Самым основным продуктом жизнедеятельности органов управления образованием Украины являются разнообразные приказы, инструкции, планы, программы, рекомендации.
Одни из них - лучше, другие - хуже. Одни из области фантастики, а другие - глубоко заземлены в советское прошлое...
Сколько их было написано, утверждено, зарегистрировано - никто никогда не посчитает. Этот процесс выработки подобного продукта в украинском образовательном измерении имеет три особенности.
Первая - никто из авторов, как и тех, кто утверждает или подписывает приказы, решения, распоряжения, никогда не нес и несет никакой ответственности за свою подпись. Несмотря на то, что от этой подписи зависят судьбы тысяч людей и эффективность расходования гигантских сумм бюджетных средств. И не знаю ни одного примера из истории образовательной системы Украины, если бы хто-то публично признал, что ему стыдно за то или иное принятое решение.
Очень показательный пример - издание учебников за бюджетные средства с откровенными глупостями в смысле...
Вторая особенность та, что принимая то или иное решение, подписывая тот или иной приказ, распоряжение и т.д. в образовании никто не рассчитывает возможные бюджетные расходы на реализацию этого решения, не прогнозирует результаты, не просчитывает риски и возможные негативные, как и положительные, последствия.
Один из последних примеров, подтверждает такой вывод - создание в учреждениях общего среднего образования внутренних систем обеспечения качества образования, как совершенно формального образования....
Третья особенность: отсутствует система контроля за выполнением уже принятых решений, подписанных приказов, изданных инструкций и т.д. Формально, она может и нет. Но на практике ее нет. Более того, каждый новый руководитель спешит отмежеваться от решений, принятых предшественниками. А учитывая то, что образовательные руководители в нашей стране меняются очень быстро, то и судьба очень многих решений уже на второй день после их утверждения становится очевидной. Недаром у опытных руководителей учебных заведений давно существует практика: «Не спешите выполнять решения вышестоящих. Не исключено, что завтра их не нужно будет выполнять»...
То есть, система принятия решений изначально нацелена на на, что они выполнены не будут. Но этого никто признавать не хочет. И для подтверждения - один из примеров нашего образовательного настоящего: принятые рекомендации и утвержденные инструкции по организации дистанционного обучения не подтверждены обеспечением педагогов соответствующим оборудованием для его проведения...
Эту тему можно продолжать развивать очень долго. Потому что она для нашей системы образования вечна. Несмотря на то, что меняются министры образования, их заместители, руководители местных органов управления образованием. И все они важнейшей задачей видят что-то разрабатывать, изменять, реформировать, утверждать, подписывать... Но в итоге - все идет по кругу... Не потому ли все чаще вспоминаю слова Г. Сковороды: «Не учите яблоню родить яблоки, лучше отгоните от нее свиней...»
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом