Укр Рус

Финляндия: как ученикам помогают перейти из младшей школы в среднюю

Переход с младшей в среднюю школу для финских школьников планируют постепенно и заранее.

Об особенностях этого процесса рассказали финские учительницы Аня Хуринайнен-Косунен и Рия Палмквист для изданию "Новая украинская школа".

ПЛАН ПЕРЕХОДА В СРЕДНЮЮ ШКОЛЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ УЧАЩИХСЯ

Ответственный за перевод учеников - директор школы. Каждая школа формирует группу по вопросам обеспечения перехода, которая планирует и реализует эту работу. Эти команды сотрудничают с группами по вопросам благополучия школы - директором школы, представителями школьной медицинской службы, психологом, социальным работником, учителями для детей с ООП, консультантом по обучению (предоставляет консультации по содержанию предметов и методов преподавания).

В Финляндии есть муниципалитеты, которые сформировали систему, нацеленную на поддержку перехода.

В каждой финской школе есть приложения к школьной образовательной программе, содержащие план обеспечения благополучия в школе. В нем указывают общие потребности в обеспечении благополучия учащихся и доступных услуг.

  • План защиты учащихся от насилия, буллинга и притеснений. В нем есть подробные объяснения, что делать в случаях травли.
  • План действий в случае острого кризиса, угроз и связанных с риском ситуаций. В прошлом году школы возобновляли эти планы из COVID-19 - подробно прописывали шаги, которые будет делать школа при новой волны заболевания.
  • План по идентификации и предоставления услуг по профориентации учащихся и консультирование по обучению. В нем указываются ответственных лиц за планирование визитов в начальную школу, приглашение младших школьников в среднюю школу на ознакомление.

В каждой школе есть команды, которые готовят эти планы.

Подпишитесь на email рассылку!

План по профориентации учащихся и консультирование по обучению должна содержать следующие части:

  • описание структуры, методов работы, разделения задач и обязанностей персонала по консультированию учащихся;
  • связь с местными мультипрофессиональными сетями (среди которых, например, сфера социального обеспечения и здравоохранения)
  • как строится сотрудничество между семьей и школой;
  • сотрудничество между школой и предприятиями;
  • ознакомление на практике с трудовой жизнью.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРЕХОД В СРЕДНЮЮ ШКОЛУ

Переход от начальной в среднюю школу требует систематического сотрудничества между школой, которая отправляет детей, и школой, которая принимает (иногда это звенья образования в одном учреждении). Информация, которая передается, должен содержать сведения об образовательных среды, практики, руководящие и вспомогательные документы: как учили учеников, их сильные стороны, какую поддержку им оказывали.

К сотрудничеству привлекают также учащихся средней школы, родителей (опекунов).

Весной ученики 6-х классов (начальная школа в Финляндии длится с 1-го до 6-го класса) посещают среднюю школу. Такие визиты организуют учителя, которые работают с детьми с ООП, консультанты по обучению и ученики-наставники с седьмых классов.

Также бывает, что к младшим классам приглашают учеников из средней школы. Они рассказывают о своем опыте перехода. Многие школы в Финляндии готовят учеников-тьюторов, которые знакомят новичков с особенностями средней школы и помогают быстрее адаптироваться. Это способствует мягкому переходу и привыканию к новым условиям.

Родители школьников вместе с ребенком заполняют анкеты, в которых пишут о сильных сторонах учащихся, какой поддержки они нуждаются, оставляют свои пожелания.

Будущие седьмые классы формируют директор, классные руководители начальной и средней школы, учитель для детей с ООП. Учитывают, какие языки, религию или этику изучают ученики, какую поддержку получают, вопрос благополучия, пожелания относительно своих друзей и тому подобное.

НА ЧТО ОБРАЩАЮТВНИМАНИЕ ПЕРЕД ПЕРЕХОДНЫМ ПЕРИОДОМ

Планирование переходного периода начинается уже в осеннем семестре. Директор, учитель для детей с ООП и консультант по обучению информируют шестиклассников о средней школе.

При переходе из начальной школы в среднюю учителям советуют обратить внимание на следующие аспекты:

  • Прислушайтесь к тому, чего боятся ученики:

- Как завести друзей?

- Есть ли буллинг?

- Есть ли что-то сложнее то, что было в начальной школе?

- Как долго продолжаются школьные дни?

- Если у меня возникнут трудности в обучении, смогу ли я получить поддержку? Какой она будет?

- Как проходят школьные дни, какой расклад, сколько учеников в классах?

  • Прислушайтесь к пожеланиям учеников:

- Можно ли пригласить моего лучшего друга в тот же класс?

- С кем хотелось бы быть в одном классе?

Что ученик должен знать о средней школе:

  • О новой школьной культуре (что будет больше учителей, предметов, больше самостоятельности и ответственности);
  • Какие новые предметы, как происходит консультирование по обучению, которые языковая программа, а также факультативная речь и факультативные предметы;
  • Основы здоровья, бытовые вопросы;
  • Что будут разные учителя по разным предметам;
  • Что есть поддержка - учитель для детей с ООП, школьная медсестра, психолог, социальный работник;
  • Какие ответственность и обязанности ученика, школьные правила и инструкции;
  • Что обучение будет шире, увеличится количество направлений, по которым будет происходить тестирование;
  • Что учебные дни - длиннее, чем в начальной школе;
  • Что в средней школе больше параллельных классов и новых учеников;
  • Социальные отношения и друзья могут измениться;
  • Какие разновидности и критерии оценки будут применять
  • Какие будут внеклассные мероприятия (кружки)
  • Что есть ученики-наставники, которые проводят мероприятия, чтобы новая школа стала ближе, появились новые друзья.

На родительских собраниях осенью обсуждают все запланированные мероприятия для детей в течение учебного года. Весной родители получают отчетные карточки о детях.

Во время индивидуальных встреч с учителями родители обсуждают вопросы оценки, школьной культуры, расписания, школьных правил и инструкций, сотрудничества с семьями и тому подобное.

ПРИМЕР ГОДОВОГО ПЛАНА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЮЮ

АВГУСТ

Учебный год начинается примерно 10 августа.

  • Директора начальных и средних школ, учителя для детей с ООП, консультанты по обучению, классные руководители начальных школ обновляют план обеспечения перехода.
  • Проводят оценки, насколько успешным был переход в предыдущем учебном году.

СЕНТЯБРЬ

  • Директор средней школы и / или учителя для детей с ООП и / или консультант по обучению посещают начальную школу и рассказывают ученикам 6-х классов о работе / предметы средней школы и школьную культуру.
  • Собрание для родителей учащихся 6-х классов, в которых принимают участие директора (как начального, так и среднего школ) и учитель для детей с ООП. Они рассказывают о школьной культуре, поддержку, навыки, необходимые в средней школе и тому подобное.

ОКТЯБРЬ

  • Учитель для детей с ООП посещает среднюю школу, чтобы поздравить учеников предыдущего года.
  • Учителя-предметники средней школы имеют возможность посетить шестиклассников начальной школы и ознакомиться с работой начальной школы.

НОЯБРЬ

  • Шестиклассники, их родители и учителя заполняют "переходную форму", которая предоставляет информацию о сильных сторонах ученика, его обучение, работу и поведение.
  • Обновляют документы по поддержке обучения.
  • Встреча по поводу оценивания между родителями и классным руководителем - во встрече может участвовать учитель для детей с ООП средней школы.

ДЕКАБРЬ

  • Встреча по вопросам перехода на которой классные руководители и учителя для детей с ООП средней школы предварительно знакомятся с тем, какие ученики собираются в среднюю школу.
  • Учитель для детей с ООП средней школы подводит итоги заполнения учащимися "переходных форм".

ЯНВАРЬ

  • Консультанты по обучению встречаются с шестиклассниками и рассказывают, что такое консультирование по обучению.
  • Итоговые родительские собрания и напоминание о том, что будет в средней школе: директора начальной и средней школ, учителя для детей с ООП, консультанты по обучению.

ФЕВРАЛЬ И МАРТ

  • Подготовка к распределению между классами в средней школе.
  • Классные руководители рассказывают "группе по обеспечению благополучия" средней школы о своих учениках.
  • Ученики-наставники средней школы планируют учебный день для шестиклассников, чтобы ознакомить их со средней школой - мероприятия, игры и совместный обед.
  • Следующей осенью эти ученики-наставники возьмут шефство над новыми семиклассниками.

АПРЕЛЬ

  • Распределение между классами, группа по обеспечению перехода: директор, учителя, школа / ученик.
  • Публикуется информация о новых классах.

МАЙ

  • День знакомства со средней школой и новым классом. Ученики-наставники / тьюторы средней школы планируют и реализуют программу: меры, работа в группах.
  • Классные руководители встречаются с директором средней школы и будущими классными руководителями.

ЛЕТО: ИЮНЬ, ИЮЛЬ

Подпишитесь на email рассылку!

  • Медосмотр учащихся школьной медсестрой в присутствии родителей.

СЛЕДУЮЩАЯ ОСЕНЬ / АВГУСТ - НАЧИНАЕТСЯ ШКОЛА

  • В течение первых дней / недель директор, классный руководитель, наставники / тьюторы (ученики), консультант по обучению предоставляют информацию и знакомят новых учеников со школой. Для этого должен быть план.
  • Новые группы (классы) + наставники / тьюторы + классные руководители несколько раз выезжают куда-то вместе. Это способствует сплочению.
Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Опрос
Как вы оцениваете работу Шкарлета С.Н.
Голосовать

Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача