Директор департамента образования и науки Киева Елена Фиданян отмечает, что столичным школам предлагается до конца апреля закончить обучение нового материала выпускниками, а в мае сосредоточиться на повторении определенных предметов в зависимости от профиля будущего обучения.
Об этом она написала для ZN,UA.
"Будто только вчера нас радовало 1-е сентября, а уже приближается завершение учебного года. Тревожно. Много неясного, и это постоянно побуждает нас двигаться в направлении совершенствования. Опять ждем решения о том, как будут сдавать выпускные экзамены (ГИА) наши одиннадцатиклассники.
Ну ладно, в прошлом году «зараза» была неожиданностью для всего мира, а в этом году? Что мы сделали за год, чтобы стало понятнее, как спасать образовательный процесс? И что еще нужно сделать?
Итак, что мы смогли сделать?
Во-первых - усилили безопасность, разработали правила жизни в новых, ограниченных карантином условиях: научились усиленной гигиены и ношении масок; отработали систему санитарной обработки детских помещений; научились заходить в детские учреждения, пользуясь всеми имеющимися входами; ограничили доступ в помещения школ или садиков для посторонних и даже непостороннеих лиц; дважды переформатировали питание.
Во-вторых (хотя, наверное, должно быть «во-первых»): мы постоянно с колес совершенствуем, изменяем, шлифуем, индивидуализируем образовательный процесс. Не имея времени на примерку, глубокие дискуссии и аналитику. И получается, что во всей этой круговерти забывается: главное в образовании - правильно выстроенная система обучения. Забывается, что какие знания получит ребенок сегодня, такого врача, учителя, инженера... получит общество позже. И это не лозунги. Потеря знаний - это потеря поколений, потеря в развитии всего государства.
Режим работы этого учебного года напоминал танго: плавные спокойные движения с резкими поворотами и изгибами. Мы, как и все отрасли, продолжаем зависеть от эпидситуации в городе, от количества свободных коек в больницах... Такого я не помню за все годы своей работы в образовании.
Но что же нам удалось в образовательном процессе?
Каждое заведение разработало свою индивидуальную траекторию движения на разных уровнях эпидопасности. И здесь имеется в виду не город или страна в целом, а ежедневное положение вещей в отдельном саду или школе, в отдельном коллективе. Именно педагогическим коллективам пришлось принимать решения, брать ответственность за то, как их школа защитит детей и учителей, обеспечит обучение. НЕ кивать на чиновника, не ждать бумажки с подписью и печатью, а рассуждать и действовать. Кому-то это удалось лучше, кому-то - хуже.
Мы поняли, что дистанционка для малышей - это самообман взрослых. Не могут дети полноценно учиться, не имея прямого контакта с воспитателем / учителем. Кроме того, не все родители имеют возможность остаться с ребенком дома, если детское учреждение закрыто. Некоторые работают. Именно поэтому воспитанников садов и учащихся начальных классов переводим на дистанционку только при чрезвычайных обстоятельствах. Детские учреждения могут быть открыты даже в «красной» зоне. Но сейчас мы входим в жесткий локдаун и временно закроем и их.
Мы структурировали учебный год по другому принципу. Система обучения осталась семестровой, а вот акценты сместили, если быть более точными - усилили. Определили категории особого образовательного внимания по семестрам: в I семестре в особом фокусе внимания - новосозданные коллективы (1-й, 5-й, 10-й классы); во втором семестре - выпускники (4-й, 9-й, 11-й классы). Весь учебный год работали в разном формате: очно / смешано / дистанционно.
Научились делать непрерывным процесс обучения как в школьных стенах, так и за их пределами. Каждая школа определилась с э-ресурсом, который является базовым для работы в дистанционном формате. Наполняем копилки собственным опытом и опытом работы коллег. Продолжаем наращивать банк телеуроков. Теперь уже имеем их более 400 из 19 предметов. Еще не совсем успешно, и все же внедрили электронные журналы на уровне начальной школы. Это инструмент удаленного администрирования, возможность быстрого контакта с родителями учащихся. Понимаем, что без такого контакта образовательный процесс не произойдет. Нам как никогда нужны взаимопонимания и поддержка родителей, ведь сегодня в роли учеников оказались и дети, и родители, и учителя.
Все новое - забытое старое. Мы вспомнили об уроках Василия Сухомлинского на свежем воздухе. Немного видоизменили подход и активно в сентябре (пока было тепло) использовали уличное школьное пространство для проведения уроков. Планируем восстановить эту практику весной, как только потеплеет.
Вообще графики работы заведений изменились радикально. Они остались в рамках, определенных Санитарным регламентом, и первый урок уже часто не начинается в одно и то же время для всей школы - в 8:30. И продолжительность уроков теперь изменено. Оно значительно отличается: очное обучение - (обычно 45 минут, кроме первых классов), дистанционное - (от 15 до 25 минут). Часть предметов периодически интегрируется, часть - учащиеся отрабатывают через проектную деятельность. В ход пошли принципы модульного обучения.
Мы поняли, что дистанционный режим обучения не предусматривает проведения всех уроков по расписанию под руководством учителя. Это может быть урок самостоятельной (или с группой одноклассников) работы над проектом. Или после объясненной педагогом темы урока (20 минут) - самостоятельное выполнение упражнений остальные 25 минут. Понятие урока видоизменилось, как его продолжительность, так и этапы. Нас больше не удивишь «перевернутым уроком». Все кружит вокруг ребенка и учителя с такой скоростью, что иногда хочется кричать о передышке. Главное - мотивировать ученика к самостоятельному обучению, желание учиться и добиваться результата, а учитель - всегда рядом, он ведет.
Каникулы мы тоже научились вводить по-разному: для учащихся начальных классов - в один период, для средней и старшей - в другой. Хорошо это? Нет. Удобно ли это и является ли тем изменением, которое стоит внедрить навсегда? Нет. Это временное требование. Реагирование на ситуацию для защиты и сохранения жизни людей.
В этом учебном году мы продумали и провели городской этап школьных олимпиад из 15 учебных предметов тоже дистанционно. Не всё сложилось так, как планировали. И начнем с того, что мы были вынуждены назвать эти знания соревнования иначе. Алгоритма проведения дистанционных предметных олимпиад государство не разработало. Поэтому, чтобы попробовать свой вариант, мы назвали их интеллектуальные соревнования учащихся «Эрудит-2021». Более 10,5 тысячи учащихся 7-11-х классов согласились принять в них участие. Школьники соревновались по физике, испанскому и английскому языках, офисных технологий, экономики, географии, биологии, экологии и математике. Больше всего зарегистрированных было на математику, украинский язык и литературу, биологию, английский язык. Особой организации требовали Интеллектуальные соревнования именно по этим предметам: участников из разных параллелей пришлось разводить не только во времени, даже в днях проведения, поскольку на английский язык, например, зарегистрировалось более 1800 учеников. Это тоже опыт, которым мы можем воспользоваться для разработки проекта проведения олимпиад (интеллектуальных соревнований) в дистанционном режиме.
Какие изменения мы предлагаем в конце учебного года?
Дать волю одиннадцатиклассникам. Речь идет не о разрешении пропускать или прогуливать уроки. Речь об академической свободе: свободе выбора собственной образовательной траектории в последний месяц обучения в школьных стенах. Как это? О чем это?
Мы предлагаем тем, кто сегодня к этому готов, ревизовать учебные программы и завершить изучение нового материала для выпускников 11-х классов к концу апреля. Уже много лет мы закрываем глаза на абсурдную ситуацию: по школьной программе, одиннадцатиклассники до конца учебного года должны осваивать определенные темы, изучать и повторять материал, а на самом деле уже в начале мая они сдают ВНО по всему изученному материалу.
Мы предлагаем провести учебный процесс в мае по принципу образовательного трансформера, разбив выпускников не по классам, а по группам, с учетом выбранного ими профиля дальнейшего обучения уже за пределами родной школы; дни перед ВНО превратить в дни предметного погружения (когда-то это называлось консультациями перед экзаменом).
Вы спросите: что же здесь нового или удивительного? Почти ничего, кроме того, что мы с вами имеем реальную возможность в мае уменьшить для учащихся количество предметов для изучения учитывая индивидуальную потребность каждого из них для завершения обучения в школе (получение свидетельства) и максимального повышения шансов поступления в выбранный выпускником учреждения высшего образования (ВНО). Сегодня недельная нагрузка на выпускника составляет до 36 часов в неделю (помним, что у взрослых оно 40 часов). При организации школьного учебного трансформера реально уменьшить нагрузку на школьника до 12 часов, которые являются для него приоритетными, сохраняя при этом учительские нагрузки и заработную плату по тарификации.
Конечно, такие изменения стоило ввести на всю последнюю четверть. Мы откровенно говорили об этом с директорами столичных школ. В Киеве есть коллективы, которые еще до COVID-19 занялись разработкой собственной школьной модели обучения выпускников. Успешно практикуют ее уже не один год. После бурных обсуждений решили, что начнем пошагово - попытаются лишь те, кто уверен, что это посильно для педагогических коллективов.
Условия дистанционного режима обучения наталкивают на мысль, что нам безумно не хватает 12-го года обучения. Должны хотя бы попробовать и сравнить знания результаты. Без лишнего крика, популизма. Мы должны спасать свое будущее. Оно в руках тех, кто сегодня учится в средней школе. Именно им грозит системное накопление НЕзнаний, если мы, взрослые, не объединим свои усилия для будущего нашего общества.
COVID-19 продолжает испытывать нас и учить. Он дает нам в руки новые педагогические инструменты, некоторые из которых навсегда войдут в наши образовательные жизни, меняя наше учительское сознание, шлифуя наше мастерство, развивая каждого из нас как личность. Он не отступает, а значит изменения неизбежны. Не надо сидеть и ждать. Уверена: гораздо интереснее крутиться в водовороте событий, изменять и изменяться.
Здоровья нам всем!"
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом