В Одесской области устроили публичные почести учительнице, которая на 200 баллов составила ВНО по предмету, который преподает... Повторю: учительнице устроили почести не за авторство в новой методике обучения, не за написанное методическое пособие, которое стал бестселлером, не за ученика, которого она «вытащила» из когорты «плохих» и добилась того, что он стал одним из «лучших»...
Учителя почтили за то, что она подтвердила свои знания по предмету, который преподает на уровне ученика...
Абсурд на уровне безумия. Более того, в соцсетях нашлась уйма тех, кто горячо аплодирует этому учительскому «подвигу», и считает, что так должно быть.
Этот факт дал основания мне сформулировать седьмую мысль об итогах тридцатилетия независимости в образовании...
Она такова: в украинском образовании за тридцать лет так и не появилась система объективной и справедливой оценки работы учителя школы.
Отсутствие такой системы дает возможность чиновникам различных уровней манипулировать учительскими судьбами; сохраняет уравниловку в оплате труда учителя; не стимулирует учителей к самосовершенствованию своего профессионального мастерства; формирует негативный имидж учителя в обществе...
Но главным следствием отсутствия справедливой и объективной системы оценки учителя обусловило то, что учителю перестали доверять. Доверяют Google и Интернету, «опыту» подруг и постам в мамских группах, образовательным «экспертам», которые ежедневно появляются, как грибы после дождя, и книженциям или блогам малоизвестных авторов... Но не учителю...
Потому и усилиями власти (особенно местной), и усилиями многих СМИ в обществе уже сформирован образ учителя, который больше не является «обладателем тайных, уникальных знаний».
Современные учителя - "не интересные, уставшие, застрявшие и выгоревшие люди" (цитата из Интернета). Для которых даже составление ученического ВНО на 200 баллов, является достижением...
Ведь кто, как не местные власти периодически в разных местах организуют «проверку» знаний учителей, заставляя их выполнять ученические тесты ВНО? А потом радостно объявляют результаты, которые якобы свидетельствуют о «вопиющем уровне знаний учителя».
Много ли вы читали в современных СМИ материалов о ХОРОШИХ учителях? Пишут об учителях, которые издеваются над детьми, которые не могут повлиять на детские коллективы, которые составляют тесты ВНО с такими же результатами, как и их ученики... А о настоящих современных МАСТЕРАХ педагогической нивы - написанное искать придется долго... О них писать не модно : оснований для стеба нет...
Противно становится от того, что работу учителя оценивают не по результатам изменений в его учениках, а по баллам ВНО, которые они получили, количеству победителей олимпиад, бумагам, отчетам, публикациями в сетях.
Оценка процесса образовательной деятельности, а не ее результатов, стало нормативом, и, как ни прискорбно, главной целью т.н. институционального аудита и сертификации учителей начальных классов. Даром, что процесс может быть, а положительный результат - далеко не всегда.
Или как в том анекдоте: «Делать детей умеют все, но далеко не у всех дети выходят нормальными». Между прочим, процесс всегда можно украсить, сфальсифицировать, показать проверяющим в надлежащем виде. С результатом сделать это не удастся. Результат либо есть, либо его нет.
И до тех пор, пока общество и образовательные руководители не будут оценивать работу учителя по результатам, реформы в образовании не будет. Будет процесс реформирования. Который длится уже тридцать лет. Без особых результатов.
А что касается почестей учительнице, которая составила ученические тесты на 200 баллов, то по моему мнению это очередное проявление унижения учителя и кощунство. Если будем идти по этому пути, то вскоре учителям, которые знают таблицу умножения, придется возле школ ставить прижизненные памятники.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом