Укр Рус

Услышит ли власть педагогов? - Владимир Онацкий

Услышит ли власть педагогов? - Владимир Онацкий

Прошло всего два месяца, а украинские педагоги уже вышли на манифестацию. Это рекорд. Не было еще ни одного правительства, ни парламента, каким бы за такой короткий промежуток работы так удалось консолидировать терпеливых педагогов против себя.

Причина акции протеста понятна - это продолжение политики предыдущей власти. Жаль, что новая команда МОН и КМУ не сделали выводов из поражения на выборах Гройсмана и Гриневич. Несмотря на их громкие заявления о прорыве в образовательной области и миллиарды гривен, которые направлялись в образование, украинцы выразили им недоверие своими бюллетенями.

К образованию в нашей стране касаются все: кто-то работает в образовании, кто учится, у кого учатся дети, внуки, а для кого школа - единственный очаг культуры и знаний в деревне. И что же удалось сделать предыдущему правительству, и намерены продолжить нынешние депутаты и чиновники: 1) оптимизация (читай: закрытие) учебных заведений на селе; 2) обнищание педагогических работников; 3) создание условий, при которых абитуриенты все чаще выбирают вузы Польши и других стран, чем отечественные.

Понятно, что все эти вопросы полностью раскрыть в фейсбучной заметке невозможно. Однако попробую. Накануне акции протеста мы в своем коллективе обсуждали вопросы, волнующие педагогов. Киевская школа, а на первом плане - волнение за сельских детей, за украинские села. Для нас не пустые слова: "Есть школа - есть село, есть будущее".

На фоне проталкивания законов о продаже украинских земель так называемая оптимизация школ выглядит зачисткой территорий и подготовкой их на продажу. При этом, прикрываясь будто заботой о детях, чиновники лишают этих самых детей права на обучение, ведь при отсутствии нормальных дорог дети не смогут добираться до школ.

Школьный автобус - это хорошо, но мы имели несколько лет школьный автобус, который подвозил детей из близлежащих поселков в нашу школу. Много было проблем: то тендер не проведен, то водитель заболел, то автобус сломался, то дорогу размыло. Где-то треть времени того автобуса не было.

Итак, учитывая отсутствие транспортной инфраструктуры и недоверие населения относительно намерений правительства относительно продажи земли, необходимо наложить мораторий на закрытие сельских школ. При этом образовательная субвенция должна быть такой, чтобы классы по наполненность более 5 учеников могли бы полноценно функционировать, как это и предусмотрено действующим законодательством.

Следующим важным вопросом является обнищание украинских педагогов. Это сделано искусственно КМУ путем разрушения Единой тарифной сетки и игнорированием требований статьи 61 ЗУ "Об образовании". Единая тарифная сетка была разработана таким образом, чтобы работники получали дифференцированную ставку (должностной оклад), в зависимости от сложности выполняемой работы, образования, квалификации, занимаемой должности. И минимальная ставка должна быть на уровне минимальной заработной платы, а дальше она бы увеличивалась бы на определенный коэффициент. Впрочем, предыдущее правительство сделал так, что работники без квалификации и высококвалифицированные работники имеют минимальную заработную плату. Это, безусловно, является нарушением Конституции Украины.

Нам постоянно говорят, что нет денег на увеличение зарплат педагогам. Безусловно, нет. И мы понимаем, почему. Так хотят те, от кого это зависит. Это они устанавливают зарплаты судьям и руководителям государственных корпораций, это они "крышуют" янтарную мафию и вырубка лесов, Укрспирт и таможню. Это они создали сеть частных учебных заведений, где за бешеные деньги учат своих детей. Там педагоги работают в надлежащих условиях, там дети учатся в надлежащих условиях.

Недавно в сети было объявление, искали учителя начальных классов в частную школу на Печерске: в классе работает два учителя одновременно, количество учеников до 20, зарплата от 15000 гривен, при этом собеседование для зачисления на обучение должен пройти не только ребенок, но и вся семья, потому что на обучение принимается ребенок из семьи, которая должна соответствовать определенным критериям. Можем сравнить с обычной школой: до 35 учеников, один учитель, зарплата от 4300 до 5200 гривен. (За рамками этого поста оставлю свои эмоции и мысли по поводу школ для элиты и плебса, можете оставить свои в комментариях).

Итак, первый шаг, который мог бы сделать правительство, - это полноценное восстановление действия Единой тарифной сетки. Это был бы справедливый шаг по отношению не только педагогов, но и всех бюджетников.

Следующим шагом должна быть дальнейшая дифференциация учительского труда. Речь о доплаты. Доплаты очень распространены в структурах заработных плат работников. Есть они у чиновников, депутатов, военных, врачей. И только из учителей депутаты их предлагают снять. При этом как-то четкой позиции по этому поводу от руководительницы МОН не удалось услышать. Возможно, госпожа министерка не очень хорошо понимает, что доплата устанавливается за конкретное выполнение дополнительных обязанностей, например, за классное руководство или за проверку тетрадей.

Предыдущая руководительница МОН часто говорила, что деньги будут ходить за ребенком. Следовательно, чем больше учеников в школе, тем лучше будет обеспечение этой школы, тем более качественные услуги будут получать ученики. Сегодня этого нет. Учитель все равно получает за проведенный урок и тогда, когда в классе учится 5 учеников, и когда в классе 38 детей. При этом не имеет значения, преподает он предмет на уровне стандарта, или на профильном.

Мне кажется, что это не справедливо, ведь учитель тратит значительно больше ресурсов (времени на подготовку, сил на проведение), работая в большом или профильном классе. Ну и поскольку деньги должны ходить за ребенком, то и учитель должен получать большую зарплату, если учит более детей.

Итак, я предлагаю ввести дополнительные доплаты: 1) за преподавание предметов на профильном или углубленном уровнях - 10 процентов в начальных классах: 15 процентов - в средних, 20 процентов - в старших; 2) за увеличение учеников в классах от 11 до 15 учеников - 20 процентов, от 16 до 20 учеников - 25 процентов, от 21 до 25 учеников - 30 процентов, от 26 до 30 учеников - 35 процентов, более 30 учеников - 40 процентов .

Отдельно надо сказать о молодых учителей, которые не имеют никакой поддержки от государства. Можно было бы ввести сертификацию для выпускников вузов, которую причисляли как комплексное выпускное испытание, и давала бы будущем молодому учителю надбавку к должностному окладу 20 процентов на 3 года.

Третьей основной проблемой является выезд из страны молодежи. Иностранные вузы охотно принимают на обучение наших выпускников школ. В вузах Польши, Германии украинские юноши и девушки могут учиться как бесплатно, так и за умеренную плату. К сожалению, в вузах стоимость контрактного обучения неоправданно высока. Создается впечатление, что каждого студента-контрактника обучают индивидуально, хотя по факту они учатся потоками по 200 и более студентов. И если разделить стоимость годового обучения на количество учебных дней, то плата за один учебный день может достигать даже 800-1000 гривен.

Понятно, что такие цены неоправданно завышены и заставляют абитуриентов поступать в иностранные вузы. Следующей проблемой при поступлении в вузы является обнародование правил поступления за несколько месяцев до начала вступительной кампании. Подготовка к поступлению проходит в 10-11 классах, то есть два года, и избрание профиля обучения в старшей школе не гарантирует, что эти предметы будут в качестве вступительных испытаний в год поступления.

Я считаю, что необходимо определять вступительные испытания так, чтобы они соответствовали профилю будущей профессии, были известны за несколько лет, чтобы будущий абитуриент целенаправленно готовился, чтобы условия вступления в вузы не отталкивать абитуриентов и не заставляли их уезжать за границу.

Мы имеем три основных вопроса в современном отечественном образовании, решение которых лежит, прежде всего, в плоскости политической воли. Новая власть работает всего несколько месяцев, но педагоги уже поднялись на протест. Каждая семья касается образования, каждого волнует будущее нашей страны. Поэтому, чиновники, не теряйте доверие общества, пока ее есть.

Владимир Онацкий

Опубліковано:
Освітній портал op.ua
Автором статьи не является редакция сайта, поэтому все его источники относятся к автору самой статьи
0.0
Актуальність і новизна:
Подача і оформлення матеріалу:


Інші новини

Показать больше

Нещодавні матеріали бібліотекки

Показать больше

Подпишитесь на email рассылку!

Получайте актуальную информацию об образовании в Украине и за рубежом

Новина додадана до збережених

Перейти до кабінету
x
x
Статус користувача