Укр Рус

Что делать с неравенством в образовании?

Что делать с неравенством в образовании?

ОО "Смарт Образование" при поддержке Фонда Фридриха Науманна за Свободу подготовил проект "Дофамин для образования".

Об этом пишет "Новая украинская школа".

Запланированы 10 бесед с ведущими специалистами о трендах и изменениях в образовании, а также: как помочь детям понять свои цели, как их достигать и как найти мотивацию учиться. Подкаст рассчитан на родителей и учителей, а также всех, кому интересна тема образования.

Первый выпуск - о неравенстве в образовании в национальном и мировом контекстах, какие последствия имеет пандемия и что можно сделать, чтобы уменьшить ее негативное влияние на обучение. Разбирались с этим вместе с заместительем директора Украинского центра оценивания качества образования Татьяной Вакуленко.

Послушать подкаст можно на его странице (там также есть ссылка на самые популярные подкастинг-платформы).

Здесь же читайте конспект разговора.

НЕРАВЕНСТВО В УКРАИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЦИФРАХ

Подпишитесь на email рассылку!

Согласно исследованиям PISA, в Украине социально-экономический статус на 14% определяет успешность ученика. Например, дети, которые учатся в маленьких селах, примерно на 2-2,5 года отстают от сверстников-горожан. А те, которые имеют низкий социально-экономический статус, отстают почти на 3 года от детей с высоким статусом. Это худший показатель, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Сложные обстоятельства вроде карантина и дистанционного обучения обостряют неравенство в образовании. Исследование ОЭСР показывают, что такое обострение есть как внутри страны, так и между странами. Экономисты говорят, что через 10-15 лет нас ожидает существенное проседание в экономике, что обусловлено именно провалами в образовании.

Во многих странах наблюдаем невладение информацией о влиянии карантина. Есть большие общие исследования, которые показывают процент потери образования, но нет данных по каждой стране или школе.

Немного лучше ситуация в странах, имеющих систему итогового оценивания на ключевых этапах образования (например, Польша с системой экзаменов после начальной, базовой и старшей школ). Украина пыталась имплементировать эту систему, и если это удастся, мы сможем более четко видеть и провалы, которые могут быть обусловлены различными причинами, не только карантином, и достижения.

С другой стороны, следует помнить, что если вы учитесь в маленькой сельской школе - это не приговор и не означает, что вы получаете меньше. Мы имеем также статистику PISA, по которой 12% учеников, которые учились в сложной среде и имели низкие предпосылки для качественного обучения, имеют топ-результаты, и, фактически, каждый может быть среди них.

ПОЧЕМУ БЫЛА РАЗНИЦА МЕЖДУ КАЧЕСТВОМ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ И СЕЛЕ

Неравенства в вопросах сельского и муниципального образования характерны не только для Украины. Проблемы в разных странах преимущественно одинаковые.

Прежде всего то, что сельская школа удалена от ресурсов. В первую очередь - это человеческие ресурсы. Очень сложно пригласить в сельскую школу учителя, что с отличием закончил столичный университет. А еще есть и отток кадров. К тому же учитель-предметник в маленькой школе не набирает ставку только преподаванием своего предмета (тогда как в большой может вести лишь 2-3 параллели, и этого достаточно), поэтому вынужден совмещать преподавание своего предмета с другими дисциплинами. И хорошо, если это тот предмет, который учитель знает.

Второе - финансовые ресурсы. Идет процесс децентрализации, и теперь средства остаются в общинах. Но не всегда они имеют понимание, почему образование должно быть в приоритете. Часто в общине финансовые вопросы решают в пользу дороги, медучреждения, новой спортивного зала - того, где налогоплательщики сразу видят результаты и могут их оценить.

Еще одна причина в том, что в Украине сельская школа - значительно дороже городской (в расчете на 1 учащегося): когда в заведении учатся 1000 детей, и школа оплачивает отопление, воду, книги для этих учеников - это одно дело. А если эти же расходы ложатся на школу, где всего 200 учеников, или 5-7 в параллели?

Часто в сельских школах ниже социально-экономический статус, чем в городах. Имеются в виду не только финансы, деньги в семье, но и культурный фон, привычки родителей читать, ходить на спектакли, наличие в них высшего образования, мотивация создавать положительный климат для ребенка и понимание ценности образования.

Атмосфера в сельской школе часто не мотивирует ребенка учиться. Он понимает, что вряд ли продолжат обучение в вузах, не планирует строить карьеру. По результатам исследований PISA, также наблюдаем высокий результат у детей, имеющих активное внешкольное жизни, посещают кружки и секции. Зато, сельские школы часто лишены такой внешкольной деятельности, общество не имеет возможности содержать еще и кружки.

КАК ПОМЕШАТЬ НЕРАВЕНСТВУ В ОБРАЗОВАНИИ

Мы все остаемся заложниками пандемии, поэтому нужно думать о двух вещах: как обеспечивать качественное дистанционное обучение для тех, чьи школы останутся в красной зоне; и о том, как контролировать деятельность уже открытых заведений.

По эффективности дистанционного обучения: карантин, пандемия стимулировали синергию между государственными и негосударственными учреждениями, и теперь мы имеем Всеукраинскую школу онлайн. Но важно, чтобы у учащихся не было проблем со входом в онлайн-сервисы. Украина уже договаривается об обнулении трафика на онлайн-платформах для образования.

Но помним, что пандемия обостряет неравенство, и дети из небольших сельских учреждений или малообеспеченных семей могут не иметь гаджетов, чтобы активно участвовать в онлайн-обучении. Этот вопрос нужно решать на государственном уровне: закупать ноутбуки или, например, создавать специальные пространства с большой дистанцией, где дети могут пользоваться ноутбуками и камерами.

Важная практика - системное обучение учителей пользоваться платформами. Многие учителя сделали героические вещи, когда самостоятельно освоили эти возможности, но, разумеется, не каждый учитель сможет это сделать сам, без поддержки технических служб.

Теперь по восполнение потерь знаний через дистанционку. Фактически, речь идет о преодолении неравенства, обусловленной неоднородными условиями дистанционного образования. Здесь нужны системные шаги. Еще в 2008 году вышел пособие ОЭСР "Десять шагов к преодолению неравенства", и советы по нему до сих пор актуальны. Прежде всего, они касаются структуры системы образования.

Например, уменьшить или отказаться от раннего разделения детей, классов, школ по учебным возможностями, чтобы обеспечить учащимся равные условия для обучения. Сюда следует добавить и инклюзию. Ведь отсутствие инклюзии и является источником неравенства в образовании. Вместо этого она учит ребенка не только толерантности и умения понимать другого, но и дает понимание, что когнитивные, эмоциональные и другие эмоциональные задатки бывают разными и нужно уважать других детей и быть частью этой среды.

В старшей школе нужно предлагать привлекательные альтернативы, школа не может быть единственным способом продолжить учебу. Сеть академических и профессиональных лицеев в этом контексте - правильный шаг, потому что дети с различными потребностями и интеллектуальными ожиданиями могут выбирать различные типы учебных заведений, по истечении которых могут стать студентами вузов. Человек в 16 лет должен понимать, что перед ним - мир возможностей, а не ограниченный глухой темный угол.

С другой стороны, должна быть система определения тех учащихся, которые отстают, чтобы обеспечить им дополнительную поддержку. Сейчас такая система может работать в отдельном классе, где сам учитель видит возможности каждого ученика, но национальной статистики нету. И это то, с чем нужно работать.

Еще одна правда - стоит углублять связь между семьей и школой, чтобы привлечь родителей из семей в сложных жизненных обстоятельствах к поддержке своих детей. Часто взаимодействие между семьей и школой в Украине фокусируется на приобретении дополнительных средств для кабинета или уборке классов. Не о таком взаимодействие должна идти речь.

Стоит также обратить внимание на поддержку детей из национальных меньшинств, которые не говорят языком преподавания, потому что такие дети являются наиболее уязвимыми, они с высокой вероятностью отставать от сверстников.

Поэтому нужно обеспечить большую долю ресурсов для тех, кто нуждаются больше всего. Когда-то была идея финансировать учебные заведения по результатам ВНО, и она плохая: если мы финансируем наиболее успешных, то вкладываем в прямую сегрегацию. Зато, чтобы что-то преодолеть, это нужно иметь в фокусе внимания. Равенство не обеспечится само собой, если оно не в фокусе реформы.

Многие аспекты в реформе Нуш направленные на преодоление неравенства. Прежде всего - это отсутствие сегрегации на вступление в 1 класс. Далее - сотрудничество родителей и педагогов. Система лицеев - третий аспект. Если это все реализуется в том виде, как планировалось, это будет существенным шагом в борьбе с неравенством.

КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВЫРАВНИВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ И ДЕШЕВЫЕ

Простых рецептов нет, потому что проблема села и города - это социальная проблема, и для того, чтобы нивелировать разницу между сельскими и городскими учениками, нужно создать в селах инфраструктуру, где родители имели бы работу, возможность создавать большие школы, такие же социальные лифты, как и в городе

Но пока есть и хорошие возможности. Например, создание опорных школ, когда одна большая школа собирает детей из разных населенных пунктов и дает такое же образование, как и городской заведение, потому что сюда вкладывается такой же ресурс - это хороший способ. Опорные школы создавались на первых этапах внедрения Нуш, и этот процесс продолжается, но это всегда сложный социальный диалог с родителями и общинами.

Также полезны любые онлайн-ресурсы, потому что только в селе появляется интернет, ребенок может увидеть качественные уроки. Более того это полезно, когда в селе нет опорной школы и один учитель преподает половину предметов.

Сейчас начался и еще один уникальный проект, в котором лучшие выпускники топ-университетов или молодые специалисты на два года едут преподавать в сельские школы - Учи для Украины. Пока что таких людей немного, но ко всему дети будут иметь и чрезвычайный пример, как можно быть успешным, чего-то добиваться и выполнять при этом социальную функцию.

Это еще и прекрасный мотиватор для молодых специалистов, кто сомневаются, возвращаться ли в родное село, имея красный диплом. Пример проекта мы видели в Америке еще в 2001 году. Теперь гордимся, что он стартовал в Украине. И приглашаем желающих принять участие в отборе на следующий учебный год.

Есть еще и ВНО. Если рассматривать его как критерий измерения качества образования, а как некий социальный лифт: когда вы учитесь в маленькой сельской школе, не ждите, пока изменения придут к вам, не ждите, пока учитель доедет до вас, - сами ищите возможности учиться.

КАК РОДИТЕЛЯМ УЛУЧШИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

Родители как налогоплательщики является главным источником финансирования того или иного учебного заведения. И первый вопрос перед ними - не искать такую ​​школу, которая бы удовлетворила все потребности ребенка, а строить ее с того заведения, в котором учится ребенок. И, прежде всего, интересоваться, что там происходит, и взаимодействовать с руководителем, учителями, другими родителями.

В настоящее время нет доступного инструмента для родителей, где можно было бы пользоваться советами опытных педагогов, решить пару задач и почитать определенные тексты. Для начальной школы можно порекомендовать инструментарий на сайте УЦОКО. Здесь есть тетради по чтению, математике, которые можно использовать в домашней работе. Также есть инструмент, который поможет родителям оценить самостоятельно, понимает ли ребенок прочитанное, правильно ли отвечает на вопросы к тексту. Однако в действительности в начальной школе любая книга, которую родители читают и обсуждают с ребенком, позволяет понять, может ли ребенок анализировать и понимать текст и события, в нем описываются.

С математикой сложнее, но на сайте также есть тетрадь, в которой можно дополнительно порешать примеры. Сейчас таких инструментов нет ни для 7-го, ни для 8-го, ни для 9-го классов, хотя они и запланированы в ближайшем будущем. Поэтому пока можно обращаться за советом к более опытным педагогов или поговорить с учителем, который преподает в классе, спросить, что удается или не удается ребенку.

Впрочем, часто родители делают вывод, что в школе все плохо, из субъективных впечатлений. Зато, если ребенок приходит довольный, хочет учиться, радостно делится своими эмоциями, то есть ли основания полагать, что в школе "что-то не так"?

Для того, чтобы образование было успешным, ребенок должен быть мотивирован. Поэтому стоит задуматься, когда ребенок говорит, что хочет идти к доске, но его не вызывают, не может найти контакта с учителем, не любит учиться, ему неинтересно, не хочет идти в школу и тому подобное. Тогда, прежде всего, нужно поговорить с ребенком о том, что происходит в школе - возможно, это вопрос нехватки контакта с учителем или проблема в выстраивании отношений с одноклассниками, - хочет ребенок и дальше учиться в этой школе, или он все предметы не хочет изучать , есть какой-то отдельный, где он испытывает трудности.

Если же выяснится, что ребенок совсем несчастный, и ситуацию спасет другая школа, стоит выбирать другую.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВНО-2021 ПО МАТЕМАТИКЕ ПОКАЗАЛО КРАХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В 2012 году УЦОКО разработал тест общих учебных компетентностей, который был очень близок к европейским методик тестирования. То есть, позволял оценить способность ребенка использовать математику в жизни, абсолютно компетентно. Нынешний тест ВНО по математике созвучный ему. То есть такой, когда не так глубоко нужно заходить в содержание, хотя в математике без этого невозможно.

Мы оцениваем сложность теста в соответствии с тем, как участники решают конкретные задачи. В этом году было решение об обязательной государственной итоговой аттестации по математике, потом его отменили, но дети зарегистрировались, более чем на 100 тыс. участников, если сравнить с прошлым годом. Часть из них никогда не сдавали математику, если бы это не было обязательным. Поэтому говорить о том, что тест был простой или сложный, нет смысла.

То, что более 30% участников не сдали ВНО по математике, не поборов порог - это плохая история. Но это отнюдь не показатель сложности тестов. Более того, что исследования PISA свидетельствуют, что более 36% учащихся не достигают базового уровня овладения математической компетентностью. Поэтому результат не был неожиданным.

Тем не менее, стандарт изучения математики однозначно требует пересмотра. Это и программы по математике, и учебники, и пособия. Ученики должны решать жизненно направлены задачи, но в любой задачи направления базируется на контенте и знаниях, которые также должны быть. Важно, чтобы учитель начальной школы хорошо понимал, что все понятия, которые закладываются еще в начальной школе, будут появляться и в дальнейшем обучении - именно поэтому они должны быть доступными, простыми и понятными для восприятия учащимися начальных классов.

ФОРМУЛА ЛЮБВИ К ОБУЧЕНИЮ ОТ ТАТЬЯНЫ ВАКУЛЕНКО

Это достойный директор + классные учителя + поддержка родителей.

И здесь кажется, что это такие простые три компонента. На самом деле там внутри много чего есть.

Потому что это и любовь к обучению через мотивацию, потому, что обучение - это действительно прекрасный процесс.

Это и отсутствие буллинга в школе. Если буллинг в школе есть - то результаты детей ниже.

Это и отсутствие принуждения к обучению, что также негативно сказывается на результатах.

Это и, по PISA, то, насколько ученик чувствует себя частью школы. Вот если у вас есть классные учителя, достойный руководитель и поддержка родителей - то дети гордятся, что является частью этого коллектива. Это дает плюс к результатам и к мотивации учиться.

Подпишитесь на email рассылку!

Касаемо поддержки родителей, я бы добавила два совета:

  • у ребенка должно быть комфортное рабочее место, в котором он чувствует себя классным учеником: "У меня есть классная ручка. у меня есть классный стол, у меня есть замечательная лампа";
  • отсутствие наказаний и крика, если ребенку что-то не удается или он чего-то не понимает.

Поддержка родителей в том и состоит. что вы создаете для ребенка место, акт коммуникации, вы на него не кричите, а если у него есть проблемы - вы готовы помочь. Не просто сказать "Вперед!", А посмотреть с ним видеоурок, подумать, что же нужно делать в этой задаче (но ни в коем случае не выполняйте задания за ребенка - так вы не учите ребенка делать дело, а учите его фальсифицировать и то, что можно получить результат, ничего не сделав).

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача