Укр Рус

"Все это совсем не способствует инклюзии" - экспертка рассказывает о вреде новых положений о специальной школе

Все это совсем не способствует инклюзии - экспертка рассказывает о вреде новых положений о специальной школе

Согласно новым положениям о специальной школе и учебно-реабилитационном центре детям, обучающимся в спецучреждениях, предлагается все услуги получать в пределах стен данных заведений.

"Новая украинская школа" поговорила с экспертом по инклюзии и руководительницей ОО "Социальная синергия" Марианной Онуфрик об изменениях в новом положении, возможных причинах, почему специальные школы пытаются расширить, почему это не нужно делать и как работают специальные школы за рубежом.

Все это совсем не способствует инклюзии – происходит ее откат, объясняет Марианна Онуфрик.

“Если речь идет о включении детей в социум, то они не могут получать услуги в одном замкнутом помещении. Авторы положения "запихали" в специальную школу абсолютно все. Создается впечатление, что с такой целью, чтобы ребенок вообще не покидал этих стен.

В общем, в положении закрепляется статус специальных школ. Если сравнить с предыдущим положением, расширяется их функционал, увеличиваются возможности. Как следствие, в специальные школы привлекут гораздо больше детей”, – говорит экспертка.

Подпишитесь на email рассылку!

ПОЧЕМУ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПЕРЕДЕРГАЮТ ФУНКЦИИ ИРЦ

Народный депутат Павел Сушко на своей фб-странице написал о главных изменениях в положении. В частности, о том, что теперь в специальных школах психолого-педагогические и коррекционно-развитые услуги могут получать не только учащиеся школы, но и инклюзивные классы общеобразовательных школ или дети, которые не охвачены образованием. По словам Марианны Онуфрик, это дублирует функции инклюзивно-ресурсных центров.

“Тогда возникает вопрос финансирования. То есть, из каких источников будет дополнительно финансироваться такая коррекционно-развитая работа? Ведь зарплата специалистов ИРС финансируется за счет образовательной субвенции, как и педработников специальных школ. Не будет ли двойного финансирования из-за дублирования функций?”.

По ее словам, так, учреждения специального образования "переманивают" к себе детей с ООП: не только конкурируют с ИРЦ в сфере предоставления коррекционно-развитых услуг, но и имеют "веские" аргументы, чтобы в целом привлечь детей на обучение. К сожалению, условия, вроде "все услуги в одном месте, и вам не нужно забирать ребенка из заведения вообще" - очень удобны для большинства родителей.

Такая редакция положения имеет потенциал снизить количество детей на инклюзивном обучении, говорит Онуфрик. А это очень негативный сигнал для международного сообщества. Ведь этим Украина нарушает свои обязательства как подписант Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью. Там речь идет о том, что дети с инвалидностью должны получать инклюзивное образование, и ни слова – о специальном.

“Вместо того чтобы укреплять инклюзию, в Украине развивают специальное образование. Это означает, что укрепляется сегрегация детей по определенным признакам: в этом случае – с нарушениями развития. Детей отделяют от общества в отдельные учреждения и институты.

Но так не должно быть”, – объясняет экспертка.

Кроме того, ранее учебно-реабилитационные центры являлись исключительно для детей с комплексными нарушениями развития. Теперь же разрешено, чтобы там учились все дети из ООП. Кроме того, согласно новому положению, НРЦ также могут оказывать консультационную помощь родителям детей, обучающих в специальных школах. И это снова дублирование функции ИРЦ. Все это свидетельствует о расширении контингента специальных учебных заведений.

Еще одна функция, о которой идет речь в положенных и которая дублирует работу ИРЦ, – возможность оказывать консультационную помощь по организации обучения детей с ООП, получающих образование в инклюзивных и специальных классах учреждений дошкольного и общего среднего образования.

“Очевидно, речь идет также о перетягивании одеяла. Политик, опубликовавший пост о положении (Павел Сушко – ред.), известен позицией сохранения специального образования и учреждений институционального ухода. И, к сожалению, не прослеживается позиция развития инклюзивного образования. То есть он достаточно последовательный. Очевидно, происходит перетягивание, в частности, финансирование от инклюзивных центров в специальные школы”.

Фактически, если родители будут обращаться в специальные школы для получения консультаций, именно эти сферы специального образования будут больше финансироваться, чем сфера инклюзивного образования.

“В Украине более 300 заведений специального образования. Представьте, какое финансирование они привлекут, если организуют кучу услуг в рамках заведения и откроют филиалы, что теперь разрешено”, – заключает Марианна Онуфрик.

ПОДРОБНЫЙ АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

  • Теперь учащиеся с нарушениями интеллектуального развития могут получать профильное среднее образование в спецшколе. Для этого в заведении при наличии соответствующей учебно-материальной базы могут создавать 12 и 13 классы.

Как объясняет экспертка, это привычная практика, что учащиеся специальных школ должны учиться больше. Однако сложно говорить, что это положительная тенденция, потому что весь документ имеет негативное направление.

“Если дети действительно имеют сложные нарушения развития, требующие специального образования, то обучение может проходить в специальных классах в общеобразовательных учреждениях. Тогда 12 и 13 классы – это нормально. А если речь идет о специальных школах – сомнительно. Ну больше ребенок будет находиться в специальной школе, но что дальше? Что создано в государстве, чтобы этот молодой человек потом мог чем-то заниматься?”.

  • Специальный класс в общеобразовательной школе – это лучше, чем обучение в специальной школе в целом. Согласно той же Конвенции, ребенок должен учиться вместе со своими сверстниками, образование должно быть инклюзивным. В положении же разрешено, чтобы в одном классе были разные по возрасту дети.

В специальном классе общеобразовательной школы дети с ООП и нормотипные дети вместе взаимодействуют на перемене, встречаются в ходе общих школьных мероприятий. Это – о социализации.

В специальных школах такого не предусмотрено. То есть дети и на перерывах и уроках общаются исключительно с детьми, у которых схожие с ними особые образовательные потребности, не видят других детей и не умеют взаимодействовать с ними.

  • В новом положении предусмотрено, что в классах для учащихся с умеренными нарушениями интеллектуального развития, с нарушениями аутистического спектра и в начальных классах для детей со слепотой и глухотой будут работать ассистент учителя и ассистент воспитателя группы продленного дня.

По словам Марианны, услуга ассистента учителя или ассистента воспитателя взята из инклюзивного образования. Это – положительный момент, если не считать положения и его концепцию в целом.

  • Группы в спецшколах будут создавать для детей, которые в этом не нуждаются или которым это может даже навредить.

Дело в том, что в документе указана предельная наполняемость классов. Например, глухих детей в классе должно быть максимум 8, с тяжелыми нарушениями речи – 12, с умеренными нарушениями, с расстройствами аутичного спектра – 6 детей.

“Организовывать отдельные классы для детей с расстройствами аутистического спектра – это нонсенс. Ведь эти дети, как правило, испытывают сложные поведенческие нарушения развития. Когда есть один, максимум два ребенка в классе с такими особенностями – это оптимально для всех. Это прописано в документах об инклюзии в Украине и давно работает за границей”, – говорит Марианна.

Она объясняет: собрать в классе 6 таких детей – это, фактически, преступление против этих детей, поскольку они чрезвычайно сенсорно чувствительны. Они нуждаются в специальном отношении, создании инклюзивной образовательной и сенсорной среды.

А еще меня удивляет, что дети с умеренными нарушениями интеллектуального развития должны делать в специальном образовании. По всему миру специальное образование получают дети с комплексными нарушениями развития. То есть, когда есть чрезвычайно сложные интеллектуальные и сенсорные или психические нарушения. Когда речь идет просто о речи, нарушении слуха (дети со слуховыми аппаратами), нарушении зрения (дети, которые носят очки), то удивляет, почему эти дети учатся в специальной школе, а не в обычной”.

По данным Госстата за 2020 год, из 36 491 детей, обучающихся в специальных школах, 3 705 – с пониженным зрением, 1 845 – с пониженным слухом, 2 089 – с не тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Так, положение базируется на медицинской модели инвалидности и оказании образовательных услуг. Хотя недавно обновленный порядок организации инклюзивного обучения в общем среднем образовании или дошкольных учебных заведениях построен не на нарушениях развития, а на уровнях поддержки.

То есть независимо от того, какие диагнозы или нозологии, нужно ориентироваться на трудности, которые есть у ребенка, и поддержку, которую можно ему оказать. Ведь синдром Дауна, ДЦП или нарушения спектра аутизма предполагают огромное количество вариаций, проявлений и различных образовательных потребностей. Инклюзивное образование в Украине постепенно отходит от концепта медицинской модели, а в специальном образовании оно еще больше закрепилось.

  • В положении предусматривается наличие в специальной школе ассистента ученика (воспитателя) – социального рабочего или родителей. Марианна Онуфрик объясняет, что приобщение родителей – неправильное.

Хотя в Украине это общая тенденция – например, родителей привлекают, чтобы они проходили обучение, чтобы быть ассистентами ребенка, – его не поддерживают за рубежом. В первую очередь потому, что родителям нужен отдых от основной деятельности – они и так находятся вместе с ребенком много времени. Во-вторых, такой подход неэффективен для обучения – ребенок иначе воспринимает обучение и ведет себя по-другому, когда он с родителями. К примеру, может быть более расслабленной и не слушать учителя.

  • Специальные школы забрали из-под координации и опеки Минсоцполитики. В предыдущем положении было прописано несколько моментов, когда специалисты сферы социальной защиты имели возможность приобщаться к работе специальных школ. Сейчас это исключили.

Ранее в работу психолого-педагогического консилиума привлекали работников службы по делам детей. Ведь в специальных школах часто есть дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. К тому же, к работе консилиума приобщались специалисты социальной работы. И это было верно, говорит Марианна.

Например, по результатам прошлогодних исследований Украинской сети за права детей, многие дети, которые получают уход и воспитание в специальных школах, находятся там именно по социальным причинам. То есть не потому, что имеют особые образовательные потребности, а потому, что они – из социально незащищенных слоев населения, они могут не иметь никаких нарушений и инвалидности. Да, привлечение специалиста социальной работы – очень важно.

По данным Госстата, в 2020 году из 36 491 детей в специальных школах – 1 938 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и 7 055 детей приходили только на обучение и не ночуют в спецшколе.

Кроме того, раньше была норма: если ребенок ночует и находится в так называемом пансионе без заявления родителей в течение выходных или если родители не посещают ребенка, то школа должна была обратиться в службу по делам детей. Теперь такой возможности нет. Социальная работа исключена из положения – и это плохо, потому что способствует институализации детей”, – объясняет Марианна.

ПОЧЕМУ ЗАВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕФОРМИРОВАНЫ, НО НАЧАЛИ НЕ С ТОГО

Эксперты постоянно отмечают, что специальное образование в Украине должно быть, но требует коренного реформирования. Прежде всего, должно произойти обновление ее содержания. В настоящее время качество образования в специальных учреждениях, за очень редкими исключениями, неприемлемо.

“Только небольшой процент выпускников могут по окончании самореализоваться в личной жизни, профессии и обществе. Качество образования зависит от уровня подготовки педагогов, преподаваемых в этих заведениях. Впрочем, если в последние годы в Украине произошел мощный всплеск обновления программ подготовки педагогов к инклюзивному обучению, то в специальном образовании мы еще очень отстаем”, – говорит Марианна Онуфрик.

С чего стоило начать реформирование специального образования? Прежде всего, говорит эксперт, по адекватному и всестороннему анализу этой сферы, в частности качества образования. Далее на основе этого анализа нужно разработать стратегические документы и внести изменения в уже действующие.

Подпишитесь на email рассылку!

К слову, именно такой алгоритм действий предусмотрен в Плане мероприятий на 2021 и 2022 годы по реализации Национальной стратегии по созданию безбарьерного пространства в Украине до 2030 года: проведение общегосударственного мониторинга качества образования в специальных учреждениях и специальных классах (группах), разработка Концепции реформирование специального образования и Концепции осовременивания системы подготовки, переподготовка и повышение педагогов для предоставления образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в соответствии с наилучшими международными практиками.

Перечисленное следует сделать до конца 2022 года. Однако изменения в положения о спецшколе и НРЦ предшествуют этому логическому плану и противоречат ему. По словам Марианны, очевидно, МОН нужно было утвердить документ до определенной даты, то есть выполнить план.

“Итак, мы снова имеем изменение формы (расширение функционала, закупка оборудования и т.п.), а не изменение сути (качество образования). А это значит раздутое финансирование и красивую картинку вместо изменения качественных показателей и улучшения жизни детей с особыми образовательными потребностями”.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type