Уважаемые дамы и господа!
Мое недавнее сообщение вызвало большое обсуждение в социальной сети. Я получил большое количество сообщений с предложениями по решению данного вопроса. Более мощной силы, чем учителя Украины, нужно еще поискать. Это команда единомышленников, команда новаторов и флагманов всей человеческой жизни. Но каждый из нас работает в различных условиях и с разным материальным обеспечением. Часть украинских школ даже не имеет интернета и компьютерной техники. Так что мы можем говорить о дистанционном образовании ...?
Дистанционное образование - это одна из форм получения полного общего образования, именно это указано в ст. 9 Закона Украины «Об образовании». Почему мы не можем использовать данную форму в полном объеме? Конечно, можем!
Уважаемая Любомира Мандзий! Критиковать могут все, но я и моя команда предлагаем антикризисные инициативы по оптимизации дистанционного обучения учащейся молодежи.
1. Любая деятельность должна быть мотивированной и побудить к действиям: творческого поиска, развития, самосовершенствования и др. А для учителей это должно быть в первую очередь, а следовательно, предлагаю внедрить обязательные курсы по повышению квалификации педагогов с помощью уже имеющихся исследований онлайн-образования, привлечь к разработке курсов действующих педагогов и руководителей учебных заведений, ведь они хорошо понимают саму суть проблемы . Так почему же некоторые педагоги не могут внедрять современные принципы онлайн-образования?
Нужно мотивировать учителей на повышение квалификации, а именно:
- после удачного прохождения курсов начислять баллы, которые педагог сможет использовать во время своей аттестации;
- разработать четкий план действий для различных условий технического обеспечения школ и учителей, учитывая конкретную ситуацию каждого педагога.
2. Необходимо внести изменения в Положение о дистанционном обучении (приказ МОН № 466 от 25.04.2013 «Об утверждении Положения о дистанционном обучении»). Сейчас Положения носит формальный характер и не соответствует сегодняшним вызовам тотального дистанционного обучения, а именно: модерация образовательного процесса, классное руководство онлайн, видео-обучения, оценки онлайн и тому подобное.
3. Мотивация учеников: сейчас система ориентирована исключительно на оценку, дети немотивированные на организацию своего учебного процесса и самообразования. Нужно мягко, но оперативно и эффективно, используя современные методы, перестроить мотивацию. Хорошо, что психология современных детей настолько пластична, что они очень быстро принимают новые процессы.
Предлагаю:
- организовать записи для уроков от звезд шоу-бизнеса и блогеров (с учетом современных тенденций и интересов подростков)
- после просмотра видео ребенок должен пройти обязательное тестирование, результаты которого автоматически отправляться на электронную почту учителя, а в случае выявления ошибок, учитель вносит свои коррективы и помогает ребенку разобраться в теме (эти программы уже есть и внедряются моим коллективом)
- приобщить студентов высших учебных заведений к проведению онлайн-уроков для детей на правах волонтеров или в рамках практической работы по педагогике, при этом начислять им определенные баллы за волонтерскую деятельность, учитывая их во время экзаменационной сессии, как дополнительные баллы к результатам зачетов или экзаменов, ведь они быстрее найдут общий язык с молодым поколением в онлайне;
- разработать простые мобильные приложения, игры, тесты для детей 1-11 классов по всем предметам в соответствии со школьной программой, это как раз то, чего так не хватало в существующей системе преподавания, а к работе срочно можно привлечь Министерство цифровой политики и социально-ответственный ИТ-бизнес;
- мотивировать и поощрять учеников 10-11-х классов к активному участию в проектной деятельности, а именно - к разработкам и представления инновационных проектов по дистанционного обучения в школах, кроме того, поддержать инициативу непосредственного участия старшеклассников в проведении уроков для детей на дистанционной форме обучение, рассмотрев возможность зачисления полученных бонусов проектной и волонтерскую деятельность при поступлении в вузы, независимо от результатов ВНО.
4. Мотивация для родителей: большинство родителей, у которых есть дети средней возрастной группы 8-14 лет, уже забыли, что такое организация учебного процесса и досуга. В этом возрасте главное для родителей - предоставить возможность дополнительного развития (кружки, спортивные секции, репетиторы) и максимум проверить «домашку», поэтому большинство родителей и детей встречались, в лучшем случае, за ужином и не имели никакого отношения к рабочим процессам друг друга. Сейчас родители пытаются регулировать ситуацию, получая рекомендации и консультации, как нужно помочь ребенку с учебной программой. Несколько лучше положение дел с родителями детей младшего возраста, там еще помнят об организации времени маленького ребенка, и с молодежью, там явно выраженная мотивация будущего вступления или сессии Болонской системы и будущих дипломов.
Поэтому для помощи родителям предлагаю следующее:
- организовать онлайн-рекомендации ведущих психологов и педагогов, врачей и, возможно, известных родителей по общению с ребенком и организации учебного процесса (в том числе для нескольких детей в семье одновременно), развития и досуга в условиях длительного карантина;
- привлекать родителей к организации внешкольной работы онлайн (помощь классным руководителям, организация онлайн-экскурсий и т.п.);
- организовать регулярное онлайн-общения и опрос родителей руководителями учебных заведений для налаживания более продуктивной работы.
5. Технический момент: сейчас ситуация в крупных мегаполисах и маленьких городах и деревнях по техническому обеспечению кардинально отличается. В некоторых городах нет нормального покрытия интернета, или для определенных слоев населения интернет - недоступная роскошь.
Поэтому предлагаю:
- срочно провести переговоры с ведущими мобильными операторами о возможности решения технических проблем в отдельных городах и селах;
- провести переговоры с мобильными операторами по внедрению специальных тарифных планов для учителей и учащихся на период дистанционного образования;
- заключить соглашение о сотрудничестве с Укрпочтой, как таковой, что может оказать непосредственную поддержку и помощь в организации дистанционного обучения для учащихся из небольших населенных пунктов путем рассылки дидактических материалов в села Украины.
Для всего этого необходимо срочно создать антикризисные штабы при министерстве и местных департаментах образования с привлечением представителей всех участников учебного процесса (должностные лица, руководители учебных заведений, родители, студенты, ученики - онлайн).
P.S. В следующих постах я и моя команда покажем, как видим возвращение к очной формы учебного процесса.
Только вместе мы сможем изменить образование!
Крепкого здоровья!
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом