Можно ли повысить мотивацию к обучению через наказание?
Об этом рассказал "Новой украинской школе" Виктор Комаренко, нейрофизиолог, кандидат биологических наук, соучредитель и руководитель образовательного и исследовательского направлений Beehiveor.
- Как на мотивацию влияет наказание? В онлайне его тоже нет по сути. А в реальном классе может быть.
Наказание - это вообще не мотивация. Это демотивация. Во всех случаях.
Возьмем стресс. Есть несколько этапов формирования неадекватного поведения. Когда есть угроза опасности, активируются структуры, которые должны реагировать в природе на стресс-реакции. Мозг оценивает контекст, в котором происходит что-то потенциально опасное. Мы запоминаем этот контекст и, если когда-нибудь увидим признаки, предшествующие опасности, успеем изменить поведение и уберечься. Это и называется контекстным обучением.
Но одновременно миндалина становится доминантной структурой мозга, фактически блокирует лобную кору, которая должна контролировать соактивнисть различных структур мозга и принимать рациональные решения, обеспечивая исключительно фокус на новизне и больше ничего не замечать. То есть мы видим лишь потенциальную угрозу. Но как только замечаем что-то уже известное нам в этой новизне, то снова возвращаем контроль над ситуацией, активность миндалины подавляется. Если же угроза остается, тогда и миндалина остается ключевой структурой и будет влиять на наше дальнейшее поведение. Так происходят аффективные реакции.
Если мы говорим об обучении, то аффективные реакции - это физическое или когнитивное избежание опасности. Физическое избегание - "я боюсь учителя, того урока, не хочу идти в школу". Когнитивное избегание - "лучше спрячу тот учебник", то есть прокрастинация.
Так мы избегаем этой "опасности", какой-то сложной темы, создаем иллюзию, что все ок, и на мгновение якобы восстанавливаем контроль над собой. Но проблема не устраняется. Чем дольше в такой иллюзии мы живем, тем более не усваиваем материал и превращаемся в хронического прокрастинатора. Ученик начинает отставать только потому, что у него была совершенно естественная реакция, которую не распознали учитель или родители.
- Хочу спросить о принципах красной ручки, когда подчеркиваются только ошибки, и, наоборот, зеленой - когда акцентируется, что ребенку удается. Какой на самом деле, с точки зрения физиологии, подход работает лучше?
В природе нет отрицательных мотивировочных подкреплений. Есть или положительный результат, или отмена ожидаемого положительного результата, но не наказание.
Итак, для того, чтобы ученик заметил ошибку, необходимо не подкрепить вознаграждением его ошибочное действие. И этого будет достаточно. И наоборот. Если мы акцентируем внимание на положительных результатах, то активируется дофаминовая система, которая будет поощрять нас дальше делать какие-то шаги.
Чтобы обеспечить лучшее обучение на ошибках, необходимо давать обратную связь, в которой объяснять, что так, а что не так и почему. Это позволяет активировать природные процессы обучения, и ошибка не будет повторяться в следующий раз. Негативная оценка - это, по сути, наказание. А оно, повторяю, формирует аффективное поведение избежание неприятных ситуаций.
Как только появляется предчувствие ошибки (даже не ошибки, а наказания за нее), мы останавливаемся в надежде, что лучше не сделать задание, чтобы избежать наказания. К тому моменту, когда угроза минует.
Зато положительное вознаграждение работает по-другому: я совершил ошибку, но знаю, что за нее не наказывают, я только не получу награды. Соответственно, моя стратегия будет заключаться в том, чтобы продумать, как я изменить траекторию движения, чтобы продолжить путь к вознаграждению.
А страх нас учит не преодолевать проблему, а избегать ее.
- Смоделируем классическую ситуацию: класс, учитель проверяет домашнее задание, ученик не сделал - садись, два. Что в такой ситуации учитель должен на самом деле сделать? Не ставить двойку?
Прежде всего, не критиковать ученика публично. Кого-то критика будет чрезмерно демотивировать, а кого-то заставит стремиться к большему. Можем не угадать. Но в любом случае, когда недостатки отмечают публично, это демотивирует. А, во-вторых, мы не знаем точных причин, почему домашнее задание не выполнено. Здесь важно внедрять персонификацию: с каждым случаем работать индивидуально.
ФОРМУЛА ЛЮБВИ К ОБУЧЕНИЮ
Обучение расширяет наши пределы адаптации: чем больше вы знаете, тем лучше ваша стрессоустойчивость, тем гибче мышление, тем больше когнитивный резерв мозга. Итак, есть больше шансов прожить полноценную жизнь. Есть возможность усвоить больше прагматических вещей, навыков, разработать кучу новых идей и воплотить их. В этом для меня заключается смысл обучения.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом