ряд системных проблем – в частности, решения властей, которые не учитывают многие нюансы (например, то, что прерывание образовательного процесса для учащихся – нежелательно), нехватка системы для замены недостающих педагогов, плохая развитость сетевого образования, немотивированность учителей работать в школах и т.д.

Подробнее о них – дальше.

Подпишитесь на email рассылку!

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ШКОЛІ И РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ

Руководитель компонента поддержки образования на региональном уровне Шведско-украинского проекта "Поддержка децентрализации в Украине" и бывший директор департамента образования и науки Хмельницкой ОГА Олег Фасоля задается вопросом: если не вакцинированного учителя отстранят, чтобы он не представлял опасности для детей, почему он не может проводить уроки дистанционно?

Однако и здесь возникает вопрос: если школа учится очно, будет ли она в состоянии обеспечить дистанционное изучение определенного предмета? Ведь лишь небольшое количество школ обладают техническим обеспечением, достаточным для проведения онлайн-урока в стенах школы.

Также он указывает на нестыковку в приказе МОН и порядке отстранения. В частности, отстранять должны не только педагогов, но и непедагогических работников.

“Например, кочегар в котельной никак не общается с детьми, но должен быть отправлен домой, школа же останется без тепла. Так что проблема более многогранна, чем кажется на первый взгляд”, – говорит Олег Фасоля.

В то же время сопредседатель ОО "Родители SOS" Елена Бондаренко отмечает, что цель решения об отстранении другая - увеличить количество вакцинированных. Однако в этом выпускается защита права детей на образование.

“На первый взгляд кажется, – говорит она, – что бессмысленно отстранять учителей во время онлайн-обучения. Однако если взглянуть на вопрос под другим углом, разрешение невакцинированным учителям работать онлайн является большим соблазном для школ годами работать в онлайн-формате, ведь не секрет, что далеко не все педагоги и администрации учебных заведений понимают или заинтересованы в качестве услуг и защите интересов ребенка” .

И сейчас в некоторых школах не заменяют отстраненных учителей: иногда из-за нежелания, а иногда потому, что учителей просто нет или они перегружены.

“Что нам, родителям, делать, – пишет в одной из групп в социальных сетях Ольга Лотоцкая-Головина. – Целую неделю у сына (9 класс) нет уроков математики. У нас инженерная гимназия – алгебр и геометрий у них 8 уроков в неделю должно быть. Поскольку учительница была отстранена (не вакцинирована), замену нам не дают. Соответственно дети остаются без математики от слова вообще. Директор говорит, что все учителя перегружены и заменами нет возможности обеспечить…”.

Решить подобные вопросы непросто, ведь школа достаточно замкнутая и зависимая система, считает Елена Бондаренко. По ее словам, это означает, что даже если у директора есть желание решить вопросы в интересах детей, ему не всегда будет хватать на это полномочий и инструментов.

"Например, решением ситуации с заменой отстраненного учителя может быть привлечение фрилансера, имеющего нужные знания и навыки, но механизмы, которые бы это позволяли, не прописаны законодательством".

Выходит, что жаловаться родителям некуда: соответствующее распоряжение – это политическое решение государственного уровня, которое должны выполнять и управленцы всех уровней.

"Проблема нуждается в системном решении, которого пока нет даже в планах", - говорит Елена.

Зато Олег Фасоля убежден, что при наличии желания решить можно любой вопрос. А когда директор не может решить проблему, нужно менять директора. Более того, если администрация школы аргументирует ситуацию отсутствием средств.

“Бюджетное законодательство не позволяет уменьшать финансирование учебного заведения в середине года. Образовательная субвенция и бюджеты школ рассчитываются на начало календарного года, и средства должны быть переданы учредителем заведения в централизованную бухгалтерию местного управления образованием или непосредственно в бухгалтерию учебного заведения (если он имеет автономную бухгалтерию).

Утвержденные суммы перечисляются ежемесячно и могут быть изменены, даже если учителя отстраняют без сохранения или с снижением заработной платы. Поэтому средства решения вопроса с заменой в большинстве случаев директор имеет“.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДИРЕКТОРУ ШКОЛЫ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ УЧАЩИМСЯ ОБРАЗОВАНИЕ, И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЛАСТИ

Замена учителя – явление отнюдь не новое. Но здесь тоже не все однозначно, говорит Елена Бондаренко.

“Дети во время учебного процесса должны быть под наблюдением взрослых. На самом деле мы не так часто задумывались об этом, но традиционно основная функция учителя на замене сводилась к тому, что он должен присматривать за детьми, чтобы те не наделали глупостей и не повредились”.

В Украине законодательство предусматривает два варианта замены, объясняет Елена.

Первый – уроки в классе ведет преподаватель того же предмета, но обычно работающий в других классах или параллелях. Тогда дети изучают тот же предмет и получают знания.

Второй – когда на смену приходит преподаватель другого предмета и занятия проводятся по темам другой дисциплины (например, биология вместо математики). Когда основной учитель возвращается из больничного, ему отдают часы биологии.

Этот вариант более сложный, потому что не каждый раз учитель биологии имеет свободные часы, когда в классе по расписанию математика. Так же, когда из больничного выйдет математик, он может извлечь урок с другим классом, когда в расписании стоит биология.

“Проблема с заменами обострилась во время онлайн-обучения, ведь в этом случае нет никакой логики в том, чтобы сажать детей перед монитором и читать им страницу из учебника, когда учитель-предметник болеет, – убеждена Елена Бондаренко. – Думаю, такое повлечет за собой лишь дополнительную волну критики от родителей, чьи дети и так проводят слишком много времени по гаджетам”.

Елена приводит пример того, как Канада системно решает вопросы с заменами учителей. В частности, там распространена приктика "учителей на замену". Это обеспечивает продолжение обучения для учащихся, независимо от того, что произошло с основным педагогом, и лишает школу необходимости быстро менять расписание.

“Педагог, не имеющий постоянной нагрузки в школе, выбирает регион, где хочет работать, и выставляет свою кандидатуру. Его приглашают на замену на уроках по предмету, на котором он специализируется, в школы избранной локации. Дети в результате получают образовательную услугу без перерыва на больничном основном учителе.

Безусловно, преподавать на замене сложнее – не знаешь класс, требования школы. Но это и хороший шанс проявить себя и получить предложение на постоянную работу. Кстати, там с этого начинают все молодые учителя.

Наверное, нам не нужно полностью копировать этот опыт, но среди наших педагогов немало специалистов, которые не хотят или не могут работать на полную ставку в школе, а несколько часов в неделю делились бы знаниями с детьми охотно – учителя пенсионного возраста, в декретном отпуске, студенты старших курсов”.

Также Елена рассказывает о примере, как Германия подошли к обеспечению безопасного обучения с минимальными потерями в образовании. Школы работают в обычном режиме, но 2–3 раза в неделю в каждой проводят выборочное или полное тестирование на ковид (кроме того, что тест делают тем, кто имеет признаки простуды). Если обнаружены больные, их отправляют на самоизоляцию, но класс и дальше работает, только тестирования становятся ежедневными. Однако есть нюанс: в Германии гораздо больше процент вакцинированного населения.

Олег Фасоля приводит другой вариант, как не прерывать обучение в случае отстранения учителя – через сетевое образование. Это означает, что школа может заключить соглашение с другим учебным заведением по привлечению специалистов для обеспечения обучения в случаях болезни или отстранения учителя.

По этому принципу школа может привлечь и высококвалифицированного специалиста, например преподавателя вуза или работника научного учреждения. Этой возможностью сейчас может воспользоваться любая школа.

"А дистанционный формат обучения позволяет привлекать специалистов даже из отдаленных регионов".

Среди задач власти Елена Бондаренко также называет привлечение специалистов в педагогическую процессию.

“Знаю немало случаев, когда учащиеся оставались без преподавания определенных предметов в течение длительного времени, вплоть до целого учебного года. И так, в основном это касается естественных наук – химии, физики, математики. Учителей просто не хватает, и нет никакой государственной программы поддержки, привлечения и мотивации.

Подпишитесь на email рассылку!

Несколько лет назад по инициативе Лилии Гриневич была разработана и введена программа доплат молодым специалистам, но пока в Госбюджете нет на это средств. По крайней мере, в этом году их не было. Как и никаких других механизмов интереса педагогов”.

Это приводит к чрезвычайному спросу на рынке репетиторских услуг. И высококвалифицированным педагогам, и молодым специалистам становится гораздо выгоднее работать на фрилансе.

“Особенно это касается естественных наук: хорошие репетиторы, успешно готовящие детей к ВНО, имеют сформированный плотный график уже в середине лета. И это опять же провоцирует отток педагогов из школы. Получаем замкнутый круг, который разорвать может только системный подход на государственном уровне“.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type