Офис образовательного омбудсмена представил результаты опроса родителей «Обучение детей во время карантина».
Целью опроса было исследовать ситуацию с организацией дистанционного обучения, а также выяснить проблемы, возникшие у родителей и детей.
Онлайн исследование было проведено с 8 по 13 апреля. Участие в опросе приняли родители детей, которые учатся в учреждениях общего среднего образования.
С 12 марта 2020 начался карантин, во время которого учебные заведения вынуждены были закрыться и организовать дистанционное обучение для соискателей образования.
Система образования работает прежде всего для соискателей образования. Социальная турбулентность вызвана различными факторами, затрудняет соблюдение прав в образовании.
Для всех нас важно знать, как обеспечивается право учащихся на образование во время карантина, каким образом и насколько эффективно реализуется это право, исследовать ситуацию с организацией дистанционного обучения, выяснить проблемы, которые возникли у родителей и детей, и узнать мнение родителей по дистанционного обучения.
Именно поэтому Служба образовательного омбудсмена с 8 по 13 апреля провела онлай-опрос родителей детей, обучающихся в учреждениях общего среднего образования.
Важно отметить, что опрос не является репрезентативным в смысле социологического научного исследования. Это ориентировочная модель проблем, с которыми ученики и их родители столкнулись во время карантина.
Аудитория
Мы получили 8056 ответов от респондентов из всех регионов Украины, кроме оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, а также Автономной Республики Крым.
Наибольшее количество ответов поступило из г. Киев, Днепропетровской, Одесской, Харьковской и Херсонской областей, в общем отражает наиболее активную и количественную присутствие представителей областей городов-миллионников. Почти 41% респондентов проживает в городах-областных центрах.

Возрастные группы детей в семьях участников опроса
Наибольшую активность в опросе проявили родители учащихся 5-9 классов (почти 49,4% опрошенных) и 2-4 классов (32,7% опрошенных), 9% родителей первоклассников и 8,9% родителей выпускников.


30,9% респондентов указали, что в школе обучается более 800 детей, 23% ответили, что в школе 500-800 детей, что составляет больше ответов и из чего можно сделать вывод о том, что это большие городские школы. Это коррелирует с данными о месте проживания. Но 21,5% родителей указали, что в школе учится от 200 до 500 детей, 7,2% - от 100 до 200 учеников, 3,1% - от 50 до 100 учеников, до 50 учеников - 2,1%, что характерно для небольших городов и поселков. Это подтверждает существенные проблемы с доступом к сети Интернет и, соответственно, охват дистанционным обучением учеников малых сельских школ.
Обеспечения права на обучение во время карантина

85,1% детей продолжили обучение во время карантина, еще 13,9% учатся не в полном объеме, только 1% детей не продлили обучение во время карантина.
Организация дистанционного обучения
В вопросе о том, каким образом заведение и педагоги организовали обучение детей во время карантина (можно было выбрать несколько вариантов ответов), получили такое процентное соотношение:

К сожалению, 5,6% респондентов ответили, что дистанционное обучение не организовано. По нашему мнению, имеется в виду, что ребенок учится частично или не учатся в период карантина вообще.
Самые популярные инструменты и платформы для дистанционного обучения

Самые популярные социальные сети и мессенджеры для дистанционного обучения

16% респондентов отметили, что при организации дистанционного обучения платформы не используются.
Viber стал самым распространенным мессенджером - почти 94% респондентов указали, что используют его как инструмент для организации дистанционного обучения. 12,4% применяют Facebook, Telegram - 10%. Наименее популярный Facebook Messenger - 7,1%.
Популярны среди молодежи мессенджеры и платформы практически не используются: Instagram - 6%, Tik Tok - 0,3%.
Часть респондентов - 0,5% отметили отсутствие какой-либо связи с учителями.
Родители детей, которые учатся в 5-9 и 10-11 классах, в опросе отмечали несколько платформ, социальных сетей и мессенджеров.
Таким образом, прослеживается определенная несогласованность между педагогами в учебном заведении по использованию различных технологий и форм обучения. В начальных классах обучение обеспечивает преимущественно один педагог, поэтому обычно учитель пользуется одной или несколькими технологиями для организации дистанционного обучения по определенному расписанию.
В 5-11 классах каждый предмет преподает отдельный учитель. Педагоги используют различные платформы, технологии, социальные сети, усложнило организацию обучения дома родителями и учениками.
Как соискатели образования продолжили обучение?

Данные свидетельствуют о хорошей организации обучения в семьях.
Нужно уделить внимание тому факту, что 40% респондентов являются родителями школьников 1- 4 классов, для которых онлайн-уроки на телевидении не проводятся.
Проект "Всеукраинская школа онлайн", просмотр уроков которого не требует доступа к сети Интернет и наличия компьютерного оборудования (ведь телевизор есть практически в каждой семье) необходимо популяризировать среди школьников.
Организация проведения контроля и оценки

Способы проверки выполненных заданий

Большинство учителей имеет обратную связь и контактируют с учениками различными способами. Осуществляют контроль и оценку обучения учащихся 63,9% учителей, частично их оценивают 25,8%.
Коммуникация с учителем и наличие оценки мотивирует детей к обучению, особенно в условиях карантина.
Отсутствие оценки в обоих вопросах о наличии оценки и способ проверки знаний имеет практически один и тот же показатель: 10,3% и 8%. Такое отношение нивелирует мотивацию детей к обучению и делает дистанционное обучение неполным.
Помощь родителей в обучении
Большинство опрошенных родителей заинтересованы и помогают своему ребенку с обучением

Виды помощи
Поскольку в ответе на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов, суммарное количество ответов превышает 100%.
65% - частично объясняют материал и выполняют задачи совместно с ребенком;
32% - помогают во всех разъяснениях и задачах;
47% - помогают с настройкой технических устройств для обучения.
Родители также могли вписать свой вариант ответа.
Среди распространенных ответов: организация времени ребенка, контроль за выполнением задач, моральная поддержка ребенка, некоторые из родителей полностью взял на себя роль учителя, есть родители, которые не понимают школьную программу, поэтому не могут помочь ребенку с выполнением задач. Самое сложное родителям помогать детям с иностранными языками, особенно английским.
Двенадцать человек указали на то, что учителя проводят дистанционное обучение на русском языке, дают задание и ссылки на русскоязычные инструменты и платформы, в результате чего дети начинают путать понятия и термины по учебным предметам. Часть родителей отметили недостаточное количество инструментов, тестов, видео именно на украинском языке. Двое родителей отметили, что они являются русскоязычными и не имеют возможности помочь своему ребенку именно из-за языкового барьера.
Загруженность детей и родителей при дистанционном обучении
Время на ежедневное обучение детей во время карантина
В среднем ученики 5-9 классов тратят на обучение 4-5 часов в день. Ученики 2-4 классов - 2-3 часа Школьники 10-11 классов - 5-6,5 часов Первоклассники - 2-3 часа.
Время, которое тратят родители на помощь своим детям в учебе
Ученикам 2-4 и 5-9 классов родители помогают в среднем 2-3 часа в день.
Ученикам 10-11 классов - до 1:00. Это объясняется высокой мотивацией молодежи к обучению, подготовкой к вступлению в учреждения высшего образования и сформированности навыки учиться самостоятельно.
Первоклассникам взрослые уделяют свое внимание 1-1,5 часа в день.
Мотивация учащихся к обучению во время карантина

8,1% школьников вообще не хотят учиться.
О некоторой мотивации к обучению свидетельствуют оценки 1 (10,3%) и 2 (16,5%).
34,4% и 24,2% (суммарно 58,6%) учащихся имеют умеренное желание учиться.
6,5% проявляют чрезмерную жажду знаний.
Как родители побуждают ребенка к учебе?

Техническое обеспечение семей для обучения детей
Интернет

Достаточное для дистанционного обучения интернет-подключения имеют 87,3% семей. Плохое качество интернета в 10,1% семей. Около 3% семей имеют перебои с подключением к сети Интернет.
Также несколько респондентов отметили, что периодически возникают проблемы с подключением, которых раньше не было. По нашему мнению, это связано с перегрузкой сети через дистанционную работу многих людей, которое снижает мощность и скорость интернет-подключения.
Поскольку опрос проводился через Интернет, оно не является репрезентативным (то есть, не в полной мере отражает реальную ситуацию), то, по нашему мнению, достаточно интернет подключения для обучения имеют еще меньше семей. Ведь из-за отсутствия интернета в многих поселках родители присоединиться к опроса не смогли.
Компьютерное оборудование

О наличии необходимого для обеспечения обучения компьютерного оборудования указали 66,5% родителей. Поскольку в опросе приняли участие родители преимущественно из крупных городов, то предполагаем, что этот показатель еще меньше.
Отчасти компьютерное оборудование 20,3% семей, 12,2% не имеют такого оборудования для обучения.
В семьях развернулась настоящая борьба за оборудование между родителями и детьми, между самими детьми, многим, чтобы обеспечить обучение, пришлось приобрести технику.
Какое оборудование использует ребенок для обучения?

Для ответа на этот вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответов.
Из показателей можем предположить, что часть детей использует несколько гаджетов.
Большинство детей - 81,5% использует для обучения мобильные телефоны, предполагаем, что речь идет о смартфонах. 45,6% также используют ноутбуки, почти 22,4% - планшеты, а еще 34,3% учащихся обучаются по стационарными компьютерами.
Как отмечают некоторые родители, если выполнить задание через смартфон ребенку невозможно, она обращается к родителям и использует их компьютерное оборудование. Некоторые отметил, что ребенок использует мобильный телефон родителей для обучения. Достаточно малый процент указали об использовании веб-камеры, которая необходима для онлайн-уроков. Предполагаем, что веб-камеру заменяет камера смартфона или ноутбука. Такой высокий показатель использования смартфонов для обучения является несколько тревожным, ведь проблема не только в том, что используя его, трудно полноценно выполнять учебные задачи, но в значительном повышении времени, которое ребенок проводит за маленьким экраном, может негативно влиять на здоровье, особенно в младших классах.
Вопреки довольно высокому проценту школьников, которые просматривают "Всеукраинскую школу онлайн", в этом вопросе лишь 0,4% отметило телевизор как техническое устройство для обучения. Кроме того, только 0,2% респондентов указали о применении принтера. Несколько родителей отметили, что ребенок не нуждается компьютерного оборудования во время учебы.
Трудности и проблемы дистанционного обучения во время карантина
Организационные и учебные
Психоэмоциональные
Технические
Предложения родителей по организации дистанционного обучения
Для нас было очень важно услышать, что именно родители считают делать нужным, чтобы улучшить обучение детей в таких сложных условиях. Ответы родителей показали: то, что уже давно предлагают образовательные эксперты, вполне имеет смысл и соответствует ожиданиям общества.
Родители предложили следующее:
Влияние дистанционного обучения на работу взрослых

Есть определенный дисбаланс между дистанционной работой родителей и дистанционным обучением детей. Почти половина родителей - 47,7% - ответили, что обучение ребенка затрудняет им выполнение собственных текущих и рабочих задач. О частичном влиянии обучения на работу указали 23,8%. По нашему мнению, это связано с увеличением по сравнению с обычным периодом, времени, которое родители выделяют для обучения детей. Также это объясняется определенной нехваткой компьютерного оборудования дома и подключением к сети Интернет.
Отношение родителей к дистанционному обучению

Половина родителей считают, что дистанционное образование не заменит очной формы обучения. О частичной замене указывают 38,4%. А 8,2% родителей считают дистанционное образование полноценной заменой. 1% родителей предлагают изменить формат дистанционного обучения, поскольку считают его качественным, и только тогда, по их мнению, оно сможет заменить обычное.
Уровень удовлетворенности родителей учебными результатами ребенка
при дистанционном обучении

Организация дистанционного обучения стала определенным вызовом для школ и педагогов и вызвала определенные сложности дома. Поэтому 45,6% родителей частично удовлетворены обучением ребенка во время карантина и только 25,3% удовлетворены полностью. Вообще не удовлетворены 27,4% родителей.
Намерения родителей о переводе ребенка на домашнюю форму обучения после карантина

Подавляющее большинство родителей - 78,8% остаются сторонниками обучение ребенка непосредственно в учебном заведении, 8,6% задумались о домашнюю форму обучения, а 9,2% родителей не задумывались над таким вопросом, поэтому им трудно ответить.
Самообразование детей

Обычно в свободное время дети занимаются любимым делом, ответ на этот вопрос также свидетельствует об умении учиться самостоятельно. 38,2% родителей указали, что их дети не занимаются самообразованием, 32,2% родителей затруднились ответить на этот вопрос. И только 21,9% отметили, что их дети занимаются самообразованием.
Как изменилось родительское отношение к учителям
По результатам этого опроса, имеем интересные показатели: треть родителей - 27% изменили свое отношение к учителям в положительную сторону, о негативном отношении отметили 19,3%. Неизменным осталось отношение в 46,6% родителей.
Этот результат наглядно подтверждает важную вещь: отношение к школе и к учителю зависит не от того, что кто пишет или говорит, а исключительно от того, как школа или учитель работают с детьми и родителями.
Там, где школа и учитель работают ответственно, творчески, держат контакт с детьми и родителями, отношение к образованию становится лучшим. И наоборот.

Выводы
Карантин и организация дистанционного обучения обострили все проблемы, о которых в большинстве случаев знали педагоги и управленцы. Сейчас с ними знакомы и родители. Согласно принципу наименьшего вреда, необходимые меры безопасности, как введение карантина, должны делать как можно меньшее негативное влияние на другие стороны жизни, в частности - на качество образования.
Поэтому образовательное сообщество и участники образовательного процесса понимают, что образование необходимо реформировать. Ведь, несмотря на то, что, согласно результатам опроса, 85,1% детей продолжили обучение во время карантина, вынужденный переход на дистанционное обучение обнаружил серьезные проблемы с обеспечением права на качественное образование: организационные, учебные, психоэмоциональные, технические. Это, в частности, не всегда качественная организация дистанционного обучения (для значительного количества учеников задача просто размещаются на сайте или направляются, написанные от руки, без всякой коммуникации с учителем) или вообще его отсутствие, борьба между членами семьи за техническое оборудование для работы и учебы, частичная или полное его отсутствие в 32,5% семей (обращаем внимание, что этот показатель еще выше, поскольку родители из сельской местности не смогли активно включиться в опрос за отсутствия интернет-связи и оборудования) и другие фак торы, влияющие на качество образования.
Соблюдение прав в образовании в таких условиях требует системных изменений не только в действующей законодательной базе, но и в подходах к ее обновления. Актуально решительная смена парадигмы работы органов управления образованием по соблюдению прав в образовании. Поэтому, по результатам опроса, совместно с органами власти, будем способствовать поиску действенных путей повышения эффективности образовательной системы, учитывать результаты при реформировании сферы образования, инициировать изменения и готовить совместные управленческие решения.
На данный момент совершенно очевидно, что надо делать следующее. Это - не полный перечень необходимых и возможных действий, но то, что кажется важным:
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом