Укр Рус

О естественно-математическом образовании - Владимир Бахрушин

О естественно-математическом образовании - Владимир Бахрушин

Состояние естественно-математического образования в течение последних 30 лет постоянно ухудшается и с каждым годом вызывает все большую обеспокоенность. 27 ноября 2019 Комитет Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций провел слушания «Состояние и перспективы развития естественно-математического образования в системе общего среднего образования в Украине».

Естественно-математическое образование является фундаментом для развития высокотехнологичных отраслей экономики. И именно разрушение этих отраслей в конце XX столетия стала толчком для ее кризиса. В течение 1990-х годов в Украине существенно сократилось или вообще исчезло производство таких отраслей как электроника, самолетостроение, специальная металлургия, точное машиностроение и др. Негативные тенденции продолжались и в 2000-х годах.

Но сегодня все более ощутимым становится противоположную сторону проблемы - отсутствие достаточного количества специалистов по качественной физико-математической и инженерным образованием является одним из основных тормозов экономического роста.

Низкий уровень математической подготовки выпускников все более ощутимо влияет на качество управленческих решений в сфере экономики и общественного управления. Зато в США несколько университетов ввели дисциплину «Физика для будущих президентов».

Необходимо разорвать позорный круг и обеспечить существенное повышение качества математического и инженерного образования и существенный рост экономического развития на базе создания современных производств и технологий с высокой добавленной стоимостью.

Эта проблема, к сожалению, не имеет простых и быстрых решений. Нужен комплексный подход, который охватывал бы все уровни образования, вопросы финансирования и материально-технического обеспечения, методов обучения, учебников, коммерциализации результатов исследований, сотрудничества с производством и с ведущими европейскими учебными заведениями и научными учреждениями и др. Остановлюсь лишь на нескольких аспектах.

1. Каким должно быть содержание математического образования на различных уровнях? Всегда ли оно отвечает потребностям сегодняшнего дня? В последнее время прикладные математические задачи решают преимущественно с помощью численных методов и компьютерных алгоритмов. Но содержание образования в значительной степени ориентирован не на понимание этих методов и базовых понятий и результатов математики, а на формирование навыков применения докомпьютерной методов и технологий расчетов. Программы средней школы и курсов высшей математики во многих учреждениях высшего образования вообще не упоминают о таких важных современные применения математики, как методы принятия решений, методы анализа данных, математическая логика, теория множеств и др. Не стоит рассчитывать на то, что «компьютер решит любую задачу». Приведу лишь один пример. Для корректного решения задач классификации данных специализированный пакет статистического анализа для социологов SPSS предлагает выбрать в диалоговом меню один из примерно 6000 вариантов алгоритмов и наборов их параметров. Может сделать это пользователь, который не понимает, что это за алгоритмы и параметры? Или каждый студент-математик (даже не социолог) сможет обосновать выбор между расстоянием Махалонобиса и Манхэттенским расстоянием между алгоритмами ближних и дальних соседей и т.д.?

2. Для того чтобы эффективно изучать физику, надо выполнять лабораторные работы и иметь соответствующее оборудование. Но это оборудование в школьных кабинетах физики, на физических факультетах и ​​кафедрах физики университетов не обновляли десятилетиями. В практике физических (и не только) исследований сегодня почти не используют аналоговые приборы. Зато широко используют вывода результатов на компьютер с соответствующим программным обеспечением. К сожалению, сегодня во многих заведениях нет не только оборудования, на котором можно так работать, но и преподавателей и лаборантов, способных работать с современным оборудованием. Проблему частично может разрешить использование виртуальных лабораторий. Но такие лаборатории тоже надо создавать (или обеспечивать доступ к ним) и учиться работать с ними.

3. Надо искать инструменты привлечения грамотной молодежи на такие сложные специальности, как математика, физика, химия и соответствующие предметные специальности среднего образования. Это могут быть повышены стипендии, условия обучения и дальнейшей работы, перспективы трудоустройства в соответствующей сфере и тому подобное. Но для всего этого нужны деньги, которых нет. Поэтому важным является привлечение внебюджетных средств и эффективное использование того, что есть. Университетам следует пересмотреть тематику исследований и отдавать предпочтение не привычным темам для галочки, а проблемам, где есть возможность обеспечить коммерциализацию результатов прикладных исследований и / или софинансирования исследований бизнесом, европейскими партнерами, коммерциализацию результатов и тому подобное. Для этого им может потребоваться не только методическая, но и законодательная поддержка.


Владимир Бахрушин

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача