Владимир Спиваковский, основатель частной школы "Гранд", в интервью Обозревателю рассказал о причинах провала нынешних тестов.
ВНО по математике не сдали 31,11% участников тестирования.
Пан Спиваковский на это заявил, что быть умным стало не модно. "Не мечтают дети стать изобретателями или инженерами - в этом можно убедиться, посмотрев на их кумиров (...) Да и перспектив применить свой ум в нашей стране не так уж и много, а если нет места для приложения труда, стирается и мотивация учиться".
В Центре оценивания качества образования сообщили, что причина провала - немотивированные ученики.
Но Владимир Спиваковский с этим не согласился: "У нас так быстро умеют устанавливать основные причины, еще и категорически формулируют... Я скажу так: не надо обобщать.
Да, 30, а может, и 50% учеников - всегда немотивированные. Они ходят в школу, потому что надо. Все ходят. Родители посылают. Но школа для них - нечто среднее между камерой хранения и тусовкой.
Еще процентов 35 - дети, которые мотивированы хорошо учиться, и не более. Для них важны не знания, а оценки - чтобы не было проблем с родителями.
И, наконец, 10-15% - действительно талантливые, жаждущие знаний, те, кому мало школьной программы, кто ищет новые источники информации, образовательные платформы, курсы... И на кого в буквальном смысле слова охотятся вузы, причем зарубежные.
Имею по три-четыре запроса ежедневно: найдите талантливого ребенка! Мы готовы не просто взять его на полное обеспечение, а еще и доплачивать, пусть только у нас учится! Поэтому обвинять детей, что они все глупые и без мотивации, - несправедливо".
Пан Спиваковский отмечает, что "диплом даже модного вуза не гарантирует ни знаний, ни трудоустройства. Вот о чем давно стоит задуматься, а не о том, куда бежать подавать апелляцию по результатам ВНО".
На вопрос, ВНО - действенный инструмент, или лучше вернуть экзамены, Владимир Спиваковский ответил так: "2008-го, когда создали систему ВНО, ее главной целью было преодоление коррупции. Потому что в ведущие учебные заведения поступали «по блату», благодаря знакомству, за взятку...
У талантливого абитуриента из глубинки, если у папы с мамой нет ни денег, ни связей, просто не было шансов! Умный - что из того, ты априори лузер. Сломать эту схему было необходимо.
Однако сейчас я выскажу непопулярную позицию: бороться с коррупцией должны правоохранительные органы. А школа должна давать знания. Во всем мире так и не надо вешать на тех учителей несчастных еще и борьбу с коррупцией в вузах! Ну чего Мария Ивановна со своей нищенской зарплатой должна работать еще и на то, чтобы нейтрализовать доцента Петрова, который за вступление взятки берет?!
Тем не менее, первые годы система ВНО свою функцию выполняла, и те, у кого по старой системе шансов не было, получили возможность собственным умом себе дорогу проложить.
А сейчас количество абитуриентов и количество мест в учебных заведениях примерно сравнялись. И коррупция потеряла смысл, и конкуренция за знания из школ исчезла. Ребенок думает: ну и что, я все равно поступлю - не во этот вуз, так в тот".
Пан Владимир рассказал о еще одной причине провала тестов: "У многих родителей просто не было денег на репетиторов. Кризис сожрал все сбережения у людей, а без репетитора при такой онлайн-учебу, не настроенной, не продуманной, сырой, при отсутствии контроля очень трудно подготовиться к поступлению. Особенно когда речь идет о математике. Историю можно прочитать как интересную книгу. И литературу, конечно. Правила можно выучить наизусть. А что делать, скажем, с геометрией?
Вообще можно много говорить о том, почему не получилось. Это как во Второй мировой исследовали, какие самолеты уязвимы, какие нет. Сначала изучали те, что были подбиты, но что ты там по фрагментам поймешь? Наконец пришли к выводу: надо на те смотреть, которые не пострадали. Так и здесь: разбираться, почему 31 процент не сдалл математику - это догонять вчерашний день. Лучше попытаться понять, почему 69%, несмотря на все, сдали".
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом