Укр Рус

Почему ученики плохо знают математику?

Почему ученики плохо знают математику?

Результаты внешнего независимого оценивания по математике показали, что порог «сдал / не сдал» не преодолели 31% участников. Также исследования PISA показали, что 36% подростков не имеют базового уровня знаний по этому предмету.

Издание Лига.Life разобралось, почему дети плохо дружат с царицей наук.

Екатерина Терлецкая - заведующая лабораторией прикладной математики Малой академии наук Украины, старший научный сотрудник Института проблем математических машин и систем НАН Украины, доктор физико-математических наук. Преподает в университетах и ​​занимается наукой.

Говорит: что происходит со школьной математикой, не знала, пока у ее детей не начались проблемы с этим предметом.

"Однажды, когда мой старшый ребенок был в третьем классе и решал задачи на движение предметов, сказала: "Мама, куда мне это поставить?".

Оказалось, что им не объясняли, как происходит процесс, не пытались представить, а надо было просто поставить определенные значения из условия в табличку. В этот момент я поняла, что у нас большие проблемы", - рассказывает математикиня.

По ее словам, в школе формально подходят к решению довольно простых математических задач, что мешает вообще видению процесса. И дети уже на уровне третьего класса не понимают, что происходит.

После этого она начала искать для ребенка другую школу, где математику преподавали бы не формально, а пытались заинтересовать детей.

Екатерина перевела ребенка в лицей "Научная смена", но через несколько месяцев оказалось, что и там на уроке математики скучно. Ученая пошла к учителям, чтобы понять причину.

"Мне объяснили, что у учителей нет возможности фантазировать, они скованы своей программой, требованиями и должны научить детей тому, что от них требуют на определенных этапах учебной программы.

Поэтому на заинтересование математикой ни у кого нет времени и возможности", - рассказывает она.

Так Терлецкая, которая работает в Национальной академии наук и Малой академии наук, решила самостоятельно помочь заинтересовать детей математикой.

Вместе с другими учителями лицея они придумали математические квесты, нашли людей, которые помогли закупить оборудование, напечатать яркие карты, чтобы создать для детей интересные математические игры, чтобы они в командах могли решать задачи, проводили математические подвижные (эстафеты с элементами логического мышления) и конкурсы головоломок.

"С тех пор у нас началось движение: "Что сделать, чтобы заинтересовать детей?". Детям наши идеи нравятся, кажется, так можно заинтересовать детей математикой", - отмечает Терлецкая.

Также она начала знакомиться с учителями математики из разных школ, чтобы понять, что происходит, и помогать им и детям подружиться с математикой и заодно найти своим детям лучших учителей.

"Математика - это действительно сложно. Это система. Если ребенок пропустил ли не осилил какую-то тему, дальше он не сможет двигаться.

Это как Тетрис: если что-то пропустили, потом оно накапливается и мы не можем двигаться. Детей надо мотивировать и объяснять, для чего им нужна математика. Потому что это и критическое мышление, и логика, и умение доводить свое мнение. Например, в геометрии в целом задачи на доказательство. В жизни преимущественно мы не используем геометрию, однако навыки логики и последовательности будут подходящими, например, если ребенок захочет стать юристом. Это возможность делать логические выводы", - объясняет ученая.

Среди проблем в изучении математики в школе она выделяет:

  • дети и их родители не понимают, зачем этот предмет нужен;
  • учителя ориентируются на топ-учеников, направляют усилия только на отдельных детей, пока остальной класс сидит и ничего не понимает. Хотя учитель должен иметь различные задачи для сильных детей и слабых, объяснять им более развернуто;
  • учителей надо учить более прикладным задачам, заинтересовывать детей. Уменьшить абстрактную часть и научить, например, считать банковские проценты.

"Реформа Нуш предусматривала большие финансовые ресурсы на переподготовку, повышение квалификации учителей. Это был классный шаг. Но в этом году после пандемии эти деньги не заложены", - говорит Терлецкая.

Добавляет: без продвижения знаний и поддержки государства невозможно реализовать ни одну образовательную реформу.

Новые дети

Учительница математики лицея "Научная смена" Елена Бигдан убеждает: математика - это не про сложение, вычитание, логарифмы. Это о развитии мозга, связи процессов в природе, отыскание закономерностей, умение анализировать и делать выводы. Впрочем, сейчас в большинстве случаев школьное образование не может дать качественные знания по математике и на это влияет ряд факторов.

"Реформы не срабатывают потому, что нет условий для качественной работы. Учитель перегружен.

Чтобы получить свою какую-то более-менее приличную зарплату, он должен иметь кучу часов, но качественно к ним подготовиться не хватает сил. Также люди берут кучу часов, потому что не хватает кадров. Это отдельная проблема", - объясняет Елена Бигдан.

Добавляет: перегружена и программа. Времени на отработку каких-то навыков у детей мало. Темы разорваны, поэтому на то, чтобы свести их вместе, чтобы ребенок увидел концепт, физически нет времени.

Кроме того, учителя должны учиться доступно объяснять детям, для чего им математика, заинтересовывать и показывать, что она везде: в веточке дерева, в завитках цветной капусты или винограде, чтобы детям было интересно.

"Надо понимать, что дети уже не могут спокойно сидеть и слушать, пока учитель что-то рассказывает у доски, надо менять свой стиль преподавания.

Детям становится все труднее концентрироваться, и если учитель этого не понимает, надо идти из школы", - уверена учительница.

Но отмечает, что помогать учителям должны методисты, МОН и куча образовательных ведомств, которые сейчас только "рекомендуют и проверяют".

"А то дали Lego и выдумывай с ним, что хочешь. Должно быть разнообразие, потому что только так можно заинтересовать детей. Обучение без заинтересованности невозможно. Еще вопрос в учебниках. Их много, но они не успевают за мировоззрением детей. Например, есть задачи о Шапокляк. В классе трудно найти детей, которые знают, что это за персонаж. В задаче должны быть понятны все моменты, дети должны представлять то, о чем читают", - объясняет педагогиня.

Как родителям понять, что есть проблемы с обучением

Подпишитесь на email рассылку!

Чтобы понять, какой уровень знаний после окончания начальной школы, учительница советует устроить ребенку небольшой стресс-тест. Не только пройти государственную итоговую аттестацию, но и экзамены в разных школах.

По ее словам, задачи в ГИА в младшей школе примитивны.

"Даже учебники в младшей школе не содержат задач высокого уровня знаний. В основном это стандартизированные, шаблонные задачи. Это беда.

Потому что когда дети приходят в среднюю школу, там задача переформулирована иначе, а они не понимают, что с ними делать, потому что не почувствовали в младшей школе разнообразие подходов и не знают, что к решению задачи можно подойти с разных сторон.

Поэтому когда дети заканчивают начальную школу, советую родителям идти на вступительные экзамены во все школы, где смогут зарегистрироваться. Да, это стресс для ребенка. Но можно его подготовить за несколько месяцев, объяснить, зачем это нужно, чтобы он попробовала свои силы", - рассказывает Елена Бигдан.

Говорит: на таких тестах можно увидеть, какого уровня знания у ребенка. Потому что обычно учитель, знающий ребенка четыре года и имющий не очень сильный класс, не слишком объективно оценивает.

Также советует общаться с учителями на протяжении всего обучения. Главное понимать, чего родители и дети хотят от школы: хороших оценок, знаний, комфорта. Если есть понимание, что это не то, что искали, не бояться менять школу.

"Чтобы ребенок хорошо учился, найдите ему какую-то разрядку. Кроме школы, у ребенка должно быть обязательно что-то для души - спорт, хобби.

Школа, к сожалению, не развивает индивидуальные качества и таланты у ребенка ", - говорит учительница.

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача