Несколько моих мыслей к 30-летию независимости в сфере образования Украины.
Мысль первая. Самой большой проблемой украинского образования за период независимости стало отсутствие в нем доказательной политики.
Доказательная политика - это когда политика и решения в области образования формируются на основе аналитики и доказательств, а не на основе интуиции тех, кто эти решения принимает, политических хотелок или по принципу «так у соседа».
Только один пример. В Украине ежегодно публикуются большие аналитические отчеты о результатах ВНО. В них - гигантский массив доказательств и аналитики. Ни одного серьезного политического или общегосударственного управленческого решения, которые бы базировались на основе этих отчетов, в течение 13 лет принято не было.
Мысль вторая. В системе образования Украины за это время произошли какие-то изменения в каждом ее сегменте.
Но наиболее незыблемой со времен СССР осталась система управления образованием. Она практически не изменилась структурно. И имеет незначительные косметические изменения в содержании.
Образно говоря, совковым автомобилем, который пытаемся привести к современному состоянию тридцать лет, продолжает управлять водитель, который всю жизнь ездил на мотоколяске...
Не от этого ли наша система образования с реформами сегодня в том состоянии, о котором хорошо сказано в украинской поговорке: «Застряла, как собака на перелазе».
По моему убеждению слезть с этого перелаза украинскому образованию мешают, прежде всего, те дяди и тети, которые сидят в органах управления образованием разного уровня, и с шальными от власти глазами тормозят все, что может реально изменить ситуацию в образовании: автономию школ, педагогическую свободу учителя , уничтожение бюрократии и формализма...
И самым печальным есть то, что такие руководители, существенно влияя своей деятельностью или бездействием на положение дел в образовании, не несут никакой ответственности за него. А за все, в т.ч. и результаты их «деятельности», отвечают козлы отпущения - директора школ.
Зато, сервисными службами, целью которых является помощь директорам школ в обеспечении жизнедеятельности заведения, эти органы управления так и не стали.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом