Почему мы не решаемся на изменения? Почему инновациям сложно "пробить" себе дорогу? Почему наш выбор - статус - кво? Как мы делаем выбор?
1. Все как есть.
Сохранение статус-кво означает оставить все таким, как есть. "И ничего не трогай !!!"
2. Риски - преимущества
Это минимизирует риски, связанные с изменениями, хоть заставляет нас игнорировать потенциальные преимущества, которые могут перевесить риски.
3. Потеря больше, чем выигрыш?
Когда мы думаем о своем выборе, мы сосредотачиваемся на том, что можем потерять, а не на том, что можем выиграть. Согласно «теории перспектив», разработанной исследователями Даниэлем Канеманом и Амосом Тверским в 1979 году, «потери кажутся большими, чем прибыль».
Потенциал потери выделяется в нашем сознании гораздо заметнее, чем возможность получения прибыли. Мы не выбираем новый вариант, потому что боимся неудачи.
4. Люблю только кофе?
Зависимость от статус-кво влияет и на повседневные решения. Например, вы можете заказать одно и то же блюдо в ресторане. Некоторые из новых могут показаться соблазнительными, но вы уверены, что будете довольны своим старым любимым.
Вместо того, чтобы попробывать новое блюдо и рисковать, что вам это не понравится, вам лучше придерживаться своего проверенного блюда. Это минимизирует риск любой потенциальной потери (недовольство тем, что вы заказали), конечно мы можем упустить возможность попробовать новое и вкуснее, но мы об этом не узнаем.
5. Защита, покой... (чуть не написала вечный)...
Конечно, как и многие другие когнитивные предубеждения, предвзятость статус-кво имеет свои преимущества. Она мешает людям рисковать, а это спокойствие и защита. Но это может иметь и негативные последствия, если альтернативы фактически обеспечивают большую безопасность и преимущества, чем текущее состояние дел.
6. Многие альтернатив
Чем больше количество вариантов для выбора (перегрузка выбора), тем больше вероятность появления предупреждения статус - кво. И это чаще приводит к худшим решениям.
7. Сложные решения
Столкнувшись со сложным решением, мы склонны принять статус-кво. Когда сомневаешься, лучше ничего не делай...
8. Мозг
При выборе "отказаться от статус - кво" активным есть субталамического ядро (STN) и нижняя лобная кора (которая отвечает за принятие сложных решений). Нижняя лобная кора влияет на STN во время отклонений от статус - кво. Нейроны субталамического ядра содержат нейромедиатор - глутамат и стимулируют активность нейронов бледного шара и черной субстанции.
9. Возраст
С возрастом предубеждения статус-кво усиливается.
Что следует различать?
1. Когнитивное предубеждение следует отличить от рационального преимущества статус-кво, например, когда текущее состояние дел объективно превышает имеющиеся альтернативы или когда недостаточно информации для принятия решения.
2. Когнитивное предупреждения следует также отличить от психологической инерции - невмешательство в ход событий. НО наша склонность всегда выбирать действие вместо недействия, даже если недействие является лучшим вариантом, может быть непродуктивной.
А ШКОЛА?
Каким образом когнитивное искажение статус - кво влияет на организацию учебного процесса в школе?
P.S. Наша дилемма в том, что мы одновременно ненавидим изменения и любим их, мы действительно хотим, чтобы все оставалось как было, но становилось лучше...
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом