"Школа супергероев" - это государственное учреждение, которое предоставляет образовательные услуги по дошкольному и полному общему среднему образованию детям, находящимся на стационарном лечении или которым оказывается реабилитационная помощь в учреждениях здравоохранения. Проект возник как волонтерская инициатива под управлением Евгении Смирновой, которая занимает должность заместителя Министра образования и науки Украины, еще в 2021 году. Как государственное учреждение "Школа супергероев", которое начало фактическую работу с октября 2022 года. Пока такие образовательные центры есть в больницах 8 городов: Киева, Боярки, Житомира, Днепра, Харькова, Львова, Николаева, Хмельницкого. Об особенностях организации образовательного процесса и интересных подходах к обучению в «Школе супергероев» рассказывают в службе образовательного омбудсмена.
В образовательных центрах при больницах образовательные услуги могут получать дети от 3 лет, в частности с особыми образовательными потребностями, и соискатели профессионального (профессионально-технического) и профессионального высшего образования в части получения полного общего среднего образования.
Принципы деятельности "Школы супергероев":
- дитиноцентризм;
- учет индивидуальных и особых образовательных потребностей ребенка;
- равенство доступа к качественным образовательным услугам и отсутствие дискриминации;
- единство и разнообразие методов обучения, воспитания и развития;
- партнерские отношения между соискателями, работниками Школы, родителями детей, работниками больниц, уважение чести и достоинства каждого;
- академическая свобода и педагогическое мастерство педагогов (свобода в выборе видов, форм, последовательности и темпа представления учебного материала);
- качество, обоснованность и своевременность предоставленных образовательных услуг;
- финансовая, академическая, кадровая и организационная автономия "Школы";
- демократические основы управления "Школой";
- архитектура и информационная доступность образовательных услуг "Школы".
Особенности образовательной среды
- В каждом образовательном центре «Школы» обустроено яркое развивающее технологическое образовательное пространство в соответствии со стандартами и уникальным дизайном школы, чтобы отвлечь детей от ежедневных медицинских процедур и общего психологического климата больницы. Образовательные центры имеют одинаковое стандартизированное оборудование и уникальный дизайн, разработанный на волонтерских началах группой энтузиастов дизайнеров, в частности, с дизайном бюро “Ionosfera” и другими.
- Обычные школы могут использовать опыт таких образовательных центров при организации образовательной среды, в частности:
- Образовательные пространства развиваются, обустраиваются и отремонтированы на средства доноров и партнеров без привлечения бюджетных средств. Такой подход демонстрирует возможности для общин и учебных заведений в условиях войны проводить восстановление и развитие за средства внебюджетных источников.
- Обустройство пространства в соответствии с единой концепцией и дизайном школы. В рамках этой концепции учебное заведение может выбрать свой подход при осуществлении ремонтов, что обеспечит постепенное формирование неповторимого современного образовательного пространства, которое станет пространством развития и психологической разгрузки детей.
- Построение урока с ориентацией на индивидуальные потребности учащихся и учет образовательных потерь с подачей материала через необычный контент. В частности, учитывая большое количество учеников, которые сейчас находятся за границей или учатся онлайн, по возможности следует построить занятия через разделение на группы и внедрять индивидуальный подход по принципу "репетитор от государства".
- Реальная психологическая поддержка учащихся и родителей, которую оказывает практический психолог, умеющий работать с психологической травмой и потерей, постоянно проходит обучение и обучает других педагогов «Школы».
- Формирование системы поощрения учащихся через стены эмоций, наклейки и другую сувенирную продукцию, дипломы достижений в собственном дизайне, что мотивирует учащихся к обучению. Такая продукция не требует значительных ассигнований, но может быть разработана каждым классом для себя лично или воспроизводить символику школы. Поиск такой символики может стать интересной проектной работой для учащихся.
- Активный выход в социальные сети. Дети, как и родители, узнают информацию из сетей, а также групп в мессенджерах. Поэтому большое значение приобретает построение коммуникации через удобные для них платформы и визуальный контент.
Интересные подходы к обучению Школы супергероев также помогают частично нивелировать больничную атмосферу и поддержать атмосферу детства, а именно:
- педагоги ищут и применяют такие подходы к преподаванию, чтобы ребенок захотел посетить следующие уроки/занятия, в частности на уроках подаются яркие факты и интересности, проводятся эксперименты, поисковые работы;
- с детьми работают практические психологи, прошедшие соответствующее обучение по работе с детьми, имеющими психологическое травмирование;
- в каждом образовательном центре есть методист, который обеспечивает методическую поддержку педагогических работников, контролирует качество образовательных услуг, для чего посещает занятия и общается с родителями, приобщается к разработке методических материалов школы;
- во время учебного процесса в центрах используются современные технологии и инструменты;
- в центрах проводится внеурочная и воспитательная работа, в частности, воспитательные мероприятия и занятия, привлечение волонтеров и приглашения звездных гостей, дни и недели чтения, просмотр фильмов, совместные мероприятия для разных образовательных центров;
- в образовательных центрах реализованы уникальные подходы к построению пространства, а именно: Зеленый Городик – лаборатория растений и уроков биологии, Зона джедаев дороги – для уроков по безопасности дорожного движения, инклюзивная игровая площадка, минифутбольное поле.
- в школах расположены современные библиотечные просторы, в которых есть отдельная зона для игр.