В День украинской письменности и языка, 9 ноября, многие украинские писали Всеукраинский радиодиктант национального единства.
"Новая украинская школа" пообщалась с учителями начальной, средней и старшей школ о том, как в современном мире воспринимаются диктанты, о целесообразности и важности такой формы проверки знаний в НУШ и является ли диктант как форма проверки знаний сейчас полезным форматом, или уже себя исчерпал .
Лариса Кузьменко, учительница-методистка начальных классов СШ №133 города Киева
Я придерживаюсь середины в этом вопросе. Считаю, что диктанты нужны – никто не диктует диктанты каждый день. Он делается через определенный промежуток времени, когда дети приобрели какие-то знания, поэтому он проверяет: что дети знают, а чего нет – это раз.
Во-вторых, он заставляет ребенка собраться. Написав диктант, дети, особенно в начальной школе, обретают веру в свои силы. То есть для учителя это как подсказка, а для детей способ собраться.
Кроме того, часто в классах более половины учащихся с какими-то логопедическими отклонениями. И именно диктант дает возможность учителю определить их точно и обратить внимание на то, что нужно заниматься с таким ребенком. Но это не значит, что нужно писать диктант каждый день.
Работа над ошибками – важная поведенческая ситуация
Совершать работу над ошибками важно, но это нужно делать правильно, согласно методическим рекомендациям. Если вообще не проводить работу над ошибками, ребенок будет думать, что так и надо как написал, так и написал – и пошел дальше. Тогда так и в жизни складывается: я там допустил ошибку, работал над ошибками в украинском языке, следовательно, и в жизни все удастся, если сделать анализ и выводы. Это уже определенная поведенческая ситуация.
Темы диктантов, которые больше по душе ученикам младшей школы
Младшие школьники больше всего любят тексты о животных, какие-нибудь случаи, которые с ними произошли, это сразу вызывает эмоции. Начинают рассказывать “ой, а у меня было…”. Также, когда меткая тема резонирует с современностью, ученики сразу имеют "настороженные ушки" и включаются в текст. Но такого материала не достаточно. Даже произведения, которые предлагают в сборниках диктантов – все устаревшие. Возможно, поэтому возникает негативное отношение к диктантам.
Оксана Проселкова, учительница высшей категории украинского языка и литературы средних классов ОШ №11 города Краматорск
Я, вероятно, буду мыслить традиционно в этом вопросе. В последнее время мы ориентируемся на проверку знаний в виде тестов: это, конечно, ВНО в 11 классе, и почему-то перестает быть актуальным диктант. Он до сих пор является контрольной единицей, мы пишем диктанты в 5, 6, 7, 8 и 9 классах, вопросы диктанта снимаются в основном в старших классах.
Но, по-моему, диктант нужен. Поскольку то, что дети выбирают как правильный ответ во время ВНО, – это еще не формулировка мысли, не выражение. В результате, большие вопросы возникают при подготовке, когда дети учатся писать собственные высказывания посредством обоснованного эссе. Более того, в тех регионах, где в быту пользуются русским языком, и дети говорят и мыслят преимущественно на уроках украинского языка.
Конечно, "а", "б", "в", короткие фразы, максимум предложений, которые есть в тестах, не являются инструментом для мыслительной деятельности, потому что нужно формулировать мнение на украинском для того, чтобы потом его передать на украинском. При написании диктанта актуализируется мнение (преподаю почти 20 лет в школе), дети не только следят за орфографией, пунктуацией, а им еще очень важен сам текст.
Темы диктантов для средней школы
Я всегда ответственно отношусь к содержанию, не только к наличию орфографических или пунктуационных моментов, которые должны быть по теме в тексте диктанта, но и к тому, о чем он. Часто замечаю, что когда дети увлекаются содержанием, они начинают отвлекаться даже от правил, это вредит им, но они восхищаются тем, что они эту мысль и этот фрагмент написали.
Например, возьмем отрывок из художественных текстов. Я очень люблю Григора Тютюнника, Евгения Гуцала, Валерия Шевчука. И хотя это довольно сложные по структуре и синтаксически предложения, это прекрасные мысли.
Или, например, классический отрывок из "Роксоланы" Павла Загребельного "про аистов", я думаю, все уже писали и переписали несколько раз этот текст диктанта. Для составителей [национальных] диктантов ежегодно, пожалуй, большая ответственность не только составить грамотно диктант для того, чтобы люди в среднем справились с ним, но и выбрать смыслово интересный контент.
Диктант в прямом эфире – это месседж
У взрослых людей, участвующих в диктанте, нет особой подготовки к этому формату, но диктант – это месседж. Даже факт, что диктант звучит в прямом эфире, в определенное время и все вместе садятся его писать, создает впечатление, что мы читаем общую молитву.
В прошлом году мне очень понравилось содержание текста Ивана Малковича, в этом я тоже ожидаю от Юрия Андруховича интересные мысли. Здесь, собственно, даже речь не идет о том, чтобы грамотно или неграмотно мы написали, а хочется, действительно, в унисон со всеми продумать и прислать в космос на украинском языке единый национальный месседж. Поэтому подобные флешмобы очень нужны. Это о мышлении, о мыслях, которые одним словом, одним предложением, как это бывает в тестах, не выскажешь.
Важно, чтобы на уровне текста была завершена позиция или мнение. Писав диктант в первый раз, мы соревновались, хотели быть лучшими, быть среди победителей. Я помню волнение учителей, которые тоже приобщаются и пишут, потом обрадованы, если не допустили ошибок, но чем дальше, тем больше замечаю, что это перерастает не в соревнование, а становится доброй традицией: вместе приобщиться к написанию диктанта.
Не столь важно, когда ты проверяешь текст на сайте Украинского Радио и замечаешь ошибки в работах детей или даже в собственной – это не соревнование, а объединительный акт. Язык является первым инструментом для того, чтобы это сделать. Это едва ли не единственная мера, пожалуй, в Украине, в которой большую роль играет речь. И вокруг нее мы собираемся и пишем.
Диана Мельникова, писательница, учительница старших классов украинского языка и литературы Новопечерской школы
В старших классах диктанты – не очень распространенная практика, потому что больший акцент делается на произведениях, эссе, подготовке к ВНО. Но до 9 класса включительно, по-моему, диктант – актуальная форма работы, прежде всего диагностической, то есть показывает, насколько ребенок хорошо знает орфографию и пунктуацию, насколько хорошо у него развиты языковая интуиция и грамотность.
Мы знаем, что есть люди, которые интуитивно расставляют знаки препинания, и есть те, которые пользуются правилами. Есть общие формы, когда оба варианта работают. В первую очередь именно чтение это воспринимает, но диктант является хорошим показателем, диагностикой, и после его написания и учитель, и ученик могут заключить, над чем следует работать.
Диктант – способ сосредоточения на аспектах грамотности
Тесты важны, но практическая ценность диктантов незаменима, поскольку сейчас многие дети считают, что писать рукой – пустая трата времени, это трудно, этого не хочется. Достаточно не очень положительных комментариев слышу на уроке по поводу письменных работ, но психологи доказали, что именно писание рукой выстраивает совсем другие нейронные связи. Запоминается материал лучше, а из-за написания текста именно рукой навык лучше отрабатывается.
Конечно, есть формы работы, когда дети выражают свое мнение в письменной форме, приводят аргументы, примеры или пишут эссе или произведения. Но в этот момент учащиеся не всегда контролируют, насколько грамотно выскажутся. Диктант – способ сосредоточения на аспектах грамотности и, по моему мнению, он хороший тренажер.
Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом