Укр Рус

Почему украинцам стоит учиться за границей - Александр Тарченко

Почему украинцам стоит учиться за границей - Александр Тарченко

"У нас учитель требует правильного ответа, а на западе - собственного видения" или почему украинцам стоит учиться за границей.

По данным аналитического центра CEDOS, динамика количества украинских студентов в иностранных вузах с 2009 по 2018 составила 17,6%. Самые актуальные специальности, которые выбирают украинские студенты - это инжиниринг (automotive, electrical, mechanical) и услуги (supply chain management), Game design, animation and film studies. Среди наиболее желаемых стран для обучения - Польша, Германия, Канада, Нидерланды, Италия, Чехия и США.

Большинство тех, кто слышит об этом, начинает бить тревогу. Но так делать не стоит. Образование за рубежом - это огромные возможности для Украины получить квалифицированных специалистов европейского уровня. Это, по сути, трансфер знаний, опыта и технологий. Главное, чтобы у студентов были условия и желание вернуться.

То, что выпускники предпочитают образование за рубежом, говорит, в первую очередь, не о том, что отечественные вузы плохие, сколько о платежеспособности родителей. Возможность дать ребенку лучшее образование за рубежом - это лакмусовая бумажка, которая показывает, что с украинской экономикой не все так плохо. Доходы населения растут, и родители готовы платить за качественное обучение своих детей больше.
С другой стороны, все понимают, что детей следует учить здесь и сейчас, потому что от этого зависит наше будущее. А образовательные стандарты Украины - нет, не ниже, не угадали. Не так пластичны.

Образование на Западе больше адаптируется к требованиям времени. Вы уже, наверное, встречали статьи о том, какие профессии исчезнут, а какие появятся в ближайшем будущем. Так вот - в Украине на это еще нет ни одного фидбэка от образования. А за рубежом уже есть.

Вузы в Европе в США пытаются быстро реагировать на изменения в мировой экономике и рыночном ландшафте и предлагают соответствующие варианты специальностей и спецкурсов. Например, свежие связанные с блокчейном и криптовалютой.

Кроме того, западное образование добавляет новые подходы к обучению, инновационные методы и способы преподавания, регулярно меняют программы, тогда как у нас есть еще курсы советского образца (подчеркиваю, они не плохие - просто не актуальны!). За рубежом другая коммуникация внутри учебных заведений и тесное взаимодействие вузов с реальным бизнесом - потенциальными работодателями - там тоже хорошо налажена.

В большинстве зарубежных учебных заведений преподаватели - это, чаще всего, практики, которые имеют свой бизнес, так происходит обмен опытом, диалог между теорией и практикой. Практикуется более прикладное обучение со стажировками, включенностью в ту область, в которой происходит обучение. Студенты в образовательных лабораториях вместе с профессорами / кураторами реализуют определенные проекты, получают рабочий опыт еще за обучение. Система построена так, что они сами хотят включаться в работу в той индустрии, где они учатся. Они волонтеров, практикуют, стажируются в компаниях. Поэтому на момент окончания вуза у них, помимо теоретических дипломов, есть практические навыки, свои проекты, разработки и рекомендации.

Но начнем с того, что образование за рубежом - это, в первую очередь, забота родителей. Их роль - не стрессировать ребенка, а заинтересовать перспективами от учебы вообще и обучения за рубежом в частности. С другой стороны, дети сейчас значительно активнее, чем были, допустим, лет 10 назад, они быстро включаются в процесс подбора обучения.

Если вы думаете, что подготовить ребенка к обучению за рубежом можно за несколько месяцев - будьте готовы к слезам и нервным срывам. Поэтому этот путь я бы советовал разделить на этапы:

  • До 10 лет следует сосредоточиться на изучении языков, программе по развитию кругозора.
  • От 10 - это фокусировка на школьных поездках за границу, культурных экскурсиях. Кстати, о программах изучения языков, можно обращаться в агентство. Их спектр услуг позволяет специализировать программу изучения в соответствии с интересами ребенка - фильммейкинг, спорт, арт, бизнес и тому подобное.
  • С 12-13 возможны индивидуальные поездки за границу сугубо академические или по интересам. Здесь возможны различные варианты: или интенсив по погружению в среду, проживанием в семье преподавателя, или экскурсии.
  • С 16-17 речь идет уже о выборе профессии и подготовке. В частности, есть профориентация, курсы подготовки к экзаменам, подготовительные программы на базе иностранных вузов, происходят летом. Там можно уже почувствовать, как будет происходить учебный процесс в том или ином вузе, познакомить с преподавателями.

В процессе сопровождения семьи по выбору направления, страны, вуза и дальнейшего, условно говоря, стиля жизни ребенка, агентство выступает в роли личного образовательного консьержа, так называемого chief education officer для семьи на эти годы. А еще - коммуникатором в «трехсторонний группе» - родители - дети - вуз. Наша роль - это еще и фасилитация. Особенно, когда мы видим, что конфликт в семье по поводу выбора программ или интенсивности обучения, подбора страны или специальности. На определенных этапах мы приглашаем психолога, консультантов по профориентации, чтобы выбор был успешен и все остались довольны. Больше об этом мы рассказываем на форумах «Образование за рубежом и профессии будущего». 

По специальностям, то в середине двухтысячных все хотели стать финансистами или юристами, сейчас детей интересуют специальности, больше связанные с маркетингом, дизайном. Все чаще будущие студенты выбирают достаточно узкие направления - мода и дизайн, инженерия, ветеринария и тому подобное.
Зарубежные вузы с удовольствием принимают украинских студентов, потому что в большинстве они старательны, хорошо подготовленные, мотивированные и успешные в учебе. Приятно встречать со временем наших выпускников, которые работают, например, в PricewaterhouseCoopers, а еще приятнее - в крупных украинских компаниях или собственных стартапах.

Если говорить о плюсах / минусах - очень ценно то, что студент сразу попадает в международное комьюнити, где у него меняется, расширяется кругозор, появляются друзья и знакомые, которые могут перспективе, например, партнерами по бизнесу. Среди рисков - это, конечно, вопросы, связанные с адаптацией в новом, достаточно непростом среде. Но с другой стороны - это челлендж для прокачки коммуникационных навыков: не стесняться спрашивать и не бояться ошибиться.
Я бы не назвал это рисками - скорее страхи или ограничения на каких-то определенных этапах, которые можно со временем превратить в свои сильные стороны. Мы также сопровождаем на этом этапе семью и даем поддержку студенту.
Больше всего трудностей и у студентов, и у родителей вызывает разность образовательных систем здесь и за рубежом - и по подходам, и по форме. Достаточно неожиданным проблемой, например, стало написание эссе и мотивационных писем. Потому что это требует изложения собственного мнения, а у нас этому не учат. Нет такой традиции и наша образовательная система не построена так, чтобы дети учились выражать свое мнение. У нас учитель требует правильного ответа, а за границей важно, чтобы ты обдумал проблему и показал свое видение.

Я уверен: лучшее, что могут сделать родители - это дать своему ребенку качественное образование, открыть доступ к различным возможностям и помочь найти себя. И пока обучение за рубежом является оптимальным образовательным решением для реализации этой задачи, надо учиться и возвращаться в Украину для развития сильного и богатого государства.

Александр Тарченко

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача