Где живет наша способность к сложному социальному поведению? Вы можете прикоснуться ко лбу? Там же. Там находится лобная доля мозга (лат. Lobus frontalis). Это одна из четырех больших участков коры головного мозга. Именно лобная доля играет ключевую роль в нашем социальном поведении.
Вам нужно поблагодарить хозяев за ужасный обед? Не дать в глаз разъяренному сотруднику? Не хихикать во время траурной речи?
Если вы можете себя контролировать, то это действует ваша лобовая кора. Именно она "руководит", когда нам нужно сделать серьезные социальные усилия. Подумайте, что происходило бы, если бы она не помогала нам сдерживаться.
Развитая лобная кора - успешность социальных контактов.
Как это касается школы?
1. Размер группы.
Если прочитать исследования, в которых сравниваются группы различных видов приматов, то мы обнаружим, что чем больше размер социальной группы, тем больше их лобовая кора.
В одном из исследований макак-резусов случайным образом распределили по группам разного размера, и в течение 15 месяцев они жили такими группами. Оказалось, что у особей из крупных групп ПФК (префронтальная кора - лобная доля) увеличилась. Следовательно, размер группы повлиял на размер участка ПФК.
То есть существует зависимость между численностью группы, в которой живет примат и развитием лобной части мозга.
Контактов больше - нужно больше думать. Больше думаешь - мозг развивается.
Поэтому, вероятно, группы для обучения должны быть не очень маленькими. (Это не призыв делать классы по 40 учеников, это также неэффективно для обучения. Но постоянная группа из 5 учеников может быть эффективна для изучения учебного материала, но неэффективна для развития лобной коры головного мозга и, соответственно, социального поведения).
Для людей с высоким числом социальных контактов (их количество оценивают по личным сообщениям респондентов) также характерно увеличение одного из участков ПФК (префронтальная кора = лобная доля).
Увеличение числа социальных связей вызывает увеличение участка ПФК или, наоборот, укрупнение участка ПФК вызывает разнообразие социальных связей. С выводами, что является причиной, а что - следствием, ученые еще не разобрались.
2. Сходятся - расходятся.
Изменение групп, то есть возможность для приматов сходиться и расходиться в разные группы, существенно влияет на развитие лобной доли мозга.
Некоторые виды приматов живут небольшими независимыми группами, а иногда собираются и перегруппировываются. Чтобы выжить в новой группе им нужно научиться согласовывать свое поведение с размером группы и ее составом, а такое структурированное поведение требует серьезных усилий. Поэтому понятно, что у видов, практикующих социальную организацию вроде «совпали-разбежались» - а это шимпанзе, бонобо, орангутанги, коата, - лобовая кора осуществляет более эффективный тормозной контроль поведения, чем у видов с устойчивой социальной организацией (гориллы, макаки, капуцины).
Эту особенность развития мозга используют в школьной практике некоторые страны мира. Ежегодно классы одной параллели перегруппировываются, и образуется новуая социальная среда. Таким образом, дети имеют шанс не только на развитие лобной доли мозга (потому что опять нужно устанавливать контакты, налаживать отношения, искать свое место под солнцем и т.д.), но и получить шанс на новый статус в группе.
Поэтому вариант класса «одним монолитным коллективом» с 1 по 11 класс, возможно, является неэффективным?
Искренне :)
P.S. Научные данные из книг Роберта Сапольски.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом