Пятьдесят лет назад такие же июльские дни были для меня, как и для тысяч ровесников, очень жаркими. Мы сдавали вступительные экзамены в институты. На исторический факультет пединституа, куда я отправился, конкурс составлял до 7 человек на одно место... Если сравнить сегодняшние конкурсы (ха-ха-ха) на педагогические специальности с тогдашним, то становится не просто грустно, а очень грустно...
И теперь пятая мысль о приобретениях и потерях украинского образования образования за последние тридцать лет.
Она такова: престижность учительского труда в течение этих лет существенно упала. А фактически - ее УЖЕ нет. Исчезла, испарилась, растворилась, самоликвидировалась...
Этому есть множество причин: объективных и субъективных.
Виноваты - и государство, и учитель, и социум.
Государство - в том, что достойно не оценивает и не оплачивает учительский труд, руками чиновничества делает учителя безголосым и бесправным.
Учитель - в том, что предпочитает быть безголосым и бесправным и гнется перед каждым чиновником, не каждый профессионально растет так, как того требует время; социум - в том, что сделал учителя предоставляющим образовательные услуги, забыв, что в воспитании и образовании детей нельзя действовать так, как в басне про лебедя, рака и щуку...
Можно ли поднять престиж учительского труда, скажем, законом или Указом Президента? Уверен, что нельзя. Как и нельзя этого сделать очередным поднятием заработной платы, новой мебелью или супер модными средствами обучения, бесплатными коммунальными услугами или проездом в транспорте ..
Высокий престиж учителя - это высокий уровень нравственности самого общества, это - государственный подход к решению проблемы статуса учителя в обществе, это - современный уровень профессионализма каждого учителя.
Уже прошло то время, когда престиж учителя, в основном, базировался на том, что он в социуме был образованным, его боялись, и считалось, что учитель «всегда прав». Это исчезло, а другого, того, что формирует престиж, за тридцать лет не приобрели.
Поэтому и не удивляюсь, что желающие поступать на педагогические специальности в университеты приносят результаты ВНО по показателям чуть больше 100 баллов...
И приходят туда не те, кого И.А. Зязюн называл «с педагогическим звездой в глазах», а те, кого больше никуда не взяли. А школа такого через 4-5 лет вынуждена будет взять. Потому что других уже не будет.
Остальные - это учителя советской закалки, которых тогдашняя власть, по словам ее вождя - Ленина, 70 лет стремилась поставить на такую «высоту, на которой учитель в буржуазном обществе никогда не стоял». Ей это не удалось. После нее лучше с учительским «стоянием на высоте» как-то совсем ну не сложилось. Сложилось наоборот.
P.S. В ФБгруппе поселка, в котором живу, увидел объявление, что требуется дворник с месячной заработной платой 9600 грн. Спросите учителей об их зарплате...
Далее мысли будут еще.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом