Укр Рус

Департамент образования Киева: предлагаем уменьшить нагрузку на выпускников

Департамент образования Киева: предлагаем уменьшить нагрузку на выпускников

Директор департамента образования и науки Киева Елена Фиданян отмечает, что столичным школам предлагается до конца апреля закончить обучение нового материала выпускниками, а в мае сосредоточиться на повторении определенных предметов в зависимости от профиля будущего обучения.

Об этом она написала для ZN,UA.

"Будто только вчера нас радовало 1-е сентября, а уже приближается завершение учебного года. Тревожно. Много неясного, и это постоянно побуждает нас двигаться в направлении совершенствования. Опять ждем решения о том, как будут сдавать выпускные экзамены (ГИА) наши одиннадцатиклассники.

Ну ладно, в прошлом году «зараза» была неожиданностью для всего мира, а в этом году? Что мы сделали за год, чтобы стало понятнее, как спасать образовательный процесс? И что еще нужно сделать?

Итак, что мы смогли сделать?

Подпишитесь на email рассылку!

Во-первых - усилили безопасность, разработали правила жизни в новых, ограниченных карантином условиях: научились усиленной гигиены и ношении масок; отработали систему санитарной обработки детских помещений; научились заходить в детские учреждения, пользуясь всеми имеющимися входами; ограничили доступ в помещения школ или садиков для посторонних и даже непостороннеих лиц; дважды переформатировали питание.

Во-вторых (хотя, наверное, должно быть «во-первых»): мы постоянно с колес совершенствуем, изменяем, шлифуем, индивидуализируем образовательный процесс. Не имея времени на примерку, глубокие дискуссии и аналитику. И получается, что во всей этой круговерти забывается: главное в образовании - правильно выстроенная система обучения. Забывается, что какие знания получит ребенок сегодня, такого врача, учителя, инженера... получит общество позже. И это не лозунги. Потеря знаний - это потеря поколений, потеря в развитии всего государства.

Режим работы этого учебного года напоминал танго: плавные спокойные движения с резкими поворотами и изгибами. Мы, как и все отрасли, продолжаем зависеть от эпидситуации в городе, от количества свободных коек в больницах... Такого я не помню за все годы своей работы в образовании.

Но что же нам удалось в образовательном процессе?

Каждое заведение разработало свою индивидуальную траекторию движения на разных уровнях эпидопасности. И здесь имеется в виду не город или страна в целом, а ежедневное положение вещей в отдельном саду или школе, в отдельном коллективе. Именно педагогическим коллективам пришлось принимать решения, брать ответственность за то, как их школа защитит детей и учителей, обеспечит обучение. НЕ кивать на чиновника, не ждать бумажки с подписью и печатью, а рассуждать и действовать. Кому-то это удалось лучше, кому-то - хуже.

Мы поняли, что дистанционка для малышей - это самообман взрослых. Не могут дети полноценно учиться, не имея прямого контакта с воспитателем / учителем. Кроме того, не все родители имеют возможность остаться с ребенком дома, если детское учреждение закрыто. Некоторые работают. Именно поэтому воспитанников садов и учащихся начальных классов переводим на дистанционку только при чрезвычайных обстоятельствах. Детские учреждения могут быть открыты даже в «красной» зоне. Но сейчас мы входим в жесткий локдаун и временно закроем и их.

Мы структурировали учебный год по другому принципу. Система обучения осталась семестровой, а вот акценты сместили, если быть более точными - усилили. Определили категории особого образовательного внимания по семестрам: в I семестре в особом фокусе внимания - новосозданные коллективы (1-й, 5-й, 10-й классы); во втором семестре - выпускники (4-й, 9-й, 11-й классы). Весь учебный год работали в разном формате: очно / смешано / дистанционно.

Научились делать непрерывным процесс обучения как в школьных стенах, так и за их пределами. Каждая школа определилась с э-ресурсом, который является базовым для работы в дистанционном формате. Наполняем копилки собственным опытом и опытом работы коллег. Продолжаем наращивать банк телеуроков. Теперь уже имеем их более 400 из 19 предметов. Еще не совсем успешно, и все же внедрили электронные журналы на уровне начальной школы. Это инструмент удаленного администрирования, возможность быстрого контакта с родителями учащихся. Понимаем, что без такого контакта образовательный процесс не произойдет. Нам как никогда нужны взаимопонимания и поддержка родителей, ведь сегодня в роли учеников оказались и дети, и родители, и учителя.

Все новое - забытое старое. Мы вспомнили об уроках Василия Сухомлинского на свежем воздухе. Немного видоизменили подход и активно в сентябре (пока было тепло) использовали уличное школьное пространство для проведения уроков. Планируем восстановить эту практику весной, как только потеплеет.

Вообще графики работы заведений изменились радикально. Они остались в рамках, определенных Санитарным регламентом, и первый урок уже часто не начинается в одно и то же время для всей школы - в 8:30. И продолжительность уроков теперь изменено. Оно значительно отличается: очное обучение - (обычно 45 минут, кроме первых классов), дистанционное - (от 15 до 25 минут). Часть предметов периодически интегрируется, часть - учащиеся отрабатывают через проектную деятельность. В ход пошли принципы модульного обучения.

Подпишитесь на email рассылку!

Мы поняли, что дистанционный режим обучения не предусматривает проведения всех уроков по расписанию под руководством учителя. Это может быть урок самостоятельной (или с группой одноклассников) работы над проектом. Или после объясненной педагогом темы урока (20 минут) - самостоятельное выполнение упражнений остальные 25 минут. Понятие урока видоизменилось, как его продолжительность, так и этапы. Нас больше не удивишь «перевернутым уроком». Все кружит вокруг ребенка и учителя с такой скоростью, что иногда хочется кричать о передышке. Главное - мотивировать ученика к самостоятельному обучению, желание учиться и добиваться результата, а учитель - всегда рядом, он ведет.

Каникулы мы тоже научились вводить по-разному: для учащихся начальных классов - в один период, для средней и старшей - в другой. Хорошо это? Нет. Удобно ли это и является ли тем изменением, которое стоит внедрить навсегда? Нет. Это временное требование. Реагирование на ситуацию для защиты и сохранения жизни людей.

В этом учебном году мы продумали и провели городской этап школьных олимпиад из 15 учебных предметов тоже дистанционно. Не всё сложилось так, как планировали. И начнем с того, что мы были вынуждены назвать эти знания соревнования иначе. Алгоритма проведения дистанционных предметных олимпиад государство не разработало. Поэтому, чтобы попробовать свой вариант, мы назвали их интеллектуальные соревнования учащихся «Эрудит-2021». Более 10,5 тысячи учащихся 7-11-х классов согласились принять в них участие. Школьники соревновались по физике, испанскому и английскому языках, офисных технологий, экономики, географии, биологии, экологии и математике. Больше всего зарегистрированных было на математику, украинский язык и литературу, биологию, английский язык. Особой организации требовали Интеллектуальные соревнования именно по этим предметам: участников из разных параллелей пришлось разводить не только во времени, даже в днях проведения, поскольку на английский язык, например, зарегистрировалось более 1800 учеников. Это тоже опыт, которым мы можем воспользоваться для разработки проекта проведения олимпиад (интеллектуальных соревнований) в дистанционном режиме.

Какие изменения мы предлагаем в конце учебного года?

Дать волю одиннадцатиклассникам. Речь идет не о разрешении пропускать или прогуливать уроки. Речь об академической свободе: свободе выбора собственной образовательной траектории в последний месяц обучения в школьных стенах. Как это? О чем это?

Мы предлагаем тем, кто сегодня к этому готов, ревизовать учебные программы и завершить изучение нового материала для выпускников 11-х классов к концу апреля. Уже много лет мы закрываем глаза на абсурдную ситуацию: по школьной программе, одиннадцатиклассники до конца учебного года должны осваивать определенные темы, изучать и повторять материал, а на самом деле уже в начале мая они сдают ВНО по всему изученному материалу.

Мы предлагаем провести учебный процесс в мае по принципу образовательного трансформера, разбив выпускников не по классам, а по группам, с учетом выбранного ими профиля дальнейшего обучения уже за пределами родной школы; дни перед ВНО превратить в дни предметного погружения (когда-то это называлось консультациями перед экзаменом).

Вы спросите: что же здесь нового или удивительного? Почти ничего, кроме того, что мы с вами имеем реальную возможность в мае уменьшить для учащихся количество предметов для изучения учитывая индивидуальную потребность каждого из них для завершения обучения в школе (получение свидетельства) и максимального повышения шансов поступления в выбранный выпускником учреждения высшего образования (ВНО). Сегодня недельная нагрузка на выпускника составляет до 36 часов в неделю (помним, что у взрослых оно 40 часов). При организации школьного учебного трансформера реально уменьшить нагрузку на школьника до 12 часов, которые являются для него приоритетными, сохраняя при этом учительские нагрузки и заработную плату по тарификации.

Конечно, такие изменения стоило ввести на всю последнюю четверть. Мы откровенно говорили об этом с директорами столичных школ. В Киеве есть коллективы, которые еще до COVID-19 занялись разработкой собственной школьной модели обучения выпускников. Успешно практикуют ее уже не один год. После бурных обсуждений решили, что начнем пошагово - попытаются лишь те, кто уверен, что это посильно для педагогических коллективов.

Подпишитесь на email рассылку!

Условия дистанционного режима обучения наталкивают на мысль, что нам безумно не хватает 12-го года обучения. Должны хотя бы попробовать и сравнить знания результаты. Без лишнего крика, популизма. Мы должны спасать свое будущее. Оно в руках тех, кто сегодня учится в средней школе. Именно им грозит системное накопление НЕзнаний, если мы, взрослые, не объединим свои усилия для будущего нашего общества.

COVID-19 продолжает испытывать нас и учить. Он дает нам в руки новые педагогические инструменты, некоторые из которых навсегда войдут в наши образовательные жизни, меняя наше учительское сознание, шлифуя наше мастерство, развивая каждого из нас как личность. Он не отступает, а значит изменения неизбежны. Не надо сидеть и ждать. Уверена: гораздо интереснее крутиться в водовороте событий, изменять и изменяться.

Здоровья нам всем!"

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача