Укр Рус

Писать письмо к премьер-министру и швырять камни в муку - как учатся дети в британской школе

Писать письмо к премьер-министру и швырять камни в муку - как учатся дети в британской школе

Мало домашнего задания и интересные школьные проекты: Украинка Антонина Малей рассказала о том, как учится ее дочь Яся в британской школе.

Об этом пишет издание Texty.org.

- Мам, давай быстрее, я не хочу опоздать, мы сегодня пишем письмо премьер-министру!

Моя дочь Яся учится в классе государственной начальной школы в Лондоне. Она одним махом допивает чай, хватает рюкзак, обнимает напоследок свою кошку и вылетает из квартиры.

Я привыкла ей верить: если ребенок утверждает, что класс будет писать письмо Борису Джонсону, значит так оно и будет (в прошлом месяце они рисовали своих любимых героев для королевы Елизаветы II, оказалось, это был конкурс для новых почтовых марок).

После расспросов дорогой я узнала, что ученики школы в восточном Лондоне написали возмущенное письмо премьер-министру из-за того, что рядом решили построить большой жилой комплекс. Поэтому школьный игровая площадка окажется зажат домами и будет «overlooked», то есть ученики будут чувствовать, что за ними наблюдает много людей, а это, согласитесь, довольно некомфортно.

Учительница Ясиного класса распечатала письмо, прочитала вслух, объяснила ученикам, что происходит и зачем защищать свое пространство, предложив всем подумать, как бы они аргументировали свою позицию. На размышления дала один день. Я не знаю, чем закончится история с застройкой возле школы, но мне очень нравится такой подход учителей к воспитанию маленьких граждан. Но давайте расскажу обо всем последовательно.

Сразу отмечу, что опишу только наш собственный опыт обучения в английской школе - без претензии на обобщение. Потому что далеко не все украинские родители в Великобритании разделяют мое увлечение местным образованием, скорее даже наоборот.

Выбор школы

Подпишитесь на email рассылку!

Яся родилась в Киеве, за три года мы переехали в Краков, где она пошла в детский сад и выучила польский язык в дополнение к родному. Когда ей исполнилось семь, мы уже подобрали школу, но неожиданно за несколько недель жизнь круто изменилась - мы переехали в Лондон. После непродолжительной паники решили пойти простым путем и выбрать ближайшую начальную школу (primary school).

На районе было шесть начальных школ, некоторые смешанные, некоторые - исключительно для девочек или мальчиков. Ближайшая - смешанная, есть еще викторианская школа, открытая в 1903 году, которая сияла огромными белоснежными окнами и имела отдельные старомодные входы для мальчиков и девочек. Пытаясь узнать больше в интернете, я утонула в отзывах. Каждая школа регулярно проверяется и получает рейтинг: outstanding (отличная), good (хороший) и др. Наша была просто «хорошая», что меня вполне устраивало. Считаю, что начальная школа - это прежде всего место, что формирует отношение к учебе, а реальный гранит науки - уже дело старшей школы.

Многие родители со мной не согласятся, особенно если планируют отдать детей в grammar school - традиционные строгие школы с классическим образованием и блестящей репутацией, куда ежегодно большой конкурс на поступление: нужно хорошо готовиться и сдавать экзамены по четырем предметам.
Хотя все знакомые родители, которые взяли курс на такие школы, оплачивали и репетиторов, поэтому на самом деле школа здесь не играла важную роль.

Мы с мужем подумали, что оказаться в незнакомой иноязычной среде - это уже достаточный стресс для ребенка.
Чтобы попасть в школу, нужно сначала написать письмо местному райсовету (council), отметив желанную школу и несколько запасных вариантов.
Когда в интернете мы натолкнулись на фотографию столетней давности, где на групповом снимке дети стоят в классе нашей школы в компании кота, дочь сразу одобрила наш выбор.

Старинная фотография учеников лондонской начальной школы: найдите кота на этом фото. Фото: Антонина Малей

За неделю мы получили положительный ответ и пошли с ним в школу. Следующий шаг - покупка формы. Все английские школы имеют собственную форму, тут без вариантов. У нас синие и серые цвета, у кого зеленые или красные. Наша школа - не очень строгая в этом вопросе, просто покупаем в обычных магазинах черные или серые юбки, белые гольфы, футболки и черные ботинки, почти все крупные сети имеют отделы школьной одежды.

К тому же добавляется спортивный строй: футболка и купальная шапка со школьным логотип, шорты и теплые штаны. Когда-то я была не в восторге от формы, но на самом деле это облегчило мне жизнь. Особенно люблю английские летние школьные платья - такие винтажные клетчатые платья, которые просто запятнать.

Также у дочери есть фирменная теплая кофта с лого школы и рюкзак. Кофта носится уже два года и, как в старой рекламе колготок "Дольче", не трется, не мнется, не пачкается и, к счастью, не теряется.

Школы могут быть очень строги в этом вопросе. Знакомая перевела сына в такую ​​же государственную начальную школу неподалеку. Там надо покупать весь фирменную одежду (включая носками с лого), и они потратили на это почти двести фунтов. Если учесть, как быстро растут дети и как легко теряют вещи, это может быть мощная статья расходов в течение года.

Но нам повезло: на форме затраты закончились, остальные предоставляет школа: тетради, различные учебные материалы, канцелярские товары (каждого ребенка на сиденье ждет пенал с карандашами, ножницами, клеем, транспортиром и т.д.). Надо было заплатить за питание, но об этом позже.
В сообщении департамента образования на официальном сайте Gov.uk говорится, что начальные школы получают государственное финансирование из расчета 4000 фунтов в год на каждого ученика.

Ни линеек, ни цветов, ни смартфонов

Первый день школы пришло пятого сентября, это очень типично для Англии: начинать образовательный процесс или иную работу не первого числа и не в понедельник. Аноним шла с необходимым запасом английских фраз на все случаи из жизни: "Hello! My name is Yana. Do you have the cat? "

В тот день она держалась даже лучше меня, взяла за руку девочку, которая плакала, а потом подошла к нам с вопросом:

- Мам, а что значит английском "why?" (Почему). Она меня все время это спрашивает!

К счастью, никаких линеек, бантов, цветов или торжеств ни происходило. Как и каждое утро, родители привели детей и ушли.

Школа оказалась небольшой: по одному классу на параллели (всего шесть классов) и класс особых детей (хотя некоторые из них учатся в обычных классах, у нас таких трое).

В нашем классе 20 детей, и Яся уже с первого дня знала, кто отсутствует, потому что утром учителя делают перекличку и вставляют список в специальное место у двери. Это на случай непредвиденных ситуаций типа пожара, чтобы сразу точно знать количество присутствующих в классе.

Родителей штрафуют за детские прогулы

Уроки начинаются в девять утра, хотя пандемия внесла коррективы: классы «разбросали» по разным ворот и на разное время, чтобы сохранять дистанцию. Опаздывать нельзя, но в нашей школе опять-таки не настолько строго, как в других, где за опоздание могут не пустить в школу и оштрафовать за прогул.
Например, знакомая должна была заплатить штраф за пропущенный без уважительной причины день - 50 фунтов (могут быть и значительно больше суммы).
Иногда штрафы взимают с каждого из родителей, если оба работают. У нас тоже штрафуют, но в спешном случае можно позвонить утром и просто объяснить причину.
Но мы не злоупотребляем, в прошлом году дочь получила награду за стопроцентную посещаемость.

Только уроки начались - ворота закрывается на замок. У входа есть паркинг, где дети оставляют свои велосипеды или самокаты.

Еще одно правило: детям запрещено приносить в школу смартфоны и пользоваться любыми гаджетами, кроме планшетов, которые выдаются для выполнения заданий.
В старшей школе это тоже под запретом: смартфоны изымают и штрафуют - но их можно приносить и оставлять в своем шкафчике.

Ускоренный курс для новичков

На каждый класс выделено по два (иногда три) учителя: основной и ассистент. Наши учительницы выглядели немного растерянными, так как никогда еще не сталкивались с иноязычными детьми, а здесь кроме украиноязычной Яси, пришли еще две турецькоязычные близняшки. Поэтому первое полугодие ассистентка, веселая и ласковая женщина по имени Джо, занималась с этими тремя отдельно. Она приезжала в школу на велосипеде, ее было видно издалека по красному ирокеза. Когда за год она вышла на пенсию, Яся очень расстроилась, эта добрая госпожа оставила прекрасный яркий след в школьных воспоминаниях.

Но сначала было очень тяжело. Яся вообще должна была идти в первый класс, ее подготовка начиналась и заканчивалась умением немного считать, немного читать на украинском, выводить печатными буквами свое имя, а здесь для детей школа началась с пяти лет, сверстники уже строчили произведения на несколько страниц и самостоятельно читали.

Кто-то перед началом урока сидел у ворот погружен в толстенький томик сказок Роальда Дала. На уроках Яся не понимала абсолютно ничего, друзей еще не было и на второй день безутешно рыдала на школьном дворе, отказываясь заходить в класс и нарезая мне сердце на мелкие кусочки. И к счастью, именно в тот день она подружилась с турчанкой Идой.

Дружба спасла и превратила непростую адаптацию в интересный процесс. А уже через полгода дочь начала исправлять мои ошибки в английском языке и корректировать произношение (ведь английский язык в Англии и английский, который преподавали в моей киевской школе, имеет не так много общего).

Школьная рутина

- Ну что сегодня было в школе, Яся? - спрашиваю, забирая ребенка.

- Все как нормально, - отвечает ребенок.

«Как нормально» - это обязательная часть ежедневной рутины, то есть математика и английский язык. К этому добавляются специальные предметы.

Например, сейчас в классе это география понедельникам, компьютеринг (информатика) по вторникам, дизайн и технологии в среду, наука четвергам и «арт» по пятницам (в это емкое слово вкладывается весь спектр искусства от рисования воображаемых персонажей к созданию функциональных моделей кораблей). Дети работают в группах по 4-6 учеников. Эти группы регулярно смешиваются.

Среди любимых уроков - программирование, дети выполняют различные задачи, в частности кодируют на code.org, недавно Яся с гордостью показывала мне своего танцующего кота и рассказывала, как она программировала действия в игре angry birds. Часто уроки сочетаются.

Например, сначала все в командах по три конструировали самолетики с пропеллерами на уроке дизайна, а после обеда с помощью компьютеров и определенной программы заставляли эти пропеллеры крутиться. Мне кажется это очень логичным, сейчас в классе проходят тему «тропический лес», его изучают на уроках географии, английского языка и науки.

Уроки науки - это опыты и эксперименты. Там они бросают в муку камни, чтобы понять, как на Луне образуются кратеры (представьте, на что похожа одежда в конце школьного дня), или пытаются утопить эти камни в воде и уксусе, после чего каждый ученик должен записать на доске предложение о своем камешке.

Яся написала, что ее камень тяжелый, шершавый, оранжево-черный и тонет в воде. Однажды на перемене дети нашли дождевого червя. Учительница предложила принести его в класс, «животное» назвали Лили и положили в землю в банки. День за ней наблюдали, зарисовывали и записывали, а на следующий день выпустили на улицу.

Примерить историю на себя

Вообще ученикам предлагается много самостоятельной работы. Например, во время космической недели надо было сделать презентацию на произвольную тему, моя дочь выбрала Млечный Путь  (ее работа - это несколько часов поиска информации, создания текста, озвучивания и редактирования, родителей просят не вмешиваться в процесс вообще)

Во время исследования определенной темы на уроках истории детям предлагают в играх примерить на себя роли других людей.

Перед Днем памяти в ноябре в классе читали книги о войне и делали бумажные маки, символы памяти, после чего устроили «бомбардировки»: учителя накрыли стулья каким брезентом, дети там спрятались, а взрослые стучали по нему теннисными ракетками - как будто это бомбы падают.

На следующий день устроили «эвакуацию» - дети были в малых группах, закрепленных за определенным учителем. Они имели бирки с личной информацией, как во время настоящей лондонской эвакуации перед блицкригом и должны были следовать за взрослым. На эту тему ученики также создавали собственные презентации, видео и проекты.

Как вспомогательные материалы часто советуют пересмотреть ироничные видео «Ужасная история», где королей, королев и других персонажей откровенно троллят. Самоирония для английской культуры - это вполне типичная традиция. Задача такие же нескучные, как и в других предметах, например, сделать исследования гербов Тюдоров и разработать собственный девиз (наш звучал так: In cat we trust).

Карты района и «логово дракона»

На географии в июне дети рисовали карту своего района, обозначая основные ориентиры: река, школа, парки, кладбище, а затем отправились на прогулку по этим местам. Вернувшись в школу, каждый на своей карте имел обозначить маршрут, которым прошел. В мае была "военная" экскурсия: детям раздали карту бомбардировок, и во время прогулки следовало исследовать, куда 80 лет назад упали бомбы, где дома отличаются от остальных и выглядят новыми (во время блица Лондон пережил очень тяжелые времена, в интернете создана специальная карта бомбардировок, где едва не весь город красное от ударов. Мы живем в доме, в который когда-то попала бомба и его отстроили с нуля).

На уроках религиоведения изучают собственно религии: расшифровывают основные символы, рисуют интерьер синагоги и подписывают главные священные предметы, изображают внешний вид буддийского храма, а на Рождество пишут, например, открытку из Вифлеема от имени Марии к своей семье, пытаясь объяснить, что произошло.

Есть урок «сексуальное просвещение», его ведет отдельный человек. Можно забрать ребенка с урока, но рекомендуют поощрять посещение.

Регулярно ученики занимаются какими-то дополнительными интересными проэктам. В мае это был "Dragon's den" (логово дракона). Есть такое популярное шоу, его примеру и придумали школьный вариант: класс делится на четыре команды, и каждая из нуля производит некий продукт, а цель - получить инвестиции под этот проект. Ученики сами придумывают, что это будет, Ясина команда сделала энергетический батончик для здорового питания. Они сами создали логотип и название фирмы, искали в сети рецепты, фильтровали запрещены в школе аллергены типа орехов, рассчитали, сколько граммов чего нужно на один батончик, сколько там будет калорий и т.д. и в конце выдали учителям список необходимых продуктов.

Затем приготовили, написали состав и презентовали «драконам», то есть судьям (четыре учительницы и директор), убеждая, почему именно их продукт самый лучший. (Ясина часть речи была посвящена черному шоколаду, который нормализует давление и антиоксидантам). Судьи решали, в чей проект вкладывать инвестиции, и победителям разрешили продавать свой продукт на школьном летнем ярмарки. Дети были в диком восторге!

Математика: Безжалостная Ягода наносит удар

Когда во время локдауна я слушала записанные на видео математические объяснения Ясиной учительницы, то впервые осознала, насколько интересной и увлекательной может быть математика (иногда вместе с дочкой с удовольствием решаю задачи, кто бы мне в детстве такое сказал, посмеялась бы).

Если же школа грамотно осваивает государственные средства, ученики еще и подписаны на различные образовательные платформы, увеличивает возможность понять тему благодаря коротким и четким демонстрациям. Например, у нас это платформы на BBC и Discovery, там можно найти не только объяснения по всей школьной программы, но и закрепить материал упражнениями и тестами в игровой форме и выполнить часть домашнего задания.

Вся школа принимает участие в сетевой игре на умножение «Timetables Rock star» на айпэд (периодически устраиваются турниры между школами). Учителя поощряют ежедневно играть по полчаса и регулярно проверяют статусы учеников - успехи видно сразу. Дети не знают, кто из игроков, потому что пользуются вымышленными именами типа Безжалостная Ягода или Жестокий Ягуар, знает только классная руководительница. Эффект удивительный, дети выстреливают таблицу умножения как из пулемета, Яся так увлеклась, что заняла второе место в школе.

Математические задачи пытаются переносить в реальную жизнь. То надо находить дома прямые углы, то придумать собственный напиток, измерить составляющие и вычислить общую емкость. В прошлом месяце класс ходил на прогулку «математический путь» во дворец неподалеку, где квест начался с порога, на тюдоровскими дворе.

Ученики вычисляли объем воды в фонтане, выполняли задачи в «тайном саду». Другая экскурсия была связана с английским языком: дети пошли в гости в другую школу, познакомились там со сверстниками и за неделю на уроке писали друзьям письма, вспоминали визит и интересовались новостями в жизни новых знакомых.

Читать поощряют даже на уроке математики. Кто быстрее всех в классе выполнит задание, может тихонько почитать в уголке принесенную с собой или взятую в библиотеке книгу (школьная библиотека - в комнате рядом с классом).

Учительница, мисис Казенс, обустроила посреди комнаты «сад для чтения» с ковром, вигвамом и креслицами, а позади оградила уголок релакса, некую полускрытой лачугу. Туда можно пойти побыть в одиночестве, если ты сердитый или расстроен, или тебе трудно сейчас сидеть на уроке рядом со всеми. Там можно порисовать, пожмакаты игрушки-антистресс или просто посмотреть в окно на облака.

К чтению вообще очень поощряют, у каждого ученика есть читательский дневник, который нужно вести ежедневно: что-то прочитать и записать свои впечатления.

Английский язык: стань героем книги

"Ничто не может спасти меня! Я знаю, что завтра буду вписан в книгу смерти. Они строят виселицу, люди заняты созерцанием, говорят: Ничто его уже не спасет!"

Этот драматический текст - часть произведения дочери по следам андерсеновского "Огнива". Ученики имели представить себя солдатом, главным героем сказки в тот момент, когда его бросили в тюрьму, и записать свои переживания. О урок английского сейчас хочется рассказать отдельно, потому что это моя детская мечта.

На этом уроке объединены и литературу, и грамматику. Сначала все вместе проходят какую-то книгу: учительница вслух читает раздел, дети глазами следят на странице. Затем обсуждают прочитанное и пишут на тему произведение или рисуют инфографику или иллюстрацию.

Прежде чем читать книгу, рассматривают обложку и пишут догадки, какой это жанр, будет происходить и кто герои произведения. Иногда есть дополнительные вопросы, например, когда год назад проходили "Сон в летнюю ночь", это был отдельный пункт "Напишите, что вы слышали о Шекспире (на что мой ребенок отметила, что она такого не знает, но мама, кажется, что-то о нем слышала).

За полугодие проходят вроде немного, два-три произведения. Зато подробно их обсуждают, подходя к теме с разных сторон. Когда читали историю о слепом человека и охотнике, то в понедельник надо было пройти препятствия с повязкой и описать свои впечатления, во вторник каждый придумывал стихотворение от имени слепого: что слышит, чувствует, какие запахи вокруг (у моего ребенка стихотворение было посвящено коту : мир пах кошачьими консервами, на ощупь слепой чувствовал пушистую шерсть и слышал мурлыканье других котов).

А в среду задачей было нарисовать контуры персонажей: охотника и слепого человека. Внутри контуров следовало описать их мысли и чувства, а снаружи - как они выглядят для других.
Думаю, это действительно важные вещи - уметь представить внутренний мир человека и попытаться понять, как это - быть ею. Так закладываются основы эмпатии.

Когда праздновали день Роальда Дала, была задача составить отвратительное меню (правда, учительница сразу предупредила, что слова вроде "какашки" или "пуки" использовать не стоит, мой ребенок ограничилась кровавыми червями и глазными яблоками).

Я постоянно сдерживаю себя и стараюсь не вмешиваться, как бы мне не хотелось, ведь такие нескучные задачи, развивая фантазию, учат и правильному написанию новых слов, и вызывают желание идти завтра снова в школу, нет, бежать! А ну что там еще придумали эти учителя?

Если вспомнить ту же сказку Андерсена "Огниво", то кроме дневника героя, надо было еще написать характеристики и нарисовать портреты его друзей, которые исчезли, как только были потрачены все деньги, а также написать аргументы "за" и "против" того, что солдат убил ведьму и почему следует или не следует ли это делать. Вот здесь я впервые посмотрела на самого героя другими глазами.

Во время локдауна, когда обучение переместилось в нашу гостиную, я (как и все мы в этой лодке) смогла подробнее исследовать образовательный процесс и стать его частью.
У нас тоже не было все гладко, в доме шел бой за каждый выполненный урок. Но я по крайней мере радовалась, что надо помогать делать что-то действительно интересное.

В прошлом месяце в классе читали книгу "Затопленные земли". Это постапокалиптика о затопленной водой Британию, когда остров практически весь исчез под водой. Во время эвакуации десятилетняя девочка случайно осталась одна на суше в Северной Англии, сушу постоянно продолжает заливать водой. Героиня находит лодку и с помощью компаса плывет на юг. Приняв странном островке с большим собором, она находит странную сообщество, где живут преимущественно дети, царят строгие правила, а жители воюют с племенем других детей из другого островка. В конце концов она оттуда бежит и впоследствии находит свою семью.

Как и ранее, после каждого раздела нужно было написать небольшие сочинения: дать героини советы, как подготовиться к побегу с острова, продумать, что необходимо взять с собой для выживания, кому из героев следует доверять, а кого и почему следует избегать.
Параллельно надо было выполнить домашнее задание на другую постапокалиптическую тему (очевидно во времена пандемии такая подборка получилась актуальной).

Теннис, футбол, бассейн и беготня

Два дня в неделю посвященные спорту, дети приходят в школу в футболках, шортах и ​​кроссовках. Зимой, когда температура воздуха падает до нуля и ледяной ветер с реки как натирает щеки на ледяную стружку, большинство детей так же приходят в школу в футболках и шортах. И хотя я довольно холодолюбивая, но покрасневшая кожа на ногах и руках семилеток меня пугает. Но научилась и здесь доверять ребенку, если она говорит, что не мерзнет, ​​то позволяю идти, как все дети - почти голышом, а сама глубже закутуюсь в мохнатый шарф.

В спортивные дни они играют во все возможные игры с мячом: футбол, баскетбол, доджбол, волейбол, тачбол и даже регби. С футболом здесь отдельная тема, его любят и уважают независимо от пола и возраста. Дочь играет в футбол на перемене и в внеклассной клубе после уроков (независимо от погоды, дождя и снега играют на улице в шортах и ​​футболках).

Раз в неделю дети или идут на плавание в бассейн, или играют в большой теннис (виды спорта чередуются в зависимости от класса, в третьем - бассейн, в четвертом - теннис, потом снова бассейн). Теннис сразу покорил сердца детей, потому Игру начали с «зомби-апокалипсиса»!

Если ты не попал мячиком в квадратик, то становишься зомби, и чтобы превратиться обратно в человека, должен хорошо отбить! Такая педагогика нашла прямой путь к сердцам детей и теннис сразу полюбили все.

Бассейн расположен в полчаса ходьбы от школы. Как-то к концу года я с удивлением узнала, что даже зимой дети возвращаются в школу с мокрыми головами. Но этой зимой дочь даже не чихнула, то переживать в мае по этому поводу было неактуально.

Раз в год проходит праздник спорта, к которому готовятся весь месяц. Все одеваются в цвета своего общежития и выполняют задания типа прыжков в длину, метание гранаты и беге. Общежитие ( «house») - это как команда, на которые обычно разделены ученики в школах. Как в книге о Гарри Поттере, помните, Гриффиндор, Слизерин, Рейвенсклов?

Роулинг их не придумала, это английская школьная традиция. Флаги висят в большой школьной зале, общежития набирают очки и соревнуются между собой. Моя дочь попала в «Колумбус» и теперь на различные важные события одевается в синее - цвет своего общежития.

Во многих школах введен «mile a day» - все дети ежедневно пробегают милю вместе с учителем. В нашей школе этого развлечения; а я часто была свидетелем такой беготни в школах неподалеку.

Место в классе для уединения и чтения. Фото: Антонина Малей

Уроки - в школе, дома - гулять

Домашка. Ее у нас практически нет. Именно на это жалуются большинство родителей, когда называют английское образование слабым. Это был также минус для моей турецкой приятельницы, которая за год перевела своих девочек в другую школу.

По ее словам, в турецких школах дети после уроков дома по несколько часов сидят за учебниками и она искала именно такой нагрузки. Меня же ситуация с домашним заданием в начальной школе вполне устраивает, так как дает возможность ребенку гулять на свежем воздухе и тратить время на хобби вне школы. Хотя определенная домашняя работа все же есть: еженедельно дается список из 10-15 слов, которые надо уметь писать правильно (диктант у нас каждую пятницу) и дважды в неделю надо самому выбрать задачу из списка.

Например, можно принять участие в математическом Челендже по преобразованию метров в километры, килограммы в тонны и тому подобное. Вот, например, недавние задачи:

- компьютеринг (в Ворде создать документ с домашними правилами)

- арт (сделать творческий проект на тему «Лондонский глаз», колесо обозрения, от рисунка к объемной модели и т.д.)

- география (создать в PowerPoint плакат о справедливой торговле, предусматривающий определенную исследовательскую деятельность),

- образование (попробовать прорастить в воде овощи и вести дневник наблюдений),

- религиозное образование (написать стихотворение на заданную тему, используя персонификацию, метафору, повторы. Тема - мир)

- написать произведение, используя какие-то определенные слова, и ответить на вопросы в тексте о «Опасные путешествия» Ричарда Адамса.

Родительское собрание

Отдельный положительный момент английской школы для меня - это минимум коммуникации. Разговор с учителем происходит, только когда возникает реальная необходимость. Есть родительский чат, но им не злоупотребляют. Выглядит он в основном так:

Всем привет, к несчастью, в третьем классе вши, да, вы все правильно поняли: вши на голове, так, наш класс. Но хорошие новости тоже есть - скоро будет рождественская вечеринка для родителей нашего первого и четвертого классов в пабе через дорогу. Нет, в первом классе вшей еще нет, но так, может к тому времени уже будут, поэтому у нас будет много интересных общих тем для разговоров.

Общее собрание происходят раз в пол года, как правило там учительница коротко рассказывает, что разумного планируют изучить за это время и будут какие-то экскурсии. Вопрос задают или иностранцы, или несколько очень тревожных родителей (остальные пытается сидеть тихо, чтобы быстрее убежать). На моей памяти вопросов на таком собрании было всего несколько. Например, при внедрении карантина одна мама озабоченно сказала:
- Вот раньше, когда утром шел дождь, дети в школу забегали сразу, без ожиданий, через административный вход. Но теперь мы должны стоять в очереди перед воротами и держать дистанцию. Что же будет, когда утром пойдет дождь?

На что учительница серьезно ответила:
- Боюсь, тогда вы немного промокнете.

Также каждые полгода происходят индивидуальные родительские собрания: на это назначается два дня после уроков, и ты вписываешь свое имя в удобное время. На встречу с учителем "тет-а-тет" выделяется десять минут, за которые вашего ребенка успевают похвалить по всем предметам. Ты выходишь из школы с уверенностью, что растишь маленького Эйнштейна в юбке (не беда, что это гениальный ребенок имеет почерк опытного врача, а в произведениях пропускает не только буквы, но и целые слова).

И перед входом на столе разложены рабочие тетради по математике и английскому языку, и листая их, имеешь возможность немного спуститься на землю, наблюдая реальные успехи своего чада.

Индийское карри и рыба в пятницу

- Ясь, а на обед что было?

- Ну такое... на первый взгляд, как какашки.

- А на второй?

- На второй - тоже какашки, но ты понимаешь, что это - курица.

- В каком соусе?

- Ну догадайся, мам!

Судя по описанию это похоже на «тикка масала» - популярную в Англии индийскую блюдо из курицы в пряном соусе. В школьном меню много непривычных для нас блюд: карие из батата, чили кон карне, тикка масала, курица в кисло-сладком соусе или овощной гратен.

Любимые дни у детей те, в которые на обед дают бургеры, пиццу или макароны с соусом болоньезе. Отдельно есть вегетарианское меню. Обязательно надо выбрать овощи: морковь, листья салата или брокколи. Моя дочь в принципе ест все, единственное блюдо, на которую я написала отказ - это вареные бобы в томатном соусе.

Как и дочь, я тоже не могу на них смотреть, но местные дети такое любят и с удовольствием уплетают. В пятницу традиционно готовят жареную рыбу или рыбные палочки и на гарнир подают жареный картофель и зеленый горошек. После обеда можно взять десерт: ягодное желе, лаймовый мусс или шоколадный торт. Все ждут рождественский обед, когда каждому на тарелку накладывают различные пироги и жареное мясо, а на десерт ко всему подают торт с обязательным вишенкой наверху.

За обед платим по два фунта в день, и деньги переводятся в специальной программе. Если семья не имеет денег платить за еду, школа берет расходы на себя.

Спорт на переменах и кубок пятницам

Перед обедом у детей почти получасовой перерыв и столько же времени является на отдых после еды. Можно попросить мяч, скакалку, хула-хуп. Сейчас в основном все играют в футбол.
Девочки любят втроем прыгать с большой скакалкой (когда двое крутят, третья прыгает) и играть в «ладошки» - это когда вдвоем хлопают в ладоши и быстро говоришь какое-то стихотворение или поешь песню.

Утром можно записаться на Шведский клуб, открывается за час до уроков, и на внеклассные клубы после уроков. Яся трижды выбирала приготовления, шахматы, футбол и лего. Один год футбол проводил клуб «Челси», и она с другими девочками ездила на стадион и впоследствии на чемпионат, даже привезла какую-то медаль, но пандемия и локдаун положили конец этому счастью.

Над дверью в большой школьной зале - четыре флага общежитий. Каждую пятницу там собирается вся школа и происходит церемония вручения наград: в каждом классе назначается звезда и автор недели, а главный трофей, серебряный кубок, переходит из класса в класс. Ведет церемонию госпожа директор, которую я никогда не видела без улыбки.

Кажется, эти награды - формальность, но дети очень переживают и очень радуются, получив очередную наклейку. Каждую пятницу на почту родителям приходит школьная газета с репортажами и фотографиями интересных событий, статистикой посещаемости и напоминанием о предстоящих мероприятиях: ярмарки, праздники, соревнования.

Кексы на ярмарки вместо денег на шторы

Даже экскурсии школа организует бесплатно. Но дополнительное финансирование все же нужно, потому для родителей и детей устраивают благотворительные ярмарки. Никого не заставляют и не шеймлят, если ты это игнорируешь, но большинство старается помочь, понимая важность мероприятия. Мы много раз пекли торты и кексы и сами их продавали на территории школы.
Из этих денег покупают необходимые материалы, оплачивают транспорт на экскурсию или платят за обеды малообеспеченным семьям.

Класс, в котором учится дочь. Фото: Антонина Малей

Буллинг и защита от него

У дочки как-то был неприятный инцидент с другой ученицей, которая часто насмехалась из многих детей. Однажды она выгнала мою дочь из туалета. Что делать в таких ситуациях?

Разбираться с чужим ребенком или его родителями запрещено, обращаться нужно к учителям. Я так и сделала.

И реакция была мгновенной. На следующий день девочка в сопровождении мамы подошла извиниться перед дочерью и больше ее не трогала. Но часто проявляла агрессию по отношению к другим детям, провоцируя конфликты и драки. Когда за месяц ушла из нашей школы, все облегченно вздохнули.

За эти три года было еще несколько неприятных ситуаций, требовавших вмешательства учительницы. Как правило, это были эпизоды, связанные с насмешкой и недобрыми розыгрышами. И всегда реакция была мгновенной и эффективной.

Вообще, чтобы поддерживать дисциплину в классе, учительницы прибегают к различным хитрых идей. Например, дети полюбили игру "Секретный ученик". Утром учительница записывает чье имя в специальном сертификате, но никто не знает, кого избрали. Это и есть секретный ученик.

Если в конце дня оказывается что ты - секретный ученик и вел себя хорошо, не получив ни одного замечания, тебе выдается сертификат и впоследствии, за пару недель, если все (или почти все) секретные ученики вели себя соответственно, то класс приобретает вознаграждение: сладости, «золотое время» - возможность делать что-вместо обычных уроков или прыгать на батуте во дворе.

Школьные «эльфы» и другие развлечения

Развлечений в школе много: то все (и учителя тоже) приходят в пижамах, то переодеваются любимыми сказочными персонажами, то надо одеться в исторические костюмы, и аллея перед школой заполняется яркими мантиями и плащами, из тумана выплывают принцессы с пышными воротниками, а у кого-то с грохотом падает забрало.

С нетерпением все ждут начала зимы, потому что первого декабря в школе появляется «Эльф на полке» (сказочный персонаж с известной американской книги, вышедшей в 2005 году), который делает всякую вред: то Раскрошите печенье, то застрянет в бумажной лестнице. Почти месяц дети спешили в школу, чтобы увидеть, что выкинут сегодня «разбойники-эльфы» (под стать появилась еще и девочка).

Впоследствии в выходку втянулась вся школа, учителя устроили «эльфам» пижама-пати, оставив им мохнатый одежду, а «эльфы» завелись и дома у учащихся. У нас он украл помаду и написал какое-то ругательство в зеркале в ванной.

Подпишитесь на email рассылку!

Каникулы - чаще, но короче

Пока я пишу эту статью, за окном жарит июльское солнце, у украинских детей каникулы в разгаре, зато английские еще пишут сочинения, сдают тесты и рисуют графики.
Каникулы начинаются в конце июля, они «размазаны» понемногу по всему учебном году. Кажется, только началось обучение, а уже снова каникулы.

Самое главное, за что я полюбила английскую школу: дочь каждый день туда спешит. Сама встает утром (боже, меня в детстве чуть ли не за ноги стаскивали с постели) и буквально бежит. Затем забираю ее радостную, с большими глазами, постоянно тарахтит: «А ты знаешь, где у котов слабое место? А у госпожи учительницы сдуло палатку, когда она

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type