Укр Рус

"Иногда аттестация - это издевательство над педагогами" - Владимир Онацкий

Иногда аттестация - это издевательство над педагогами - Владимир Онацкий

Аттестация, или каннибализм в образовании.

Иногда кажется, что некоторые педагогические коллективы - это стая страшных животных, в которой отдельные особи-главари так и норовят сожрать тех, кто слабее, спокойнее, младше, ярче. Они умело манипулируют и сплачивают вокруг себя только с одной целью, чтобы потом, выбрав жертву, которая немного выделяется среди других, наброситься на нее и разорвать... Все это понимают и радуются, что на этот раз жертвой выбрано не их. Кому-то может показаться, что сравнение неудачное, однако именно оно приходит на ум, когда приходится слышать рассказы коллег о том, как их аттестовывали.

Подпишитесь на email рассылку!

Часто незнакомые люди присылают сообщение Вайбер. Вот одно из них: «Здравствуйте, пан Владимир. Мы с вами лично незнакомые и мне посоветовали обратиться к вам. Моя ситуация следующая: я учитель иностранного языка, вчера состоялось заседание школьной аттестационной комиссии по поводу моей очередной аттестации. Я имею 2 категорию и претендовала на присвоение первой. Решением большинства голосов членов комиссии мне было отказано, я имею подозрения, что решение было заказано председателем комиссии (наша директор школы - женщина, имеющая ко мне предвзятое отношение из-за личной неприязни и счета. Эта ситуация повторяется второй раз: почти то же самое происходило и во время предыдущей аттестации. В течение аттестационного периода администрация (завучи и директор лично) посещала мои рабочие уроки и особых замечаний не было; также посетили и 2 открытых урока и воспитательное мероприятие, которые прошли отлично, о чем они мне лично сообщали во время обсуждения. Причем при аттестации эти факты учтены не были (о них лишь вскользь было упомянуто в характеристике без уточнения деталей). Однако в характеристике очень подробно было расписаны незначительные недостатки, допущенные мной при заполнении классных журналов. Это трактовалось как некомпетентность и недоброчесность...»

Длинный рассказ и в каждом слове чувствуется боль и отчаяние. Учитель с пятнадцатилетним стажем не знает, что делать. Мы долго обсуждали эту ситуацию. Я вспомнил директора, с которой судьба свела на несколько лет. Она так описывала аттестационный процесс: «Вот вы пришли работать в школу и вам сразу присваивают категорию "специалист". Вы работаете пять лет и на очередной аттестации подтверждаете эту категорию. Затем через пять лет вам присвоят вторую категорию. Через пять лет аттестационная комиссия убедиться, что правильно вам присвоила категорию, и подтвердит ее. Ну и так далее. Пока вам не присвоят высшую категорию и за особые заслуги, возможно где-то ближе к пенсии, звания».

Разные города, разные годы, а ситуации одинаковы. Я даже спросил у коллеги, как зовут ее директора. Имена разные, отчество совпало - пожалуй, сестры...

Ну что тут посоветуешь? Есть два выхода: или промолчать в очередной раз, или бороться. Можно подать апелляцию, можно бороться за свои права другими средствами, однако готова ли учительница к борьбе? На это и расчет директора, которая сделала все, чтобы человек десять лет шла к очередной категории и не получила ее. Мы разработали несколько вариантов выхода из этой ситуации, однако дальше - выбор за педагогом.

Другая типичная ситуация, связанная с аттестацией педагогов. Как проаттестировать социального педагога, если он по специальности учитель биологии, или учителя информатики, который имеет диплом инженера или учителя начальных классов с дипломом воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Казалось бы, Положение об аттестации педагогических работников дает возможность проатестуваты этих педагогов с присвоением второй, первой и даже высшей категории и педагогических знаний. Однако, каково же было мое удивление, когда на форуме, где обсуждался этот вопрос пришлось прочитать: «У нас работает такая учительница. И мы уже дважды аттестовали ее на соответствие занимаемой должности и устанавливали категорию специалист, потому что специалисты из РУО нам так сказали». А я думаю, что это за правовая такая норма «сказали», которая позволяет унижать учителя в течение десяти лет?

Так как же проаттестировать педагога, чей диплом о высшем образовании не соответствует специальности? Ответ на этот вопрос дает Типовое положение об аттестации педагогических работников, где в п. 3.26 гласит: «Лица с полным высшим педагогическим образованием или другой полным высшим образованием, принятые на должности педагогических работников по специальностям, специалисты из которых не готовились вузами или подготовленные в недостаточном количестве, при условии прохождения ими повышения квалификации, аттестуются как имеющие соответствующее образование».

Подпишитесь на email рассылку!

Кто-то из руководителей может заметить, что у нас в достаточном количестве выпускается вузами педагогов. Однако, если бы мы имели в достаточном количестве педагогов с соответствующими дипломами, то мы бы не принимали на работу специалистов не по специальности. В каждом городе всегда есть вакансии, а это значит, что количество педагогов определенных специальностей недостаточна. Главное требование для этих работников - заниматься повышением квалификации. А категории и звания этим педагогам присваиваются на общих основаниях.

Вводя аттестацию, МОН ставил целью стимулирования творческой активности педагогов, повышение их профессионального уровня, оплаты труда. Однако, в некоторых учебных заведениях аттестация - это просто правовой нигилизм и издевательство над педагогами.

Владимир Онацкий

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type