Укр Рус

Дистанционное обучение: 20 вопросов и ответов для родителей

Дистанционное обучение: 20 вопросов и ответов для родителей

Образовательный омбудсмен предлагает родителям школьников узнать ответы на самые распространенные вопросы о дистанционном обучении.

1. Как должно быть организовано дистанционное обучение?

Учебные заведения были заблаговременно предупреждены о введении локдауна, и, судя по предыдущему опыты, имели время подготовиться к дистанционному обучению.

Что должно было сделать учебное заведение в пределах организации дистанционного обучения:

  • определить формы организации образовательного процесса при дистанционном обучении (учебные занятия, консультации, вебинары, онлайн форумы, виртуальные экскурсии и т.п.);
  • выбрать и принять конкретные электронные образовательные платформы, онлайн сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс при дистанционном обучении.

В то же время педагогические работники выбирают формы, методы и средства дистанционного обучения, определяют, в синхронном или асинхронном режиме проводить конкретное учебное занятие.

Обратите внимание, что не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой учреждения образования, организуется в синхронном режиме - во время которого учитель и ученики одновременно взаимодействуют и общаются между собой в электронном образовательной среде (обычно онлайн уроки). А 70% учебного времени осуществляется взаимодействие в асинхронном режиме, то есть с задержкой во времени, применяя при этом интерактивные образовательные платформы, электронную почту, форумы, социальные сети и др.

Во время дистанционного обучения должно обеспечиваться регулярное взаимодействие учителя с учениками и родителями.

При дистанционном обучении родители должны способствовать выполнению ребенком образовательной и учебных программ, достижению предусмотренных ими результатов обучения, реализации индивидуальной образовательной траектории, заботиться о физическом и психическом здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни, а также способствовать соблюдению учащимися академической добродетели .

 2. Что такое асинхронный и синхронный режим обучения?

Асинхронный режим - это когда взаимодействие между субъектами дистанционного обучения осуществляется с задержкой во времени. Причем применяются интерактивные образовательные платформы, электронная почта, форумы, социальные сети и др.

Для организации обучения в асинхронном режиме учитель предоставляет учащимся для обработки различные учебные материалы (видео и аудио, презентации, виртуальные музеи и библиотеки и т.д.) и задания для проверки и оценки знаний. Ученики изучают и выполняют задания в удобное для себя время, в собственном темпе и общаются с учителем различными способами.

Синхронный режим - это взаимодействие между субъектами дистанционного обучения, во время которой участники одновременно находятся в электронном образовательной среде или общаются с помощью средств аудио-, видеоконференции. Иначе говоря, это непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в режиме реального времени во время видеосвязи - "прямой эфир". Ученики видят и слышат своего педагога и могут сразу задать вопрос, если что непонятно. Обычно - это онлайн уроки. Напоминаем, что не менее 30% учебного времени организуется в синхронном режиме.

 3. Должен ли учитель проводить онлайн-уроки?

Да, это обязанность учителя. Дистанционное обучение вводится приказом по учреждению образования, где должны быть определены его составляющие именно в этом учебном заведении и предусмотрены как синхронный, так и асинхронный режим проведения занятий.

В синхронном режиме организуется не менее 30% учебного времени, предусмотренного образовательной программой учреждения, остальные учебного времени организуется в асинхронном режиме.

МОН рекомендует использовать смешанный подход, который может помочь учителю объединить преимущества синхронного и асинхронного режимов, обучение в режимах онлайн и офлайн. В результате, с одной стороны, ученики смогут придерживаться более или менее привычного для них расписания, а с другой - не будут перегружены онлайн-присутствием.

4. Какой должна быть продолжительность онлайн-уроков?

Опыт весеннего карантина и тех школ, где дистанционное обучение вводилось осенью прошлого года, показал (и это учтено в Методических рекомендациях МОН), что преподавание учебного материала во время сплошного видео урока продолжительностью 35-40 минут неэффективно, ведь ученик устает и перестает воспринимать информацию . Именно поэтому продолжительность онлайн-урока должна быть не более, чем обычный очный урок.

Существуют определенные требования, сколько времени дети всех возрастов могут непрерывно работать с техническими средствами во время урока, чтобы не наносить вред здоровью. Эти требования сформулированы, в частности, в новом санитарном регламенте:

  • для учащихся 1 классов - не более 10 минут;
  • для учащихся 2 - 4 классов - не более 15 минут;
  • для учащихся 5 - 7 классов - не более 20 минут;
  • для учащихся 8 - 9 классов - 20 - 25 минут.
  • При сдвоенных учебных занятиях для учащихся 10 - 11 (12) классов - не более 25 - 30 минут на первом учебном занятии и не более 15 - 20 минут на втором учебном занятии.

Также во время онлайн урока, когда дети неподвижно сидят у экрана, учитель должен не забывать о чередовании умственной активности с физической, предлагая ученикам подвижные и игры, проводя гимнастику для глаз.

В приложении 3 регламента можно ознакомиться с перечнем упражнений для профилактики зрительной и статической усталости.

 5. На каких платформах (сервисах) должно организовываться дистанционное обучение?

Электронные образовательные платформы, онлайн сервисы и инструменты, с помощью которых организуется образовательный процесс при дистанционном обучении, выбирает и утверждает педагогический совет учебного заведения. Рекомендуем педагогам выбирать для дистанционного обучения одну или две образовательные платформы. Это облегчит учащимся, учителям и родителям организацию обучения и пользования соответствующими электронными ресурсами.

Также мы уже неоднократно акцентировали внимание на полезности и удобства G Suite for Education (это Google Classroom, Google Meet и набор других инструментов) - бесплатного пакета облачного программного обеспечения цифровых инструментов от компании Google для организации дистанционного обучения.

Подпишитесь на email рассылку!

6. Учитель и / или директор школы отказывает в проведении онлайн обучения, мотивируя это тем, что у учителей старые телефоны и компьютеры или они вообще отсутствуют. Что делать?

Обратитесь письменно к директору школы и напомните, что основатель учебного заведения, согласно Положению, должен организовать система-техническое обеспечение дистанционного обучения в учебном заведении, а руководитель учреждения в пределах его полномочий может принимать решение о предоставлении педагогическим работникам персональных компьютеров во временное пользование .

Такое решение может приниматься, если карантин или другие чрезвычайные обстоятельства делают невозможным посещение учебного заведения и педагогический работник не может использовать для организации дистанционного обучения системотехническое обеспечения учебного заведения и одновременно у него отсутствует собственная компьютерная техника.

А если учитель и директор не реагируют на ваши просьбы и заявления - обратитесь в соответствующее управление образования. Также предлагаем обратиться к образовательному омбудсмену.

 7. Что делать, если отсутствуют онлайн уроки?

Первый шаг - это поговорить с классным руководителем или учителем, чтобы выяснить причины, почему не проводятся онлайн уроки. Если из-за того, что у учителя нет компьютерной техники или интернета, просим ознакомиться с предыдущим разъяснением (вопросы и ответ № 6). Если учитель отказывается от коммуникации, не объясняет причину, и ситуация с проведением онлайн уроков после разговора не изменилась - обратитесь к руководителю учебного заведения. А если директор не отреагировал на ваши просьбы и заявления - обратитесь в соответствующее управление (департамента, отдела) образования.

 8. Как будут оценивать учащихся во время дистанционного обучения?

Оценивания результатов обучения учащихся может осуществляться очно или дистанционно, в синхронном или асинхронном режиме с использованием информационно-коммуникационных технологий, в частности, видеоконференцсвязи и должно осуществляться с соблюдением требований академической доброчесности.Результаты оценки фиксируются в классных журналах (электронных или печатных).

Формирующее, текущее и итоговое оценивание результатов обучения, выбор форм, содержания и способа оценивания осуществляют педагогические работники учебного заведения. Учебное заведение имеет право определить собственные подходы к контролю и оценке результатов обучения учащихся, а также определить сроки проведения и оценки итоговых контрольных работ для учеников, не имеющих технической возможности пройти онлайн-обучения и оценки.

9. Как получить информацию об успеваемости ученика при дистанционном обучении?

Прежде всего родителям стоит поговорить со своим ребенком. Спросите, как проверяет и выставляет учитель оценки за выполненные работы. Если учитель использует для дистанционного обучения образовательные платформы, например, Google Classroom, он может выставлять там оценки все присланные работы. Попросите ребенка зайти на Google Classroom и показать, какие оценки и комментарии оставлял педагог. Если учитель проводит дистанционное обучение другими способами - обратитесь к классному руководителю с просьбой сообщить оценки ребенка.

Если в учебном заведении используется электронный журнал и дневник, в них выставляются оценки. Доступ к электронному дневнику должны иметь как ученики, так и родители.

 10. Правомерно ли, что учителя дают задания в вайбере, дети его выполняют, учитель проверяет и созванивается с теми, кто выполнил плохо?

Это не совсем правомерно. Ведь не менее 30% учебного времени должно организовываться в синхронном режиме. То есть учитель обязательно должен проводить онлайн-уроки, непосредственно взаимодействовать с учениками. Отправка задач в вайбер и их проверка - это лишь один небольшой элемент асинхронного режима дистанционного обучения. Учитель должен не просто давать ученику задачи и проверять их, но и объяснять учебный материал, делиться полезными учебными материалами для лучшего усвоения учащимися темы урока. Также педагог должен обращать внимание не только тем ученикам, которые выполняют задачи плохо, а всем ученикам без исключения. Ведь ученики, которые выполнили задание успешно, также требуют внимания учителя, его похвалы. Отсутствие коммуникации демотивирует учеников.

 11. Учитель не выходит на связь, дистанционное обучение не проводится. Что делать?

Если дистанционное обучение по определенному предмету не проводится - обратитесь к классному руководителю, чтобы выяснить причины. Если они вызваны отсутствием компьютерной техники или интернета, просим ознакомиться с предыдущим разъяснением (вопросы и ответ № 6). Если учитель продолжает не выходить на связь и не объясняет причину - обратитесь с заявлением к руководителю учебного заведения. Если сам руководитель учреждения не реагирует на ваше обращение - обратитесь в местное управление / департамента образования.

12. Сколько может длиться онлайн обучение перед компьютером (ноутбуком) или по телефону детей разного возраста? Должен ли быть перерыв при дистанционном обучении?

Конечно, перерыв должен быть. Если учитель проводит онлайн урок, он чередовать виды учебной деятельности, организуя во время урока гимнастику для глаз и для профилактики статической усталости. Новый Санитарный регламент определяет следующие требования, сколько времени дети всех возрастов могут непрерывно работать с техническими средствами во время урока:

  • для учащихся 1 классов - не более 10 минут;
  • для учащихся 2 - 4 классов - не более 15 минут;
  • для учащихся 5 - 7 классов - не более 20 минут;
  • для учащихся 8 - 9 классов - 20 - 25 минут.
  • При сдвоенных учебных занятиях для учащихся 10 - 11 (12) классов - не более 25 - 30 минут на первом учебном занятии и не более 15 - 20 минут на втором учебном занятии.

Также, когда учитель планирует нагрузки каждого урока, он должен учитывать, что самостоятельно ученик прорабатывает материал дольше, чем если бы он слушал объяснения учителя. Поэтому важно, чтобы учитель оптимизировал тематическое планирование, изымал несущественные фрагменты, комбинировал материал нескольких тем в одну.

Прорабатывая учебный материал и выполняя задания в асинхронном режиме, ученики при работе с техническими средствами и обучения в целом в любом случае обязательно должны делать перерывы и упражнения для профилактики зрительной и статической усталости. Эти упражнения приводятся в приложении 3 Санитарного регламента. Здесь важную роль уже играет саморегуляция учеников и родительский контроль.

 13.Какая специфика дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями?

При дистанционном обучении учащихся с особыми образовательными потребностями учитывается индивидуальная программа развития. В зависимости от особых потребностей может предусматриваться привлечения вспомогательных технологий дистанционного обучения (озвучивание данных с экрана, голосовой ввод текста, субтитры, клавиатуры со специальными возможностями и т.п.) с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов ребенка.

Образовательный процесс при дистанционном обучении лиц с особыми образовательными потребностями обеспечивается при участии ассистента учителя и / или ассистента ученика, проводятся дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развитию занятия с учетом индивидуальной программы.

Если ученики с особыми образовательными потребностями по состоянию здоровья, из-за отсутствия или ограниченного доступа к Интернету, технических средств обучения не могут принять участие в синхронном режиме - использовать доступные средства коммуникации: телефонная, почтовая связь и др.

Если во время чрезвычайных обстоятельств для лиц с особыми образовательными потребностями, ввиду нарушения или другие особенности их развития, не может быть проведено оценивание результатов обучения с использованием технологий дистанционного обучения, такую ​​оценку может осуществляться очно после завершения / ослабления карантина (в пределах учебного года или до начала нового учебного года).

14. В семье отсутствует ноутбук (современный телефон) и / или скоростной интернет. Как должно осуществляться дистанционное обучение?

Для учеников, которые не могут принять участие в синхронном режиме взаимодействия по уважительным причинам (состояние здоровья, отсутствие доступа или ограниченный доступ к сети Интернет и / или технических средств обучения, в частности детей из семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, многодетных, малообеспеченных семей и т.п.), учебное заведение обеспечивает использование других средств коммуникации, доступных для учащихся (телефонная, почтовая связь и т.д.).

Департамент образования и науки Киева выдал Рекомендации, в которых предлагает следующие способы решения проблемы для школ. Согласно этим рекомендациям, администрация учебных заведений:

  • совместно со Службой по делам детей и семьи обрабатывает информацию о детях, которые весной 2020 не были охвачены дистанционным обучением, и разрабатывает меры по привлечению таких учащихся к обучению с использованием дистанционных технологий в период ограничительных противоэпидемических мероприятий с 08 до 25 января 2021;
  • выявляет детей из социально незащищенных, многодетных семей и других, которые не имеют технических возможностей для занятий с использованием технологий дистанционного обучения дома, и обеспечивает таким ученикам организацию дистанционного обучения в период ограничительных противоэпидемических мероприятий с 08 до 25 января 2021 в школьных кабинетах по графику с соблюдением санитарных норм, предусмотренных Регламентом и постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 22 августа 2020 №50.

 15. Как перевести ребенка на дистанционное обучение не только во время локдауна, а на весь учебный год?

Дистанционная форма получения образования остается добровольной, то есть исключительно по желанию учеников и их родителей, и такую ​​возможность имеет любой ученик для реализации индивидуальной образовательной траектории.

Для того, чтобы перевести ребенка на дистанционную форму получения образования, один из родителей должен подать заявление руководителю учебного заведения в заведение образования, которое предоставляет услуги именно по дистанционной форме получения образования. Поскольку не во всех заведениях можно получать образование по дистанционной форме, узнать об этих учебные заведения можно в соответствующем управлении (департаменте) образования.

Если возникают обстоятельства, что объективно невозможно личное подачи заявления, можно подавать сканированную копию или фотокопию заявления любыми средствами связи (по факсу, электронной почте и т.п.). В заявлении должна быть информация о том, есть ли у ученика условия для дистанционного обучения в синхронном и асинхронном режимах, в частности, доступ к сети Интернет, персональный компьютер (с возможностью использования средств аудио-, видеоконференцсвязи).

Зачисление (перевод) на дистанционную форму получения образования осуществляется по приказу руководителя учреждения образования, как правило, к началу учебного года или семестра (триместра) обучения.

 16. Учитель не обладает современными технологиями и поэтому не проводит дистанционное обучение. Что делать?

В новых условиях, которые возникли из-за пандемии и трансформировали образование, владение цифровыми навыками, умение пользоваться технологиями дистанционного обучения - это уже требование, необходимость.

Педагогический работник обязан овладевать цифровые компетенции, потому что это требование времени. Учитель постоянно должен искать возможности для обучения (курсы, вебинары, пособия в различных форматах и ​​т.д.). Сейчас возможностей развивать свои цифровые навыки немало. Руководитель учебного заведения должен этому помочь. Поэтому обратитесь к классному руководителю и директору учебного заведения и объясните ситуацию. Хотя учитель уже давно должен был начать обучение по освоению технологий. А пока конкретный педагог учится, администрация заведения должна предложить альтернативные варианты проведения дистанционного обучения.

17. Во время дистанционного обучения учитель общается на русском языке, хотя язык обучения в нашей школе (классе) украинский. Что делать?

Обратиться к классному руководителю и сообщить об этом. Если обращение было безрезультатным - обратиться к руководителю учебного заведения. Ведь педагог, который проводит дистанционное обучение на русском, грубо нарушает требования статьи 7 Закона Украины "Об образовании", которая четко определяет, что языком образовательного процесса является государственный язык. Так же, стоит учитывать, что 16 января 2021 вступает в силу норма статьи 30 Закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», согласно которой, государственный язык обязателен к использованию. Если на школьном уровне решить проблему не удалось - обращайтесь в местное управление / департамента образования. Также с этим вопросом вы можете обратиться к образовательному и / или языковому омбудсмену.

 18. Можно ли ученику записывать онлайн урок с учительницей? Можно ли просить у учительницы записывать онлайн уроки и предоставлять к ним доступ родителям, потому что ребенок один дома и не может сама включить и настроить ноутбук?

Асинхронный режим обучения предполагает, что учитель может записать онлайн урок и предоставлять его ученикам для обработки. Если ученик хочет записать онлайн урок, он должен предупредить об этом учителя.

Стоит знать и строго соблюдать требования закона о том, что допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Запись урока является определенным сбором информации о лице. Но если во время онлайн урока осуществляются противоправные действия лицом, занимающим должность, связанную с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, должностных или служебных полномочий, запись допускаются без их разрешения при условии, что съемки направленные на защиту прав человека.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. Согласие лица на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку допускается (согласие по умолчанию), если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера.

Поэтому ученик и / или родители должны предупредить учителя о записи онлайн урока.

Подробнее о фото и видеофиксации во время образовательного процесса можно прочитать в наших разъяснениях на сайте образовательного омбудсмена.

19. Чем дистанционное обучение отличается от семейного обучения и экстерната?

Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном за опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, функционирующей на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Простыми словами, во время дистанционного образования учитель постоянно коммуницирует с учениками, проводит онлайн уроки, взаимодействует с учеником в асинхронном режиме.

Семейная (домашняя) форма получения образования - это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формальной (дошкольного, полного общего среднего) и / или неформального образования. Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценивания результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляются в соответствии с законодательством. То есть в семейной форме получения образования именно родители организуют образовательный процесс ребенка и несут ответственность за получение ребенком образования и уровень его знаний.

Экстернатная форма получения образования (экстернат) - это способ организации обучения соискателей образования, по которым образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценивания результатов обучения и присуждения образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством. То есть ученик изучает всю программу самостоятельно, освобождаясь от школьных занятий, но обязан подтверждать уровень своих знаний на определенном уровне образования.

 20. Ребенку трудно учиться дистанционно, не воспринимает информацию, теряется внимание. Что делать?

Дистанционное обучение является вызовом как для тех, кто учит, так и для учащихся. Длительное пребывание перед экранами гаджетов повышает усталость и расфокусирует внимание, ведь такая деятельность не свойственна детскому возрасту. Поэтому потеря внимательности во время урока может быть нормой.

При дистанционном обучении ребенка родителям прежде всего нужно понимать, что ребенок может не иметь никаких проблем с вниманием, а просто переутомляться от онлайн уроков, самостоятельной работы материала и постоянной работы с гаджетами. Поэтому эту проблему стоит решать с помощью организационных решений.

Мы подготовили для вас несколько советов о том, как помочь ребенку организовать учебный процесс дома:

1. Планируйте день и следите за соблюдением режима дня. Если в школе есть фиксированное расписание уроков, которые требуют включения в строго определенное время - распечатайте этот расклад, чтобы он был у ребенка перед глазами. Если в учебном заведении нет четкого расписания при дистанционном обучении - разработайте такой расклад для ребенка самостоятельно.

2. Выберите вместе с учеником одежду для "работы". Так называемый "дресс-код" поможет ребенку "войти в роль ученика" и сосредоточиться на работе.

3. Организуйте рабочее место. Оно должно хорошо освещаться (по возможности - дневным светом), быть удобным и оборудованным необходимой техникой.

4. Чередуйте периоды учебы и отдыха. Заметьте, мы привыкли отдыхать с использованием гаджетов, однако при дистанционном обучении такой отдых не является изменением деятельности: глаза не отдыхают от монитора, а мозг от обработки информации. Также помните о необходимости физической активности. Прогулки на свежем воздухе, танцы и зарядка во время перерывов станут помощниками для отдыха тела и психики ребенка.

5. Разработайте систему поощрений. Составьте вместе со своим ребенком своеобразный чек-лист поощрений за успехи в учебе. Не советуем мотивировать ученика финансовыми вознаграждениями. Лучше мотивировать впечатлениями: просмотром кино дома, чтением книг, прогулками в парк, посещением катка и тому подобное. Такой чек-лист можно нарисовать или создать в графическом редакторе и повесить в рабочем уголке.

6. Еще одной формой поддержки мотивации ребенка к обучению является постоянная фиксация успехов в учебе. Например, ученик получил высокую оценку за домашнее задание, внимательно выслушал новую тему от учительницы прочитал параграф с новым материалом: это надо обязательно отметить, создавая своеобразный "путь к успеху". Такое отслеживание родителями детских успехов поможет ребенку чувствовать свой прогресс и стремиться к большему.

Данные вопросы и ответы размещены на официальном сайте образовательного омбудсмена.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача