"У нас учитель требует правильного ответа, а на западе - собственного видения" или почему украинцам стоит учиться за границей.
По данным аналитического центра CEDOS, динамика количества украинских студентов в иностранных вузах с 2009 по 2018 составила 17,6%. Самые актуальные специальности, которые выбирают украинские студенты - это инжиниринг (automotive, electrical, mechanical) и услуги (supply chain management), Game design, animation and film studies. Среди наиболее желаемых стран для обучения - Польша, Германия, Канада, Нидерланды, Италия, Чехия и США.
Большинство тех, кто слышит об этом, начинает бить тревогу. Но так делать не стоит. Образование за рубежом - это огромные возможности для Украины получить квалифицированных специалистов европейского уровня. Это, по сути, трансфер знаний, опыта и технологий. Главное, чтобы у студентов были условия и желание вернуться.
То, что выпускники предпочитают образование за рубежом, говорит, в первую очередь, не о том, что отечественные вузы плохие, сколько о платежеспособности родителей. Возможность дать ребенку лучшее образование за рубежом - это лакмусовая бумажка, которая показывает, что с украинской экономикой не все так плохо. Доходы населения растут, и родители готовы платить за качественное обучение своих детей больше.
С другой стороны, все понимают, что детей следует учить здесь и сейчас, потому что от этого зависит наше будущее. А образовательные стандарты Украины - нет, не ниже, не угадали. Не так пластичны.
Образование на Западе больше адаптируется к требованиям времени. Вы уже, наверное, встречали статьи о том, какие профессии исчезнут, а какие появятся в ближайшем будущем. Так вот - в Украине на это еще нет ни одного фидбэка от образования. А за рубежом уже есть.
Вузы в Европе в США пытаются быстро реагировать на изменения в мировой экономике и рыночном ландшафте и предлагают соответствующие варианты специальностей и спецкурсов. Например, свежие связанные с блокчейном и криптовалютой.
Кроме того, западное образование добавляет новые подходы к обучению, инновационные методы и способы преподавания, регулярно меняют программы, тогда как у нас есть еще курсы советского образца (подчеркиваю, они не плохие - просто не актуальны!). За рубежом другая коммуникация внутри учебных заведений и тесное взаимодействие вузов с реальным бизнесом - потенциальными работодателями - там тоже хорошо налажена.
В большинстве зарубежных учебных заведений преподаватели - это, чаще всего, практики, которые имеют свой бизнес, так происходит обмен опытом, диалог между теорией и практикой. Практикуется более прикладное обучение со стажировками, включенностью в ту область, в которой происходит обучение. Студенты в образовательных лабораториях вместе с профессорами / кураторами реализуют определенные проекты, получают рабочий опыт еще за обучение. Система построена так, что они сами хотят включаться в работу в той индустрии, где они учатся. Они волонтеров, практикуют, стажируются в компаниях. Поэтому на момент окончания вуза у них, помимо теоретических дипломов, есть практические навыки, свои проекты, разработки и рекомендации.
Но начнем с того, что образование за рубежом - это, в первую очередь, забота родителей. Их роль - не стрессировать ребенка, а заинтересовать перспективами от учебы вообще и обучения за рубежом в частности. С другой стороны, дети сейчас значительно активнее, чем были, допустим, лет 10 назад, они быстро включаются в процесс подбора обучения.
Если вы думаете, что подготовить ребенка к обучению за рубежом можно за несколько месяцев - будьте готовы к слезам и нервным срывам. Поэтому этот путь я бы советовал разделить на этапы:
В процессе сопровождения семьи по выбору направления, страны, вуза и дальнейшего, условно говоря, стиля жизни ребенка, агентство выступает в роли личного образовательного консьержа, так называемого chief education officer для семьи на эти годы. А еще - коммуникатором в «трехсторонний группе» - родители - дети - вуз. Наша роль - это еще и фасилитация. Особенно, когда мы видим, что конфликт в семье по поводу выбора программ или интенсивности обучения, подбора страны или специальности. На определенных этапах мы приглашаем психолога, консультантов по профориентации, чтобы выбор был успешен и все остались довольны. Больше об этом мы рассказываем на форумах «Образование за рубежом и профессии будущего».
По специальностям, то в середине двухтысячных все хотели стать финансистами или юристами, сейчас детей интересуют специальности, больше связанные с маркетингом, дизайном. Все чаще будущие студенты выбирают достаточно узкие направления - мода и дизайн, инженерия, ветеринария и тому подобное.
Зарубежные вузы с удовольствием принимают украинских студентов, потому что в большинстве они старательны, хорошо подготовленные, мотивированные и успешные в учебе. Приятно встречать со временем наших выпускников, которые работают, например, в PricewaterhouseCoopers, а еще приятнее - в крупных украинских компаниях или собственных стартапах.
Если говорить о плюсах / минусах - очень ценно то, что студент сразу попадает в международное комьюнити, где у него меняется, расширяется кругозор, появляются друзья и знакомые, которые могут перспективе, например, партнерами по бизнесу. Среди рисков - это, конечно, вопросы, связанные с адаптацией в новом, достаточно непростом среде. Но с другой стороны - это челлендж для прокачки коммуникационных навыков: не стесняться спрашивать и не бояться ошибиться.
Я бы не назвал это рисками - скорее страхи или ограничения на каких-то определенных этапах, которые можно со временем превратить в свои сильные стороны. Мы также сопровождаем на этом этапе семью и даем поддержку студенту.
Больше всего трудностей и у студентов, и у родителей вызывает разность образовательных систем здесь и за рубежом - и по подходам, и по форме. Достаточно неожиданным проблемой, например, стало написание эссе и мотивационных писем. Потому что это требует изложения собственного мнения, а у нас этому не учат. Нет такой традиции и наша образовательная система не построена так, чтобы дети учились выражать свое мнение. У нас учитель требует правильного ответа, а за границей важно, чтобы ты обдумал проблему и показал свое видение.
Я уверен: лучшее, что могут сделать родители - это дать своему ребенку качественное образование, открыть доступ к различным возможностям и помочь найти себя. И пока обучение за рубежом является оптимальным образовательным решением для реализации этой задачи, надо учиться и возвращаться в Украину для развития сильного и богатого государства.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом