Укр Рус

Четыре вызова дистанционного обучения. Что стоит изменить уже сейчас - Анна Уварова

Четыре вызова дистанционного обучения. Что стоит изменить уже сейчас - Анна Уварова

Дистанционное обучение не только выявило «скелеты в шкафу» современной украинской школы, но и показало, на что стоит направлять энергию.

Более 2 месяцев Украина на карантине, а украинские школы практикуют дистанционное обучение. Несмотря на то, что одно- или двухнедельные карантины — обычное явление для педагогов, нынешняя ситуация стала сложным вызовом для всех участников учебного процесса.

Директора учатся принимать быстрые и самостоятельные решения, координировать и налаживать все процессы в онлайн-режиме. Кроме того, им необходимо построить эффективную коммуникацию со всей командой и внешними стейкхолдерами.

Учителям, как минимум, нужно переформатировать учебную программу, модель оценки и подходы преподавания в онлайн-режиме. Для тех, кто не слишком активно осваивал новые технологии до карантина, еще большим вызовом стала необходимость быстро изучить базовые диджитал-инструменты дистанционного образования.

В большинстве случаев, как первые, так и вторые выполняют не только образовательную, но и родительскую роль. Поэтому грань между работой и бытом почти стирается.

Ученики собирают волю в кулак, чтобы часами высиживать перед монитором гаджета. Активно занимаются самостоятельным изучением материала и осваивают все инструменты и программы, которые необходимы для работы в дистанционном режиме. Есть и те, кто полностью выпадает из учебного процесса по личным причинам или из-за отсутствия доступа к технике.

Тем временем в социальных сетях родители шутят, что итоговые оценки ребенка станут достижением или провалом всей семьи. В конце концов, такая ирония помогает более спокойно относиться к ситуации, ведь одновременно работать, координировать обучение детей и делать домашние дела — задача не из простых.

У каждого из участников образовательного процесса есть свои вызовы, однако все одинаково сталкиваются с перегруженностью, стрессом, нехваткой технических средств и неопределенностью. Дистанционное обучение не только выявило «скелеты в шкафу» современной украинской школы, но и показало, на что стоит направлять энергию после карантина и что стоит усилить уже сейчас.

Автономия школ. Юридически школы имеют управленческую и педагогическую автономию с 2017 года, но фактически у большинства школ остается привычка ожидать инструкций Министерства образования и науки. Яркой ситуацией, которая наглядно иллюстрирует этот тезис, была неопределенность директоров, нужно ли ходить учителям в школу после объявления карантина. Достаточно большое количество учителей продолжало посещать учебное заведение в течение первой недели карантина, ведь директора ожидали решения «сверху». Причиной являются как недостаточные знания законодательства, своих прав и свобод среди педагогов, так и отсутствие поддержки, которая дает уверенность в действиях. Чтобы улучшить ситуацию, стоит добавить в образовательные программы для директоров школ изучение законодательных аспектов автономии, наладить взаимодействие между директорами различных регионов, создать сообщество директоров (ведь благодаря обмену опытом и поддержке растет уверенность), проводить информационные кампании по распространению успешного опыта внедрения автономии школ из разных уголков страны.

Организационная культура. Перегруженность учеников домашними заданиями, обучение через Viber, отсутствие единой общей системы онлайн-обучения, осложненная коммуникация с родителями свидетельствуют о том, что в школах часто не выстроена эффективная система взаимодействия как между членами команды, так и с внешними стейкхолдерами. Нет устоявшейся системы в принятии решений и прозрачности предоставления информации, низкий уровень делегирования. Инициатором перестройки организационной структуры в школе должен быть директор, который обладает нужными знаниями и навыками и может в дальнейшем обучать свою команду. То есть справиться с этим вызовом можно на уровне школы при условии, что руководитель обладает соответствующими компетенциями и свободой действий. Но, к сожалению, действующий формат обучения самых директоров школ не предусматривает изучение таких тем как построение организационной культуры и структуры, описание и оптимизация процессов, налаживание внутренних и внешних коммуникаций. Все эти блоки следует рассматривать как с позиции оффлайн работы, так и с позиции онлайна. Хорошие результаты дает обучение в действии, подкрепленное поддержкой ментора, когда полученные знания сразу используют в работе, а ментор еженедельно анализирует с директором его работу.

Непонимание департаментами образования своей роли. Сейчас департаменты образования имеют сервисную функцию и в такой сложный период для школы должны поддерживать и помогать директорам и учителям. Однако на практике нередки случаи, когда департаменты образования усиливают контроль, организуют проверки, требуют составлять административный план работы и тому подобное. Работая со школами в общинах, я и в карантин часто сталкивалась с ситуацией, когда департаменты образования не перешли на сервисную функцию, а продолжают быть органом контроля. На мой взгляд, это связано со страхом полного закрытия этого органа в ближайшем будущем (хотя пока для этого нет объективных причин), а также с непониманием, как эффективно перейти к сервисной функции. Ведь для тех, кто работал в департаменте образования еще в старые времена — это очень резкое изменение ментальных установок, а для новосозданных департаментов образования — незнакомая территория, где функции описаны только законом, который не все понимают. Выходом из этой ситуации являются образовательные программы для руководителей департаментов образования в разных форматах — от онлайн-курсов до повышения квалификации, краткосрочные курсы и т. п., ведь сейчас актуальных учебных программ, к сожалению, нет.

Техника, с которой работают. Здесь есть 2 вызова. Во-первых, доступ к технике и Интернету. Недавнее исследование Про.Свiт показало, что около 20% учителей в малых населенных пунктах не имеют никаких гаджетов, и около 10% не имеют доступа к интернету. Улучшить эту ситуацию может продолжение и ускорение практики обеспечения учителей новой украинской школы рабочими ноутбуками из субвенции и распространение ее на всех педагогических работников. Во-вторых, это знание и навык использования онлайн-инструментов для обучения. Школы самостоятельно сформировали свои внутренние центры обучения онлайн инструментам, к чему привлекли учителей информатики и более опытных коллег. Но, к сожалению, этого не достаточно и не все школы имеют таких специалистов, поэтому важно, чтобы в ближайшее время в первую очередь в Институте последипломного педагогического образования (ведь это наиболее доступное обучение для учителей сейчас) появились дополнительные курсы для обучения онлайн, которые будут охватывать все виды работы: изучение теоретических аспектов, групповая работа, рефлексия, контроль знаний, занятость и т. д. Также важным аспектом должно быть расширение использования различных видов гаджетов, а именно собственных смартфонов и планшетов. Ведь доступ к ноутбукам и компьютерам есть не у всех, тогда как более или менее работающий сенсорный телефон вполне может быть в пользовании учителя и ученика или их родственников.

Карантин — это большая возможность для украинских педагогов и управленцев увидеть, на чем стоит сфокусироваться. Со стратегической точки зрения, наиболее важным фокусом является формирование реальной автономии школ через изменение системы образования и подготовку директоров школ. Не имеет смысла требовать от директоров самостоятельности, когда их образование строится на роли «хозяйственника», который постоянно «тушит пожары» по инструкции или занимается микроменеджментом. Любая руководящая должность требует от человека наличия лидерских качеств, умения взаимодействовать с командой, критически и стратегически мыслить и формировать видение организации. В этом ключе компетенции и возможности директора школы ничем не отличается от руководителя бизнеса или общественной организации. Вопрос лишь в том, когда мы начнем воспринимать директоров как образовательных управленцев и каким образом они будут приобретать необходимые компетенции?

Анна Уварова

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Customer Type