Укр Рус

Инклюзия в канадской школе - Александра Журавлева

Инклюзия в канадской школе - Александра Журавлева

Преподавательница Александра Журавлева работает в Канаде и делится информацией о местных школах и процессе обучения.

Меня спрашивали об инклюзии. Не уверена, что поделюсь большим количеством информации. Что-то видела сама, что-то спросила Кимберли (учительницы у которой была на практике).

В 1 классе, где я была на практике, учится девочка Вита (имя изменено). Худенькая, мелкая, улыбающаяся, счастливая и говорливая, и на первый взгляд не скажешь, что с ней что-то не так. Ей 8 лет, а первоклашкам только 6, она отстает в развитии, имеет очень рассеянное внимание, восклицает, повторяет одно и то же предложение 15-20 раз подряд (какой у нее диагноз в медицинской карточке - мне не сказали). Вот на ее примере немного напишу.

В последние десятилетия 20 века в Канаде вслух заговорили об инклюзивном образовании. А в 90-х годах дети с особыми потребностями начали учиться в общеобразовательных школах.

Здесь же было выделено миллионы долларов на специальные дисциплины и обучения студентов в университетах, на переподготовку учителей: курсы, семинары, практикумы; на обучение ассистентов, на финансовое обеспечение школы.

Старые школы переоборудовали, а новые начали строить по новым образцам согласно требованиям и потребностям инклюзивных детей. Канадские школы - это в основном двухэтажные здания (иногда 3 этажа). Каждая имеет несколько входов, а вот ступени перед входом увидите не часто. Однако если есть лестница, то есть пандус.

Нет никаких выступлений, ступеней и переходов в коридорах, нет порогов в класс. Рядом с лестницей на второй этаж является обязательным лифт. Для детей с особыми потребностями есть специально оборудованные туалеты.

Один из 3-4 школьных автобусов оборудован выездной платформой для инвалидных колясок.

Ассистенты, психологи, логопеды имеют ресурсную комнату со всеми необходимыми материалами для работы с детьми.

Как инклюзию восприняли родители?

Конечно, сначала со страхом, нежеланием и даже отрицанием.

"Чтобы моего ребенка выделяли, смеялись, оскорбляли..?!"

Однако равенство и честность условий в соответствии с образовательными потребностями ребенка, полная конфиденциальность информации, индивидуальный план развития ученика и одновременная работа многих специалистов для общего успеха ребенка убедили родителей окончательно.

На совещании в школе я услышала шокирующие цифры: из 700 учеников в школе 100 имеют индивидуальный план. СТО!!!! Инклюзия?

Однако, как заверила меня Кимберли, это не только дети с недостатками зрения, слуха, речи, ограниченной дееспособностью или отставанием в развитии. Сюда относятся и те ученики, которые имеют проблемы с поведением. И "нарушителей поведения" почти 80 из ста.

Как начинается работа с особыми детьми?

Многие инклюзивных детей имеют медицинские диагнозы и рекомендации врачей еще к обучению в школе.

Если в подготовительной группе саду (а она преимущественно при начальной школе) или в первом классе учитель наблюдает определенные отклонения в развитии ребенка, он обязан сообщить школьную администрацию. Извещаются родители, проводится специальный медицинский осмотр и создается комиссия из представителя администрации, учителя, психолога, логопеда, ассистентов по работе с инклюзивными детьми.

По результатам совместной работы составляется индивидуальный план развития ребенка. В нем четко прописывают состояние ребенка на данный момент, заключения врачей, специалистов, уровень знаний, сильные и слабые стороны и тому подобное. Составляется план работы, действия, мероприятия и ожидаемые результаты на конкретные даты.

Касаемо "нарушителей поведения", то при повторяющимся неадекватном поведении, проявлениях жестокости и агрессии учеников берут под особый контроль. Для них тоже составляется индивидуальный план, и работает с ними в основном только психолог (behavioral therapist - "поведенческий" терапевт).

В индивидуальном плане все прописано четко, конкретно и понятно, без лишней "воды" и "заумных" слов. Все должно быть доступным для родителей, которые не всегда медики или педагоги, а порой и без образования...

Например у Виты:

Подпишитесь на email рассылку!

На 1 ноября девочка будет считать до десяти, узнавать и называть буквы алфавита.

На 1 января девочка будет считать до 20, печатать буквы алфавита.

Таким образом из основных предметов прописаны ожидаемые результаты и конкретные даты.

Как работают такие дети в классе?

Прежде всего расскажу об отношении учителя. Наблюдая, я не заметила у Кимберли никакого недовольства или раздражения. Хотя ей приходилось отвечать на неуместные вопросы или обрывать возгласы и многократное повторение одного и того же предложения. "Вита, СТОП!" - звучало достаточно громко (но не крик) и строго, и на некоторое время Вита умолкала.

Учитель ничем не подчеркивает и не отличает то, что Вита - ребенок с особыми потребностями. А дети в классе могут и не догадываться, что она старше и у нее что-то не так.

На различные вопросы детей учитель реагирует тактично, но категорически.

"А почему у Виты обведены буквы?" - "Анна, это невоспитанно заглядывать в чужие тетради и обсуждать кого-то. Мы все имеем свою работу, поэтому давайте работать в своей тетради и заниматься своими делами".

Или в начале недели дети выбирают 5 книжек для чтения молча.

"А почему Вита взяла восемь книг?" - "Вита давай пересчитаем, отложим 3 на место, у всех должно быть 5 книг", - и помогает сосчитать.

В классном обсуждении учительница Виту спрашивает, если та поднимает руку. Если ответ был правильный или просто интересный - ребенка хвалят. Однако учитель никогда не скажет: "нет, не так, не правильно", если ответ был откровенно неподходящий. Кимберли поправляет, просит детей помочь, но внимание на неправильном ответе не акцентирует.

На письме или математике Вита всегда получает работы с обозначенными ярко желтым фломастером рядами букв или цифр. Дети печатают по строчке самостоятельно, Вита обводит по фломастеру, а последние 2-3 буквы или цифры должна написать сама.

На физкультуре Вита бегает, прыгает, играет игры со всеми детьми, хотя иногда приходится ее сдерживать и просить замолчать, чтобы объяснить следующее задание. На рисовании клеит или рисует, как умеет. И ее работы, где снеговики или домики совсем не похожи на снеговиков и домики, тоже висят в коридорах на выставках.

Каждую пятницу ученики пишут коротенький тест по словам. Результаты никогда не озвучиваются вслух. Поэтому дети не знают, как кто написал, и тем более не знают, что из 10 слов Вита написала правильно только 5 первых букв в словах.

Для родителей учитель всегда констатирует, как Вита работала, как вела себя, сделала ли девочка работу самостоятельно, сделала ли она ее с помощью учителя. Есть специальное приложение, куда вносят информацию о Вите все педагоги, которые с ней работают (из-за конфиденциальности информации о приложении только слышала, но не видела).

Ежедневно ассистент забирает Виту в ресурсную комнату на 30 мин, пишут буквы, считают. Если дети в классе считают до 20, двойками, пятерками, называют соседей числа, то Вита считает и пишет только до 10, потому что так записано у нее в плане, потому что пока для нее этого достаточно.

Ежедневно в класс приходит психолог - behavioral therapist (досл. "поведенческий" терапевт). Она забирает Виту и работает с ней дополнительно по индивидуальному плану. Я не имела возможности понаблюдать за работой именно с Витой, но психолог меня пригласила посмотреть, как она работает с детьми - нарушителями поведения.

Как я уже писала выше - такие имеют индивидуальный план. Психолог, двое мальчиков и девочка (класс 2-3) обсуждали "злость".

- Это нормально злиться, но не нормально выплескивать свои эмоции на кого-то.

- Что вы делаете чтобы справиться со злостью?

- Дыхательные упражнения: нюхаем розу 5 секунд, задуваем свечу 5 секунд, рисуем руками радугу: вверх - вдох, вниз выдох.

- Физические упражнения чтобы преодолеть злость: поприседайте, отожмись от стены и пола.

И дети обсуждали, дышали, приседали и отжимались.

Раз в неделю с Витой работает логопед.

- А почему ассистент не сидит постоянно на всех уроках и не помогает Вите? - спросила я.

- Конечно, мне было бы легче если бы у Виты постоянно сидел человек и помогал со всем. Но сейчас у нас частично ограничено финансирование. А кроме того есть дети, которые не имеют такой необходимости в помощи. Однако с ними специалисты работают дополнительно ежедневно.

- Дети бывают разные, как ты знаешь, что делать?

Не всегда знаю, потому что дети действительно разные: в этом году Вита, в прошлом году "бойцовский клуб" - 2 нарушители поведения, несколько лет назад - мальчик-аутист. Изучала соответствующие курсы в университете, постоянно участвую в дополнительных семинарах об инклюзии, но основное приходит с работой и практикой. Кроме того администрация: директор, завучи, а также психологи, логопед, ассистенты всегда помогают с ресурсами, составлением плана, выбором стратегий для каждого отдельного ребенка. Тебя одну не оставят.

Александра Журавлева

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача