Исследование PISA опубликовало отчет на тему "Сталкиваются ли ученики с дискриминацией в школе?"
В частности, в исследовании освещался вопрос, разделяют ли учителя положительные мультикультурные взгляды и демонстрируют ли они высокий уровень межкультурных убеждений?
Что показало исследование?
- В Украине руководители учебных заведений сообщают о более положительных мультикультурных убеждениях своих учителей, чем в среднем руководители по странам ОЭСР.
- Среди референтных стран более высокий уровень демонстрируют только учителя Беларуси, а самый низкий показатель мультикультурных убеждений, по свидетельству руководителей учебных заведений, имеют учителя в Венгрии.
- Взгляды и отношение учащихся по поводу жизни в глобализированном мире в основном положительно, но несущественно связаны с мультикультурными убеждениями учителей во всех референтных странах.
- Подавляющее большинство учащихся во всех референтных странах считают, что их учителя мало подвержены традиционным проявлениям дискриминации, основанным на стереотипах и предубеждениях, в отношении людей из других культурных групп.
- В то же время чаще всего ученики указывали в анкетах, что большинство их учителей или почти все имеют заниженные ожидания относительно успешности учеников определенных культурных групп: в Украине таких учеников 17%, а больше всего среди референтных стран в Словацкой Республике – 22%.
- Среди референтных стран только учащиеся в Беларуси испытывают меньше, чем в Украине проявлений дискриминации со стороны учителей.
- Худший дискриминационный климат в школах Словацкой Республики.
- Парни во всех референтных странах сталкиваются с проявлениями дискриминации со стороны учителей чаще, чем девушки.
- Во многих референтных странах учащиеся с низким и средним социально-экономическим статусом чаще сообщают о проявлениях дискриминации в своем учебном заведении со стороны учителей, чем их благополучные сверстники.
- Правда, статистически значима эта разница только в Венгрии и Словацкой Республике.
- В среднем по странам ОЭСР связь между индексами, характеризующими готовность учащихся к жизни в глобализированном многокультурном мире (за исключением индекса глобального мышления), и уровнем восприятия ими дискриминации в школе является отрицательным.
- Эта связь слабее тех аспектов, которые характеризуют знания учащихся, но сильнее с межкультурными поведенческими характеристиками.
- С увеличением индекса восприятия дискриминации в школе существенно уменьшается индекс уважения к людям из других культур.
Ознакомиться с исследованием можно по ссылке.