Каждый раз, когда я попадал в только что отремонтированные украинские школы, где директора упорно демонстрировали новенькие парты, светлые коридоры, огромные интерактивные доски и такое всякое, я вежливо ожидал конца презентации и потом тихонько просил мне продемонстрировать кабинеты физики, химии и биологии.
В половине случаев мне сразу честно признавались, что они ничем не отличаются от классов, скажем, украинского языка: парты, окна, двери, какие-то плакаты на стенах в лучшем случае.
В части случаев мне демонстрировали амперметры 1957 или еще какого забытого лептонным богом года.
И даже в той школе, где мне гордо продемонстрировали современные наборы для изучения электричества, магнетизма, оптики, оптические микроскопы для биологии и химическую посуду для химии, сообщили, что реактивы - то еще запасы с советских времен.
Эти все линолеумы, новые металлопластиковые окна, интерактивные доски - это очень важно.
И, наконец, в стране, где в ЦИК есть деньги на Лексус, дети не должны ходить в туалет на улицу.
Но имитация естественного образования так и остается имитацией.
Я не утверждаю, что все школы такие, но очевидно поезд чиновничества и руководства многих школ к внешнему лоску без сущностного наполнения уроков.
Как можно влюбиться в химию, если ты своими руками не смешиваешь реагенты, и не наблюдаешь изменение цвета?
Как можно дождаться очереди к единому демонстрационному оптическому микроскопу и полюбить биологию
Как ужасаться физики, если тебе только рассказывают о напряженности какого-то поля и демонстрируют давно неработающую электрофорную машину, виновато пожимая плечами?
Поэтому я был очень удивлен, что сейчас идет общественное обсуждение типового перечня средств обучения и оборудования для учебных кабинетов начальной (подчеркнуто) школы.
Типа того, что будет принято на «вооружение» и чем дети грызть гранит науки.
Я полистал проект Приказа.
Тут тебе и проекторы, и принтеры, и магнитно-маркерные доски, и всевозможные столы, и магнитные алфавиты-цифры, и развивающие игры, и географические карты и пр.
Что по математике?
Образцы письма цифр и знаков, таблица умножения, математические выражения, уравнения, геометрические фигуры, величины и их единицы, циркули, треугольники, веса, термометры, головоломки и тому подобное.
Полно всего, причем не только демонстрационные, но и комплекты на каждого ученика.
По моему мнению, прекрасно.
Что же с естественнонаучным образованием?
В принципе тоже неплохо: физические карты мира, Украины, области, политическая карта, тематические карты, комплекты таблиц по живой / неживой природе / телу человека и, гербарии различных растений, горные породы, семена, насекомые, модели скелета человека, строения тела, строения растений, глобусы.
Также термометры, компасы, микроскопы, лупы, секундомеры, метеостанции, осадкомер.
А вот дальше у меня возник вопрос.
Если условно, раздел химии или биологии для начинающего «закрыто» штативом, мерными стаканами, воронками, набором фильтров, пинцетом, пипеткой и т. д., а раздел условной физики представлено только набором из ... магнетизма.
Возможно, поиграть магнитами - это всегда проще для детей и учителя, однако, на мой взгляд, это существенный недостаток.
Это при том, что сейчас в любом детском магазине полно элементарных наборов с батарейкой, из которых можно понять, что такое ток и почему светит манюний фонарик.
Но.
Я это не для критики пишу.
Я точно знаю, что меня читает множество учителей, в т. ч. начальных классов.
Пожалуйста, приобщитесь к обсуждению.
Так, одно дело - все правильно прописать, а другое - найти деньги не на Лексус, а на естественное образование в начальной школе.
Но если не пропишем - то даже при наличии денег будут сами магниты.
Обсуждение продолжается до 28 января 2020 года.
Я не знаю, кто это, но предложения шлите сюда b_kudrenko@mon.gov.ua
И распространите информацию среди коллег.
Пусть приобщаются.
Спасибо.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом