Укр Рус

"В защиту учителей" - Виктор Громовой

В защиту учителей - Виктор Громовой

Учительствовать в Украине XXI века: страшно, аж жуть!?

Андрей Гапчин написал в комментарии, цитирую: "одно из самых печальных зрелищ сегодня - это почти животный коллективный страх учителей. Боятся всего: безпечальних родителей, проверок, отчетов, санстанций, напыщенных мухосранских чинуш и даже своих же коллег, которые " не сексоты, но считают своим долгом...".

Конечно, у каждого человека есть свои индивидуальные страхи.

У кого-то... из тех, кто на должности, является страх конкуренции.

Кто-то никак не может преодолеть страх перед «открытым уроком» или страх перед детским коллективом.

Есть страх оказаться в роли «белой вороны» (настоящей, а не забавно-едкепивской!) и так и не быть «принятым» коллективом.

В связи с пандемией ковид добавился страх за свою жизнь и пришлось преодолевать внутренний страх работы в дистанционном формате.

Речь не об этих индивидуальных страхах, а о коллективном страхе «навеки испуганного» учительства, который нам достался в наследство от тоталитарного прошлого.

К сожалению, в нашем коллективном сознательном и бессознательном до сих пор сидит вековечный страх перед властью, страх самостоятельно принять решение, страх публично озвучить свое мнение... Но кризис уверенности в себе до сих пор является характерной чертой всей нашей профессионального сообщества.

Речь о том, что коллективный страх близких или отдаленных, реальных или мнимых опасностей парализует нашу волю и убивает достоинство.

Почему мы и сейчас теряем шанс жить без страха, никак не можем научиться жить достойно, гордо и честно?

Подпишитесь на email рассылку!

Во-первых, потому что вместо использования деликатных механизмов влияния, наши чиновники и в дальнейшем предпочитают понукать учительством, опираясь на вековой страх и привычку.

Слезть с пьедестала означало бы радикально изменить как характер взаимодействия, так и угол зрения, оптику видения ситуации. Ведь современные «трансформеры» образовательной сферы нуждаются не в инструментах запугивания, а принципиально иной основе и другого образа наших руководителей. Им надо было бы привыкать к необычному равноправному партнерству, которое возникает вместо архаичной системы "власть - подчинение" ( "ты начальник - я дурак"). Смириться с тем, что сегодня вертикальные связи вытесняются горизонтальными.

Все это требует нового типа управленческой компетентности с использованием «техники ненасильственной коммуникации» и принципиально иного принципа налаживания взаимодействия (конструирование договоренности, поиска общественного консенсуса и т.д.). Все это сложно, поэтому вместо того, чтобы учиться новой культуре управления, у нас до сих пор активно используют примитивное ремесло усмирения.

Постсоветская вертикаль управления в образовании, вместо культивирования свободы и партнерства, до сих пор осуществляет «управление страхом». Можно привести сотни примеров того, как и сейчас на всех уровнях генерируются основания для страха.

Для чего, например, приняли абсолютно утопический стандарт профессии учитель? Для того, чтобы страх несоответствия между фантасмагорическим нормам "съедал" нас изнутри. Так происходит перенос «фигуры власти с внешней цербера к внутреннему цензору», который занимается предварительной селекцией наших желаний.

Во-вторых, такого еще не было в истории образовательных реформ, но у нас это случилось. Всей нашей учительской общественности на протяжении последних пяти лет активно прививали ениссофобию (Enissophobia - греч. Enisso ругать, осуждать) - боязнь критики и осуждения со стороны общества. Характерными признаками этой болезни является чувство вины, неуверенность в себе и своих силах, ощущение, будто кто-то украл у тебя вдохновение и мотивацию, постоянный страх, который разрушает воображение, креативность и желание что-либо делать. Сопровождается это все постоянным желанием оправдываться и находить «отмазки», боязнью чем отличиться от других людей (не высовывайся!).

Что делать?

Один из путей преодоления страха подсказывает Мария Дидыч: давайте, сделаем действенным юридическую практику защиты учителей, громко, да так, чтобы не было и целью их обидеть...

P.S. Есть немало публикаций в которых раскрывается психолого-педагогический аспект проблемы переживания страхов школьниками. Например, вот эта монография

Кузнецов М.А., Бабарыкин И.В. Школьные страхи: Виды, условия проявления и пути преодоления. - Харьков: ХНПУ, 2012. - 227 с.

Но... Практически неисследованной является тема использования страха как универсальной и мощной человеческой эмоции для манипулирования учительством.

Виктор Громовой

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача